Проект «За всякое дело берись умело»
проект

Мокеева Татьяна Николаевна

«Радость труда – могучая воспитательная сила.

В годы детства каждый ребенок

должен пережить это благородное чувство».

 

                                                                                                 В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_trud_v_prirode.docx56.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «За всякое дело берись умело»

«Радость труда – могучая воспитательная сила.

В годы детства каждый ребенок

должен пережить это благородное чувство».

                                                                                                 В.А. Сухомлинский.

Тип проекта: краткосрочный, комплексный, практико-ориентированный, информационный, игровой, коллективный.

Разработала: Мокеева Т.Н.

Место события: МБДОУ детский сад №22.

Участники: дети старшей группы и их родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель группы.

Актуальность проекта: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка. Посильный труд делает детей более организованными и самостоятельными в школе, позволяет стать более активными в познании окружающего мира.

Труд в природе формирует основы экологического воспитания, повышает интерес к окружающей природной среде и её объектам, воспитывает бережное отношение к ним. Ухаживая за растениями и животными ребенок развивается физически, умственно и нравственно. Непосредственное общение с природой позволяет развивать у дошкольников трудолюбие и приобрести им знания и навыки по уходу за объектами природы.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивного отношения к труду и овладение навыками трудовой деятельности.

Задачи проекта:

Работа с детьми:

1.Обобщить и уточнить знания детей об объектах и явлениях живой и неживой природы, способах охраны и заботы о природе.

2.Развивать трудовые умения и навыки, формировать умение планировать свою деятельность.

3.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и сверстников, умение осуществлять коллективную работу.

Работа с родителями:

1. Познакомить родителей (законных представителей) с основами и особенностями трудовой деятельности старших дошкольников в природе.

2. Вызвать заинтересованность у родителей (законных представителей) в воспитании детей путём приобщения их к трудовой деятельности.

Методическая работа:

1.Подобрать и систематизировать методический и практический материал по теме проекта.

2.Создать копилку методических приемов организации и вовлечения детей в трудовую деятельность.

Ожидаемые результаты:

- сформированность у детей представлений о труде в природе и трудовых навыков, соответствующих возрастным особенностям;

- овладение родителями (законными представителями информацией о трудовом воспитании старших дошкольников, включение в процесс воспитания и образования детей через трудовую деятельность.

Методы проекта: решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, беседы, чтение художественной литературы, показ и пример взрослого, наблюдение, просмотр иллюстраций, альбомов, видеофильмов, коммуникативные, дидактические, подвижные и др. игры.

Этапы проекта.

  1. Подготовительный этап:

- постановка целей и задач проекта, подбор методических материалов, составление плана, рассматривание рисунков и иллюстраций, подбор художественной литературы.

2) Основной этап:

Работа с родителями:

- проведение анкетирования среди родителей;

-оформление уголков для родителей наглядной информацией о природе, труде в природе;

-проведение индивидуальных консультаций и бесед воспитателем и по запросам родителей;

-вовлечение родителей в мероприятия по плану проекта;

Работа с детьми.

День

Тематика

ОО

Мероприятия

«Умение трудиться в жизни пригодится»

С-К Р

-Беседа о роли труда в жизни человека «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

-Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

-посадка лука на подоконнике

Ф Р

- Эстафета «Собери урожай»

Х-Э Р

-чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

- рисование «Кто работает в детском саду»

П Р

- Рассматривание иллюстраций и фотографий «Профессии в детском саду»

-Д/игра «Кому что нужно для работы»

Р Р

-речевые игры «Назови профессию правильно», «Назови ласково»

-игра «Объясни пословицу»

«Что нужно растениями и для чего нужны они»

С-К Р

- беседа о пользе растений «Зачем нужны растения на земле?»

-д/игра «Собери растение»

Ф Р

- Подвижная игра «Посади цветок»

- беседа «Лекарственные растения»

-полив комнатных растений

Х-Э Р

-Чтение Л.Н. Толстой Старик и яблони»

- аппликация «Яблоня»

П Р

- Просмотр развивающего мультфильма «Растения нашего края»

-рассматривание альбома «Что нужно растениям для жизни»

Р Р

- речевая игра «Один- много»

-отгадывание загадок о растениях

«Комнатные растения»

С-К Р

- беседа «Уход за комнатными растениями»

-Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»

-опрыскивание и очистка листьев комнатных растений

Ф Р

- Малоподвижная игра «На окне в горшочках»

- пальчиковая гимнастика «Утром алые цветки»

Х-Э Р

- чтение Б. Ферпер «Бегония»

