Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
материал
закрепить у педагогов знания о малой Родине – Югре, к народным традициям, прививать чувство любви и патриотизма Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приёмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем; Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам; Развивать творческую активность педагогов.
Задачи:
1. Закрепить знания об истории края, о символах округа и города, об особенностях растительного и животного мира Югры, о коренных народах Севера, о праздниках ханты и манси. Формировать чувство уверенности в себе, умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
2. Развивать чувство патриотизма к своей Родине;
3. Вызвать интерес к истории своей малой родины, к народным традициям, коренным народам ханты и манси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Цель: .Закрепить у педагогов знания о малой Родине – Югре, к народным традициям, прививать чувство любви и патриотизма Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приёмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем; Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам; Развивать творческую активность педагогов.
Задачи:
Закрепить знания об истории края, о символах округа и города, об особенностях растительного и животного мира Югры, о коренных народах Севера, о праздниках ханты и манси. Формировать чувство уверенности в себе, умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
Развивать чувство патриотизма к своей Родине;
Вызвать интерес к истории своей малой родины, к народным традициям, коренным народам ханты и манси
Ход мастер-класса:
Вступительное слово. Россия - это великая наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть край, уголок, в котором он родился. Другими словами это называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Югра. Сегодня мы с вами с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живём мы с вами Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Но для начала вспомним определения слов, которые нам сегодня понадобятся. Что такое патриотизм? (Ответы присутствующих.)
ПАТРИОТИЗМ – ЭТО Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готов-ность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
С.И. Ожегов. Словарь русского языка
Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и свершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Что такое Родина для вас? Какой образ возникает у вас при произнесении этого слова? (Ответы.) У каждого из вас свой образ Родины. У каждого человека понятие «родина» свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Человек, знающий и любящий свою Родину, не способен её предать. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей;
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику Н. Ф. Ватутина); мини - музей «Русская изба»);
- рассказ воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе, селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
-организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Первое задание: «Символика».
1. Назовите основные символы нашего округа (герб, флаг)
2. Какие основные цвета на флаге округа(3 синий, зеленый, белый)
3. Что символизируют цвета на флаге округа? (Синий цвет флага символизирует водные ресурсы региона, Зеленый цвет — символ бескрайней сибирской тайги, белый цвет напоминает о суровой зиме, северных снегах)
4. Какая птица изображена на гербе ХМАО (двухглавая птица).
5. Что изображено на гербе Югры? (представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладе двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ «Кат ухуп вой» (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Контур щита обведен золотом.)
Вторе задание «Собери герб» (команды собирают герб Сургута и герб ХМАО)
Ведущий. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о Югре.
Третье задание «Мой край – Югра». Вам предстоит ответить правильно на вопросы.
День образования ХМАО-Югры? (10 декабря 2016г.).
Как ранее назывался Ханты-Мансийский автономный округ (Остяко-Вогульский национальный округ).
Что означает слово «Югра»? (Югра возник как этноним – это коми-зырянское название ханты и манси. «Уг» – означает вода, «ра» – народ. Следовательно, Югра – народ воды.).
Как называется главный город нашего округа? (Ханты-Мансийск)
Древнее название окружного центра? (село Самарово.)
Какие ещё города Ханты - мансийского округа вы знаете? И сколько городов в Хмао? (Сургут, Мегион, Лангепас, Югорск, Нефтеюганск, Белоярский, Когалым ,Нижнивартовск, Нягань, Покачи, Пытьях, Радужный, Советский, Урай, Ханты-Мансийск, Лянтор-16 городов).
Каким считается климат ХМАО – Югры (Климат округа — резко континентальный, характеризующийся быстрой сменой погодных условий, особенно в переходные периоды — от осени к зиме и от весны к лету).
Назовите коренных жителей севера. (Ханты, манси)
Определите, что обозначают следующие орнаменты: шишка, медведь, дом, луна, глухарь, оленьи рога, заячьи уши, береза, солнце, лебедь, охотник на олене, челюсть щуки. (на слайде)
Четвертое задание. «Расскажи пословицу». Каждая команда должна собрать по 2 пословицы и поговорки народов ханты или манси.
Сильному оленю дорога не страшна, а слабому и короткая тяжела.
Не познаешь бурю, не оценишь тишины.
Не завершив одно дело, не хватайся за другое.
День прекрасен солнцем, а человек - трудом и добрым делом.
Пятое задание: «Праздники народов ХМАО.
Воспитатель: Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто он и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место у огня, застеленное новой шкурой оленя.
Вспомните и назовите праздники хантов и манси. Каждая команда называет праздники (вороний праздник, день оленевода, медвежье игрище, праздник трясогузки, праздник солнце, праздник угощения Луны, проводы лебедя, день оленя)
Каждая команда по жеребьевке достает праздник и рассказывает про него
Вороний день - 7 апреля. Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры — ханты и манси — считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
Праздник трясогузки - 1 июня. Разве есть какая птаха лучше этой вежливой птицы в нашем краю? Нет! Конечно, нет. Она все лето, каждое утро встречает нас поклоном. Щебечет, что круглое лето будет с нами.
Проводы лебедя – осенью. Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня «Ворнахатла» - «Вороньего дня», еще один праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом. Они подходили к реке и нашептывали, тихо говорили: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей».
Медвежий праздник - по случаю охоты на медведя - зимой).Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках.
6. Упражнение «Наполним душу ребёнка»
- Всем известно, то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою Родину. Надо класть в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка. (Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю и т.д.))
- Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.
Рефлексия. Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подошел к концу, прошу вас поделиться своими впечатлениями, дополнив следующие высказывания:
- Сегодня я узнала, что…….
- Было интересно…….
- Я поняла, что…….
- Я приобрела…….
- Я попробую…….
- Меня удивило………
- Мне захотелось….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Сообщение из опыта работы...
Мастер - класс «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Цель мастер -класса познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Целью данного мастер-класса было ознакомление педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....
Проект в подготовительной группе: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления музея родного края»
Цель проекта:-ознакомление детей с понятием «музей», формирование представлений о том, какие бывают музеи.-воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримеч...
Деловая игра «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
За последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является заклады...
Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"
Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"...
Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» Цель: Закрепить у педагогов знания о малой Родине – ЯНАО, к н...