Мастер-класс для педагогов ДОУ тему: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
материал
Цель: повысить мотивацию педагогов на использование в практике методов и приемов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Цель: повысить мотивацию педагогов на использование в практике методов и приемов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Президент РФ Владимир Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Это решение имеет особую значимость в преддверии празднования 80-летия победы в Великой Отечественной войне
Знаменательно, что Год защитника Отечества приходит на смену Году семьи в 2024 году, и это не случайно.
Это подчёркивает глубокую связь между семейными ценностями и героическим служением Родине. Год семьи, который был посвящён вопросам демографии и поддержке материнства, заложил основу для будущего. А Год защитника Отечества станет ярким и важным событием, которое подчеркнёт заслуги тех, кто защищал и защищает эту основу.
Год защитника Отечества 2025 – это не просто календарная дата, а символ национального единства и патриотизма. Это выражение глубокой признательности тем, кто защищал и продолжает защищать суверенитет и безопасность нашей страны. Важно помнить, что патриотизм — это не только слова, но и действия, которые мы можем предпринять для поддержки наших героев! Укрепляя любовь к Родине, мы создаём будущее, полное гордости и уверенности в завтрашнем дне. Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного края? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.
Послушайте притчу.
Однажды царь, отец трёх сыновей, отправил их искать место на земле, где они хотели бы жить и заниматься любимым делом. Старшему сыну велел искать лучшую страну на земле, среднему - самый лучший город, а младшему - найти в их городе самый лучший дом. По возвращении старший сын рассказал отцу, что он нашёл лучшую страну, но жить он хочет там, где он родился и вырос. Средний сын рассказал отцу, что есть лучший город на земле, но жить он хочет в своём городе и будет стремиться делать его лучше. И младший сын нашёл самый замечательный дом в их городе, но попросил отца разрешить ему жить с ним в родном доме. И тогда отец сказал своим сыновьям, что он рад тому, что он смог дать им самое главное в жизни до того, как они оправились в путешествие.
-Что же самое главное дал отец своим детям? (Любовь к своей Родине).
-Как вы понимаете слова "любить Родину"? Что они для вас означают?
-Вывод: любить Родину-это значит стремиться к тому, чтобы она стала лучше. Лучше должны стать наш дом, улица, село, наша республика, наш Дагестан. Ведь у каждого человека есть малая Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным.
Задание 1 «Наполним душу ребенка»
- Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. - А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою Родину.
Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребенка. Педагог кладет первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю)
-Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребенка.
-Уважаемые коллеги, выполняя данное упражнение, мы тем самым определили примерный перечень разделов по патриотическому воспитанию детей.
Задание 2
У каждого народа есть свои пословицы и поговорки. Есть они и у дагестанского народа. Дагестанские пословицы и поговорки удивительны и своеобразны. Особенность дагестанской пословицы заключается в отображении в ней быта горцев, географической обстановки, национального характера. Они вобрали в себя мысли и чувства сотен поколений людей. Пословицы нас учат, советуют, предупреждают и наставляют. Давайте вспомним некоторые из них...
Итак следующее задание «Я начну а вы закончите» Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать к начальной части пословицы концовку.
- Хочешь узнать человека посмотри... (на его друга)
- Птицу узнают в полете, а человека (в работе)
- "Не женись, если расхваливает мать, (а уважают соседи, не упускай.)
- Когда добром кому-нибудь ответить не сумел, (хотя бы не забудь его хороших дел)
- Если хочешь получить от дерева плоды (ухаживай за его корнями)
- Во имя защиты Родины не щади (и собственной жизни)
- Смелые побеждают (трусливые погибают)
Цель данной игры расширить кругозор детей, вызвать интерес к использованию пословиц народов Дагестана в повседневной жизни.
Задание 3. Угадай из какой сказки?
С чего начинается Родина... со сказок, легенд, былин. С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Необходимо по прочитанному отрывку из дагестанской народной сказки определить её название.
Путник усмехнулся:
-Неужели ты надеешься, старик, прожить ещё сорок лет и насладиться плодами этого дерева?
-Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть наслаждаются дети и внуки.
(Ответ старика)
Прошли годы. Братья выросли и женились. Появились у них свои дети. Отделились от отца, каждый построил себе дом. Начали ссориться между собой их жены и дети. Постепенно и братья стали всё реже ходить друг к другу. Их враги воспользовавшись этим, начали сводить с ними счеты поодиночке.
Увидел старый отец, что если и дальше так пойдет, ссоры сделают братьев врагами. Собрал он... (семь гранатовых прутьев)
Юноша пустил стрелу, и один голубь упал, а два других улетели. Тогда юноша вынул нож и хотел было прирезать голубя, но тот заговорил: - Если ты зарежешь меня, то ничего хорошего не получишь или очень мало получишь, а если оставишь в живых, то многое получишь. Юноша пожалел его, стал лечить и кормить. Однажды днем юноша лег поспать, а голубь встряхнулся и превратился в красивую девушку. Она тотчас же занялась уборкой, побелила комнату и привела все в порядок. Проснулся бедняк и видит: сидит около него красавица, а комнату не узнать - такая она чистая и прибранная. (Клюка)
Юноша схватился было за кинжал, а олень говорит человечьим голосом:
- Не убивай меня, человек, помоги мне освободиться! Вырви клок моей шерсти и, когда будет тебе трудно, кинь мою шерсть в огонь. Я мигом явлюсь перед тобой, чтобы сослужить любую службу. Пожалел юноша оленя, вырвал у него клок шерсти, помог ему выбраться на волю и отпустил его. (Друзья пастуха)
Добрый медведь усадил девочку на солнечной полянке у ручья, а сам принялся ломать сухие ветки. Потом взял Изумруд веревку и связал большую вязанку дров. -Пойдем, красавица, - сказал медведь, легко взвалив на широкую сильную спину вязанку. - у нас, медведей, принято за добро платить добром. (Добро за добро)
И вот пристала старуха к старику: -Что хочешь делай, куда хочешь девай ты свою дочь, но чтоб глаза мои её не видели! В поле её с собой возьми, заведи подальше и там оставь, чтоб мои уши голоса ее не слышали. (Дынька)
Цель: закрепить знания детей о дагестанских народных сказках, формировать любовь к традициям своего народа.
Задание 4. Собери картинку.
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы и исторического прошлого.
Задание: собрать картинку и назвать достопримечательность.
Цель: закреплять умение узнавать на фотографиях знакомые объекты. Воспитывать интерес к достопримечательностям родного края.
Задание 5. Исключи лишний элемент
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Цель: закрепить знания детей о птицах и животных обитающих в Дагестане.
Подводя итог, отмечу, что все продемонстрированные игры просты в использовании, эффективны в работе, интересны детям, способствуют развитию познавательного интереса дошкольников.
И мне хочется завершить наше мероприятие словами А.С. Баркова:
«Между Родиной и родным краем существует непрерывная связь. Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его-значит полюбить его еще более глубоко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Цель мастер -класса познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Целью данного мастер-класса было ознакомление педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....

Деловая игра «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
За последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является заклады...
Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
закрепить у педагогов знания о малой Родине – Югре, к народным традициям, прививать чувство любви и патриотизма Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на исполь...

Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"
Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"...
Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» Цель: Закрепить у педагогов знания о малой Родине – ЯНАО, к н...

Консультация для педагогов на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"
В консультации содержатся основные задачи по воспитанию патриотизма у детей через ознакомление с родным краем....