- аппликация «Фиалки»

П Р

- Экскурсия в среднюю группу, наблюдение за уголком природы

- опытно-экспериментальная деятельность «Комнатным растениям нужна вода»

Р Р

- рассказывание по серии сюжетных картинок «Как правильно ухаживать за комнатными растениями»

- речевая игра «Великан и гномики» (у великана –цветок, у гномика – цветочек)

«Живой уголок»

С-К Р

- беседа «Кто живет в живом уголке. Уход за комнатными домашними животными и птицами»

- создание игровой ситуации «У меня живет хомячок»

-с-р/игра «Зоомагазин»

-трудовое поручение «Соберем корм для хомячка»

Ф Р

- Подвижная игра «Хомячки играют в мяч»

-Физкультминутка «Хомка-хомячок»

Х-Э Р

-Чтение Михаилиди В.П «Приключения крошки хомяка»

- рисование «Мое домашнее животное»

П Р

-рассматривание иллюстраций и фотографий животных и рыб живого уголка

-дидактическая игра «Правильно-неправильно»

Р Р

-речевая игра «Попугай», «Назови ласково»

«На нашей клумбе»

С-К Р

- Беседа «Безопасность при работе на клумбе»

- сюжетно-ролевая игра «Мы садовники»

-сбор семян цветов

Ф Р

- Подвижная игра «Я садовником родился»

-пальчиковая гимнастика «Только солнышко взошло»

Х-Э Р

-чтение В. Катаев «Цветик-семицветик»

-аппликация «Роза»

П Р

-Беседа с детьми о растениях на клумбе, их значении в жизни человека, рассказать об уходе за ними

Р Р

- викторина «Лучший знаток садовых цветов»

-разучивание стихотворение о садовых цветах

«Растения в нашем детском саду»

С-К Р

- Создание и решение проблемной ситуации «Что будет, если растений не будет»

- сбор листвы и сухих веток на участке группы

Ф Р

- Подвижная игра «Дерево, кустик, травка»

- релаксация «В лесу»

Х-Э Р

- Чтение И. Токмакова «Деревья»

П Р

- экскурсия по территории детского сада, наблюдение за растениями (деревьями, травами, кустарниками)

- д/и «С какого дерева листок»

Р Р

- речевая игра с мячом «Я знаю 5 названий…»

- игра на дыхание «Подуй на листик»

«Хлеб всему голова»

С-К Р

- беседа «От зернышка к хлебу»

-игровая ситуация «Замесим тесто»

- сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин»

-дежурство по столовой и в природном уголке

Ф Р

- Подвижная игра «Каравай»

-пальчиковая гимнастика «Бублик»

Х-Э Р

- Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

- лепка из соленого теста

П Р

- рассматривание иллюстраций и фотографий уборки зерна, и изготовления хлебных изделий

- дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Р Р

-заучивание пословиц о хлебе

«Труд в саду и огороде»

С-К Р

-беседа о труде взрослых в саду и огороде осенью

-создание проблемно-игровой ситуации «Собираем урожай»

- с-р/игра «Варим суп из овощей»

-совместный труд со взрослыми по уборке урожая в огороде детского сада или мини-огороде на окне

Ф Р

- Подвижная игра «Овощи и фрукты»

- пальчиковая гимнастика «Капуста»

Х-Э Р

- Чтение В. Сухомлинский «Почему репка выросла такая пребольшая», «Откуда зимой свежие огурчики»

-рисование «Натюрморт из фруктов»

П Р

- Рассматривание альбома «Труд людей в деревне осенью», беседа по иллюстрациям

Р Р

-речевая игра «Съедобное-несъдобное»

-отгадывание загадок об овощах и фруктах

«Экологический патруль»

С-К Р

- решение проблемной ситуации «Как убрать мусор»

-сюжетно-ролевая игра «Юные экологи»

-д/игра «Кто где живет»

-уборка мусора на участке детского сада

Ф Р

- Подвижная игра «Повтори движение» (копает, рубит, пилит и т.д.)

Х-Э Р

-Чтение К. Ушинский «Четыре желания»

- рисование «Чистая планета»

П Р

- беседа о сохранении природных ресурсов, рассматривание иллюстраций и фотографий по экологии

- д/ и «Собери картинку»

Р Р

- речевая игра «Хорошо-плохо»

  1. Заключительный этап.

1.Подведение итогов работы, составление тематического альбома, оформление выставки творческих работ детей

2.Проведение детско-родительского досуга «Мы – друзья природы»

3. Организация конкурса чтецов «Осень в стихах»

4.Выполнение фотоколлажа «Заботимся о природе»

5. Наблюдение за луком на подоконнике.

Приложение1

Анкета для родителей «Труд детей»

Уважаемые родители!

Данная анкета позволит нам узнать Ваше отношение к трудовому воспитанию детей. Ваши ответы помогут в дальнейшем планировании работы в данном направлении.

1. Трудится ли Ваш ребенок дома? _______________

2. Есть ли у Вашего ребенка определенные обязанности по дому? __________

3. Ваш ребенок выполняет трудовые поручение самостоятельно или только с Вашей помощью? ________________________

4. Как долго может трудиться ваш ребёнок? __________________

5. Есть ли у Вас домашние животные? Осуществляет ли ребенок посильный уход за ними? _____________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Есть ли у Вас комнатные растения? Как ребенок помогает за ними ухаживать? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Есть ли у Вас дача/огород? Помогает ли ребенок ухаживать за растениями на нем? ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. С удовольствием или без желания выполняет ребенок трудовые поручения по уходу за природными объектами? __________________________________

__________________________________________________________________

9. Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную работу? Если да, то как?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за искренние ответы!

Приложение 2

Загадки про труд и инструменты.

*Молодцом тебя зовут

Если очень любишь …

                      Труд

*Хочешь первым всегда быть,

Сытым и здоровым жить?

Мой совет: ты не ленись,

А работай и …

                      Трудись

*Эй, вставай, лежебока,

Не устал ты нисколько.

Тебя успех, удача ждут.

А поможет тебе …

                               Труд

*Как из обезьяны смело

Человека можно сделать?

И какой из инструментов

Помогал в прогрессе этом?

                            Труд

*Кому не скучно никогда?

Работа, труд его боятся.

Он мастер дел, всеми любимый

Человек …

                            Трудолюбивый

*Я сижу на берегу

Живописного пруда.

Без чего я не смогу

Вынуть рыбку из пруда?

                                    Без труда

*И врачу, и акробату

Выдают за труд …

                              Зарплату

*Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким …

                               Доход

*Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся - чистый пол!

                        Веник

*Сам худ - голова с пуд.

На работу вышел - каждый услышал.

                           Молоток

*Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе …

                                Лопатой

*Летом на лугу, а зимой на крюку.

                                      Коса

*В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик …

                                    Иголка

*Еду не путем,

Погоняю не кнутом,

Швырну я не палку,

Поймаю не галку,

Щиплю я не перья,

Ем я не мясо.

                          Ловля рыбы

*Травы поем - зубы вытуплю,

Песку хвачу - снова наточу.

                                 Коса

*Всех на свете обшивает

Что сошьет – не надевает.

                                 Игла

*Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

                                       Ножницы

*Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

                             Ножницы

*Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

                                Лопата

*Железный нос в землю врос.

Роет, калечит, зеркалом сверкает.

                             Плуг

Приложение 3

Пословицы и поговорки о труде для детей.

Баловством хлеба не добудешь.

Без дела жить - только небо коптить.

Без дела слабеет сила.

Без росы и трава не растёт.

Без топора не плотик, без иглы не портной.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Без труда нет плода.

Без мук труда не будет достатка никогда.

Белые ручки чужие труды любят.

Бобы не грибы: не посеяв не взойдут.

Богатство молодца - труд.

Богу молись, а сам трудись!

Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

Была бы охота - заладится всякая работа.

Была бы охота, а впереди ещё много работы.

В лес не съездим, так и на полатях замёрзнем.

В куске хлеба есть капля пота.

В одиночку не одолеешь и кочку.

В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.

В работе железо не ржавеет.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Взялся за гуж - не говори, что не дюж.

Во всяком хлебе не без мякины.

Воля и труд дивные всходы дают.

Вполплеча работа тяжела: оба подставишь - легче справишь.

Всё в пору да в срок, так и будет толк.

Всякая птица своим носом сыта.

Всякая работа мастера хвалит.

Всяк кузнец своего счастья.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Где бабы гладки, там нет и воды в кадке.

Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто.

Где хотенье, там и уменье.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

Глаза боятся, руки делают.

Голова удатна, да лень перекатна.

Горька работа, да хлеб сладок.

Готовь телегу зимой, а сани летом.

Готовые хлеба хороши, а на лето, по-старому, пашню паши!

Грибов ищут - по лесу рыщут.

Дающий получит, посеявший пожнёт.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Делать как-нибудь, так никак и не будет.

Дело не медведь, в лес не уйдёт.

Дело мастера боится.

Дело покоряется тому, кто его любит.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Дело шутки не любит. Делу - время, потехе - час.

До обеда проспали, встали да обедать стали: наелись, помолились да спать повалились.

Добро, добытое без труда, легко уходит.

Доброе дело само себя хвалит.

Добыча ловца не ждёт.

Ему дай яичко, да ещё и облупленное.

Есть калачи - не сидеть на печи.

Ешь досыта, работай до поту.

Жатва поспела, и серп изострён.

Жать ячмень - нагибаться.

Жнут поле в пору.

За один раз дерева не срубишь.

Задним умом дела не поправишь.

Земля заботу любит.

Земля - тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

И Москва не вдруг строилась.

И швец, и жнец, и в дуду игрец.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Каков мастер, таково и дело.

Каков строитель, такова и обитель.

Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

Клин клином вышибают.

Конец дело венчает.

Конец - делу венец.

Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Коси коса, пока роса: роса долой - и ты домой.

Кто встал пораньше, ушёл подальше.

Кто ест скоро, тот и работает споро.

Кто ленив, тот и сонлив.

Кто не ленив пахать, тот будет богат.

Кто не пашет, у того и огрехов нет.

Кто не работает, тот и не ест.

Кто не сеет, тот не жнёт.

Кто не ходит, тот и не спотыкается.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

Кто хочет работать - ищет возможности, кто не хочет работать - ищет причины.

Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

Куй железо пока горячо.

Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Легче руками работать чем головой.

Лежебоке и солнце не впору всходит.

Ленивый к обеду, ретивый к работе.

Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Лес рубят - щепки летят.

Лес сечь - не жалеть плеч.

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

Лиха беда начало.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Люди пахать, а мы руками махать.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Масло само не родится.

Мастерство везде в почёте.

Мельник богат шумом.

Мёд есть - в улей лезть.

Мни лён дольше, волокна будет больше.

Муравей не велик, а горы копает.

На Бога уповай, а без дела не бывай.

На крепкий сук острый топор.

На ловца и зверь бежит.

На необработанной земле лишь бурьян растет.

На работу позади последних, на еду наперёд первых.

Назвался груздем - полезай в кузов.

Начало трудно, а конец мудрен.

Не боги горшки обжигают.

Не бравшись за топор, избы не срубить.

Не верь гречихе в цвету - верь в закрому.

Не все те повара, у кого ножи длинные.

Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.

Не диво дело начать — диво кончить.

Не игла шьёт, а руки.

Не куёт железо молот, а куёт кузнец.

Не на себя пчела работает.

Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца.

Не наклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Не от росы урожаи, а от поту.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Не печь кормит, а поле.

Не потрудиться, так и хлеба не родится.

Не работа сушит, а забота.

Не разгрызёшь ореха, так не съешь и ядра.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Не то забота, что много работы, а то забота, что её нет.

Не топор тешет, а плотник.

Умел начать, умей и окончить.

Овчинка выделки не стоит.

От дождя земля цветёт, от работы молодец мужает.

От нечего делать и таракан на полати лезет.

От чего кот гладок? - Поел, да и на бок.

От скуки бери дело в руки.

Отложишь на день, на все десять затянется.

Пахать - не в дуду играть.

Пашню пашут - руками не машут.

Первый блин всегда комом.

Первый шаг всегда труден.

По выучке мастера знать.

По труду и плоды.

Под лежачий камень вода не течёт.

Пока есть силы, трудись, на старости будет, на что жить.

Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах.

Поле труд любит.

Попытка не пытка, а спрос не беда.

Посеяно с лукошко, так и выросло немножко.

После дела за советом не ходят.

После дела и гулять хорошо.

Поспешишь, людей насмешишь.

Просо полоть - руки колоть.

Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Пчела далеко за каплей летит.

Пчела мала, а и та работает.

Работа молчит, а плечи кряхтят.

Работа не волк - в лес не убежит.

Работа с зубами, а леность с языком.

Работа черна, да денежка бела.

Работает как ребёнок, а есть как детина.

Работай до поту, покушаешь в охоту!

Работать - день коротать, отдыхать - ночь избывать.

Работе время, а досугу час.

Рабочие руки не знают скуки.

Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза протирает.

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

С плохими косцами плох и укос.

Своя ноша не тянет.

Своя рука владыка.

Сегодняшней работы на завтра не оставляй.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сделал дело - гуляй смело.

Скотину водить - не разиня рот ходить.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сложа руки снопа не обмолотишь.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Спустя лето по малину в лес не ходят.

Так гни, чтобы гнулось, а не так, чтоб лопнуло.

Так работаем, что недосуг нос утереть.

Терпенье и труд всё перетрут.

Тише едешь - дальше будешь.

Тише едешь - никому не должен.

Тот не ошибается, кто ничего не делает.

Торопливый дважды одно дело делает.

Труд закаляет, сон освежает.

Труд - первое лекарство от всех болезней.

Труд человека кормит, а лень портит.

У ленивого что на дворе, то и на столе.

У работящего в руках дело огнём горит.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Хочешь жить - умей вертеться.

Хочешь, чтобы тебя не критиковали: ничего не делай, ничего не говори, будь никем.

Худую траву из поля вон.

Цыплят по осени считают.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Чтоб из ручья напиться, надо поклонится.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Штопай дыру, пока невелика.

Приложение 4

Физкультминутки.

1. Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород, (действия по тексту)

В лунках маленьких не густо,

Рассадили мы капусту, («сажают»)

Лето всё она толстела, (показывают руками круг перед собой)

Разрасталась вширь и ввысь, (руки в стороны, а затем вверх)

А теперь ей тесно белой, (руки разведены в стороны)

Говорит – посторонись! (отталкивающие движения руками)

2. В огород пойдем, урожай соберём (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем («копают»)

Срежем мы кочан капусты («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный! (показывают круг  руками)

Щавеля нарвём немножко  («рвут» 3 раза)

И вернемся по дорожке. (дети идут по кругу, взявшись за руки)

3. Мы вчера в саду гуляли (идут по кругу)

Мы смородину сажали (копают яму)

Яблони белили мы (движение правой рукой вверх-вниз)

Известью, белилами.

Починили мы забор,(имитируют удары молотком)

Завели мы разговор (говорит выбранный заранее ребёнок)

-Ты скажи, садовник, наш

Что ты нам в награду дашь? (далее все вместе)

-Дам в награду слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных, спелых яблок,

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!(загибают пальцы на название каждого фрукта)

4. Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.(Потягивания—руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать,

Да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)

Все полили мы из лейки,

И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

5. Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,

Указательный, с порога, указал ему дорогу.

Средний палец-самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

( Поочерёдно загибать пальцы правой, а затем левой руки)

6. Будем мы варить компот,                   (маршировать на месте)

Фруктов нужно много, вот,                 (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,                       (имитировать:  как крошат)

Грушу будем мы рубить,                     (рубят)

Отожмем лимонный сок,                      (отжимают)

Слив положим и песок,                       (кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот,                   (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ.                        (хлопать в ладоши)

Приложение 5

Пальчиковая гимнастика по правилам дорожного движения.

  1. Пальчиковая гимнастика “Капуста”

   Мы капусту рубим – рубим,                          Движения прямыми ладонями                      вверх, вниз

      Мы капусту солим-солим,                           Пальцы сложить в щепотку.              Посолить

       Мы морковку трем –трем,               Потереть кулак одной руки, о   кулак другой руки

Мы капусту жмем-жмем,                                        Сжимать и разжимать кулаки

А потом  мы капусту в рот кладем.                    Поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой.

       Ам!    

                       

  1. «Бублик»

Бублик                                       Большой и указательный пальцы  

                                                    образуют круг.

  Баранку,                                    Большой и средний пальцы

                                                     образуют круг.

  Батон                                      Большой и безымянный пальцы  

                                                   образуют круг

  И буханку                               Большой и мизинец образуют круг.

  Пекарь из теста

                                                  Имитация лепки хлеба

 Испёк спозаранку.

   

  1. «Мы цветы в саду сажаем»

Мы цветы в саду сажаем,                     Ладошку левой руки сложить в горсть,

                                                                     правой взять «семя», опускать вниз.  

Их из лейки поливаем.                          Имитировать движение «полив из лейки».

Астры,                                                         Соединить кисти рук, образуя шарик.

Лилии,                                                         Раскрыть пальцы в стороны.                                                                                                  

Тюльпаны                                                  Сложить ладошки лодочкой.

Пусть растут для нашей мамы.          Медленно поднять руки вверх, раскрыть  

                                                                     в стороны.

  1. «Цветок распускается»

Солнце поднимается,                    Скрещенные руки с широко расставленными

Цветочек распускается.                 пальцами медленно поднимаются над головой.  

Солнышко садится,                         Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются

Цветочек спать ложится.               запястьями.

  1. «Цветы растут»

Высокие, красивые                           Скрещенные руки с широко расставленными

                                                                пальцами медленно опускаются.

Цветы у нас растут.                            Ладони вместе соприкасаются пальцами и

                                                                запястьями.

А корни под землею                         Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами,

                                                                соприкасаются запястьями.

Для них водичку пьют.                            Руки опустить вниз, ладони соединить

                                                                 обратной стороной, широко расставить

                                                                 пальцы.

  1. «Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении.

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                 Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                         Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.    

Приложение 6

Подвижные игры

  1. Эстафета «Собери урожай»

Все дети делятся на 2-е команды и выстраиваются в две колонны. Напротив, команд, на расстоянии 4-5 метров лежат обручи, в которых лежат овощи и фрукты. Возле каждой колонны лежит корзинка, куда надо собрать «урожай». По команде, первые участники бегут в обручу, берут предмет, оббегают обруч и возвращаются обратно. Как только предыдущий игрок положил предмет в корзинку и дотронулся до плеча следующего игрока, тот игрок бежит к обручу и т. д. побеждает команда, которая быстрей всех «соберет урожай».

  1. «Раз, два, три к цветку беги»

Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:

1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …

Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.

Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».

Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.

  1. Подвижная игра «Цветы» (автор: Белозерова Л.В.)

Цель:  Упражнять в ходьбе по кругу, «змейкой», сохраняя правильную осанку. Закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении.

Инвентарь: Ободки с изображением цветов, которые закрепляются на голове участников.

Содержание игры: Выбирается «ветер». Дети идут по кругу. «Ветер», двигаясь за кругом, касается рукой каждого ребёнка, проговаривая текст:

Я весёлый ветерок.

Мимо поля и дорог

С шумом свистом я лечу.

Пошалить чуть-чуть хочу.

Затем дети разбегаются  врассыпную по площадке, останавливаются и произносят слова:

Ветер разбросал цветы,

Помял стебель у травы.

Ветер, ветер улетай.

Ты играть нам не мешай.

Васильки, ромашки, розы.

Астры, жёлтые  мимозы,

Все цветы собери,

Их названье повтори.

«Ветер» собирает цветы, беря за руку ребёнка, просит его произнести любое название цветка. После того как все дети возьмутся за руки, они идут «змейкой» по залу, затем образуют круг. «Ветер» произносит слова (указаны ниже), выбирает ведущего, который должен ответить на поставленные вопросы:

-Дай мне правильный ответ:

Из каких цветов букет?

-И ответить будь готов:

Сколько здесь всего цветов?

Ведущий отвечает на вопросы и, считая детей, определяет  их количество. В заключении дети берутся вновь за руки и делают круг. Идя по кругу, произносят текст, следующего содержания:

Собрались цветы в букет.

Дай нам, солнце, тёплый свет.

Наш недолгий срок продли,

Чтоб всех радовать могли.

Правила игры: На первом этапе проведения игры, если ребёнок затрудняется назвать цветок, можно произнести любое название, или повторять уже названные цветы.

  1. "Я садовником родился"

Цель:  развивать   память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

  1. Подвижная игра «На окне в горшочках»

На окне в горшочках              Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки.             Медленно встают.

К солнцу потянулись,            Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Солнцу улыбнулись.      

К солнышку листочки            Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,    Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

В солнышке утонут.

Приложение 7

Стихотворения о цветах.

Бегония

Макс Ферпер

За вчерашним днём в погоне я

Не заметил, что давно

Расцвела моя бегония,

Озарила мне окно.

Зиму всю стояла сонная,

Недовольная на вид,

А теперь вдруг вся – лимонная,

Вся, как солнышко, горит.

Что же сделал я хорошего,

Что такой подарок мне?

Удивлённый, огорошенный,

Отражаюсь я в окне.

Всё гляжу, счастливый, снова я,

Всё шепчу, волнуясь, я:

Ах, подсолнечно-медовая,

Ах, кленовая моя…

Белые ромашки

Юнна Мориц

Обняла ромашка

Белую ромашку,

И стоят в обнимку –

Сердце нараспашку!

Летние подружки,

Белые ромашки,

Вам лесные феи

Выткали рубашки –

Не страшна им буря,

Пыльная завьюжка,

Не нужна им стирка,

Глажка да утюжка.

Вот примчался ветер,

Пыль вздохнула тяжко,

Но осталась белой

Ромашкина рубашка.

Вот пролился дождик,

Стала мокрой пташка,

Но сухой осталась

Ромашкина рубашка.

И опять ромашка

Обняла ромашку,

И стоят в обнимку –

Сердце нараспашку!

Вкусно пить из кружки,

Вкусно пить из чашки,

На которых нежно

Обнялись ромашки!

***

Букет

Зинаида Александрова

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелек.

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василек.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой,

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздичкой полевой…

Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню, —

Ей на речку хочется самой.

Но ромашка с васильками вянет,

Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки –

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо…

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед.

И теперь стоит в зеленой кружке

Первый Таней собранный букет.

Мак

Евгений Фейерабенд

Только солнышко взойдет –

Мак на грядке расцветет.

Бабочка-капустница

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка

Больше на два лепестка.

***

Маргаритки

Светлана Пшеничных

Маргаритки в саду расцвели.

Очень низко – у самой земли.

Будто бросили коврик у ног.

Но ступить на него я не смог.

Герань

Наталия Нищева

На окне в такую рань

Распустилася герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши –

Так решили малыши.

Подсолнух

Татьяна Лаврова

Золотой подсолнушек,

Лепесточки – лучики.

Он – сыночек солнышка

И весёлой тучки.

Утром просыпается,

Солнышком лучится,

Ночью закрываются

Жёлтые ресницы.

Летом наш подсолнушек –

Как цветной фонарик.

Осенью нам чёрненьких

Семечек подарит.

Розы

Какие могут быть вопросы,

Цветов прекрасней нет, чем розы.

Но, помня, как те розы пахли

Вы не забыли о шипах ли?

Гвоздики

В день рожденья Вике

Подарю гвоздики.

Выбор – то, что надо,

Вика будет рада!

Пион

Лариса Кузьминская

Пион расцвел на грядке

И удивил красою,

Он весь покрыт росою –

На нас глядит украдкой.

Георгины

Анна Алферова

Георгины – георгины

В цветнике у бабы Зины

Разгорелись ярко-ярко –

Даже солнцу стало жарко.

Комнатные цветы

Наталия Нищева

В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польём мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

Приложение 8

Беседа для детей старшего дошкольного возраста

«Зачем нужны растения на земле?»

Цель: расширить знания детей о природном мире, обобщить знания о значении растений в природе и жизни человека.

Материалы: иллюстрации растений разных видов, фото или иллюстрации редких видов растений.

Ход беседы:

Упражнение на координацию речи

с движением «Жёлтая песенка»

Жёлтое солнце на землю глядит,

(Руки вверх, потянулись, глаза вверх)

Жёлтый подсолнух за солнцем следит.

 (Качание руками влево-вправо)

Жёлтые груши на ветках висят.

(Встряхивание руками вниз)

Жёлтые листья с деревьев летят.

 (Махи руками в стороны-вверх-вниз)

Жёлтая бабочка, жёлтая букашка.

 Жёлтые лютики, жёлтая ромашка. (Приседания)

Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек,

Жёлтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте)

-Посмотрите на все эти картинки: желтые лютики, деревья с желтыми листочками, желтый подсолнух…. Что общего у всех этих картинок?

- Они все желтого цвета.

- Правильно, но не только это их объединяет. Каким одним словом мы можем их все назвать?

- Это растения.

- Молодцы, догадались. А почему растения назвали так?

- Они растут.

- Растения – это живая или неживая природа? И почему?

- Живая, они дышат, двигаются, растут.

-Правильно, растения – живые организмы, мир растений очень богат и разнообразен, растения есть не только в лесу и поле, они растут в воде, на склонах гор. Давайте поиграем в игру «Кто знает больше растений?», можно называть любые названия растений, которые вы знаете но не повторятся.

(Дети называют названия растений. Игру можно остановить, сказав, что победила дружба, и все дети знают много растений)

- Растения бывают разные и маленькие , и большие, и те которые мы встречаем очень часто, и те, которые настолько редки, что найти их очень сложно. Кто знает какие-нибудь редкие растения?

(Ответы детей)

- Давайте посмотрим на эти удивительные редкие растения.

Красная камелия, или Красный миддлемист

Гибралтарская смолевка

Кокио

Франклиния алатамаха

Ледвянец пятнистый, или клюв попугая

Эдельвейс альпийский

Аморфофаллус титанический

Раффлезия Арнольда

Призрачная орхидея, или надбродник безлистый

Стронгилодон крупнокистевой, или нефритовый цветок

- Это 10 самых редких растений на земле, некоторые из них в природе уже не встречаются совсем, растут только на территории ботанических садов. Люди работающие в ботанических садах и оранжереях заботятся о редких растениях, без них мы не смогли бы уже любоваться некоторыми из них совсем, они пытаются вернуть потерянное богатство, вернуть их в дикую природу. А как вы думаете почему исчезают на земле растения?

- Люди уничтожают леса, некоторые рвут из-за красоты…

- А как зачем нужны растения на земле? Что было бы, если бы их не было совсем?

- Не было бы кислорода, не было бы насекомых и животных ….

- Растения – называют «легкими» нашей планеты, они дают кислород, необходимый для жизни всех живых организмов на планете. Кислородом дышим мы, животные и даже сами растения.

-А каких животных вы знаете, которые питаются растениями?

(Ответы детей)

- Таких животных называют травоядные, растениями питаются многие животные, насекомые и мы с вами тоже. В овощах, фруктах и свежей зелени много полезных веществ, витаминов.

- Многие вещи и предметы, которыми мы пользуемся каждый из вас тоже сделаны из растений, попробуйте привести пример?

- Бумага, одежда…

-Правильно без растений не было бы книг, одежды, мебели и много другого. Каждому человеку требуется стул, чтобы сидеть и представить нашу жизнь без бумаги тоже очень сложно, поэтому так много вырубается лесов. А что можно сделать, чтобы растений не становилось меньше на нашей планете?

- Делать вещи из других материалов, не губить растения просто так, без необходимости, сажать новые растения…

- Правильно, чтобы наша планета не стала мертвой, чтобы сохранить жизнь людям, животным, рыбам, нужно беречь наших зеленых друзей. Еще люди научились перерабатывать уже использованные материалы, например, собирают макулатуру, использованную бумагу, перерабатывают её и используют заново, старую мебель тоже можно отремонтировать, восстановить, а не выбрасывать. Овощи и фрукты люди научились выращивать самостоятельно, каждое дерево посаженное в саду тоже дает не только плоды, но и кислород. Назовите Ваш любимый фрукт или овощ?

(Ответы детей)

-А зачем нужны комнатные растения и растения на клумбах?

- Для красоты.

- Да, растения не только полезные, но еще и очень красивые. Очень много садовых и комнатных растений, которые люди очень любят, ухаживают за ними, на них просто приятно смотреть и можно подарить букет, например, роз на праздник.  Очень трудно представить нашу жизнь без растений. Они приносят большую пользу и просто нас радуют. Давайте будем беречь их!

Список литературы:

  1. Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. – М.: Сфера. – 2011.
  2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Р.С.Буре, Г.Н.Година - М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
  4. Буре, Р.С. Воспитание дошкольников в труде [Текст] / Р.С.Буре, В.Г.Нечаева - М.: Изд. Центр «Академия»,1998.
  5. Виноградова, Н.Ф.Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф.Виноградова, Г.А.Куликова – М.: Изд. Центр «Академия», 1993.
  6. Как знакомить дошкольника с природой [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой // Пособие для воспитателей детского сада. изд. 2-е. – М.: «Просвещение» 1983.
  7. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004.
  8. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  9. Куцакова Л.В. "Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие" – М.: Владос, 2005.
  10. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. Книга воспитателя детского сада [Текст] / Т.А.Маркова. – М.: Просвещение, 1991.
  11. Маханёв,М.Д.,Скворцова, О.В  Учим детей трудиться: методическое пособие [Текст] / М.Д.Маханева, О.В.Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  12. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
  13. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст]: Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, №3, 1999. - С. 50-61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по познавательному развитию "Всякое дело - человеком славится"

Цель:  Закреплять знания  детей о изделиях  декоративно-прикладного           искусства. Воспитывать  у детей  интерес  ...

Литературный проект "Книжки всякие нужны, книжки всякие важны"

Опыт реализации проектнрго метода в  приобщении детей к художественной литературе....

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта: "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Обогащение и изменение ППС по центрам активности с учётом возрастных особенностей и темы проекта в подготовительной к школе группе....

Рукоделие "За всякое дело берись умело"

Рукоде́лие — вид ручного труда, искусство выполнения вещей из бумаги, ткани, ниток, шерсти и других материалов.Многие виды ручного искусства нашли своё место в цветоделии, аппликации, квиллинге. ...

Квест-путешествие для детей и родителей «За всякое дело – берись смело!»

Квест-путешествие для детей и родителей "За всякое дело - берись смело!"...

Проект "За всякое дело берись умело"

Данный проект по трудовому воспитанию помогает дошкольникам сформировать нравственно - трудовые качества....

Долгосрочный проект «За нужное дело берись смело» (формирование духовно-нравственного начала у дошкольников с ЗПР)

Пояснительная запискаДанная методическая разработка имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям с тяжёлым недоразвитием речи и направлена на формирование способности оценивать и с...