«Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста через современную игровую деятельность»
методическая разработка (старшая группа)
Начинать готовить будущих инженеров, а именно формировать предпосылки инженерного мышления и научно – технического творчества начинаю с дошкольного возраста, т.к. с самого раннего возраста ребёнок находится в окружении техники, электроники и роботов. Задача педагога - воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
«Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста через современную игровую деятельность»
Инженерное мышление - это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями, усваивать обобщённые знания и применять их при решении новых мыслительных задач.
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое.
Начинать готовить будущих инженеров, а именно формировать предпосылки инженерного мышления и научно – технического творчества начинаю с дошкольного возраста, т.к. с самого раннего возраста ребёнок находится в окружении техники, электроники и роботов. Задача педагога - воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Для решения этой задачи необходимым условием является создание развивающей предметно - пространственной среды, в которой ребёнок будет развиваться. В группе создан центр «Лаборатория конструктора». В центре размещены разные виды конструкторов, схемы, наборы цветных палочек, альбомов с постройками, картинки с профессией инженера – конструктора, детская литература, мольберт, чертёжная бумага, карандаши, ластики и линейки.
Работа с конструктором развивает творческое мышление, формирует познавательную активность детей, формирует навыки общения и сотворчества, дает волю фантазии детей, а так же объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Для эффективного развития этих качеств у детей применяю технологию ТИКО - моделирование. Трансформируемый игровой конструктор для обучения, далее ТИКО. ТИКО-моделирование является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения и представляет собой множество разноцветных элементов, которые легко соединяются между собой. Основная цель использования данной технологии – формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Конструктор ТИКО позволяет приступить к начальному техническому моделированию. С его помощью развиваю у детей пространственное воображение: дети собирают различные геометрические фигуры: кубы, призмы, пирамиды и сложные многогранники. Формирую математические представления, дети овладевают основами геометрии, начальными навыками дизайна и инженерно-технического мышления.
Такие конструкторы являются великолепным средством для развития инженерного мышления и элементарных представлений о программировании, для развития технического творчества и формирования научно-технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста, а также вызывают интерес к профессиям технической направленности. Что очень важно для ранней профессиональной ориентации ребёнка.
Для увеличения потенциала мыслительно-интеллектуального, личностного развития детей и достижения наиболее высоких результатов в образовательной деятельности применяю «STEM» - технологию. STEM-технология позволяет вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков. Использую её в образовательной деятельности и в игровой деятельности.
Одним из модулей «STEM» - образования является робототехника. Модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего детства окружены автоматизированными системам, и от их умения ориентироваться в составляющих научно-технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране. Развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Робототехника» включает электронный конструктор «Создай робота» и игры, направленные на развитие основ программирования: «КУБО-Улитка»- интерактивный робот и «Машина времени».
Это позволяет усилить мотивацию ребёнка к обучению новейшим образовательным технологиям, знакомит их с возможностями и навыками компьютерных технологий, технологий программирования.
Архитектура программирования КУБО-улитки на основе карточной системы. Игровые задания учат логическому мышлению и практическим навыкам программирования. Каждому ребенку хочется запрограммировать улитку, поэтому он уже с большим старанием выполняет предложенные задания. Дети в свободной деятельности придумывают друг другу задания и создают маршруты для робота. Для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны. Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес.
Игра «Машина времени» также развивает основы программирования. Она подходит для детей 4-7 лет.
«Машина времени» состоит из двух игр: «Эпоха» и «Музыкант».
В первой – ребята отправляются в путешествие по разным историческим эпохам с помощью машины-робота. Игра включает 3 уровня сложности и 24 карточки с заданиями. В процессе игры ребёнок не только учится составлять алгоритмы пути для машины - робота, а ещё узнаёт много нового об истории планеты и о жизни людей на ней в разные времена.
Во второй игре – «Музыкант» – с помощью машины-робота и восьми цветных карточек с нотами ребёнок записывает мелодии из книжки-инструкции или сочиняет собственные, меняя инструмент воспроизведения.
Чтобы разобраться в правилах, режимах игры и настроить робота-машину, достаточно навести камеру смартфона на QR-код и посмотреть перед игрой видеоролик с инструкцией.
Одним из важных методов, который способствует формированию инженерного мышления моих воспитанников, является метод проектов.
Реализацию проектов осуществляю в игровой форме с включением детей в творческую и практическую деятельность, в непосредственный контакт с различными объектами социальной среды, что способствует развитию свободной творческой личности и соответствует социальному заказу на современном этапе.
Были реализованы такие детские проекты, как:
- «Инженеры космоса»
- «Лего – город»
- «Лего - техника армии России»
- «Транспорт будущего»
- «Тико – город».
С детьми принимаем участие в конкурсах различного уровня.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных игровых технологий с использованием робототехники и различных видов конструкторов позволяют заложить начальные технические навыки и предпосылки инженерного мышления у дошкольников, также у детей закладываются первоначальные знания об инженерно-технических профессиях, что повышает качество образования детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Организуя работу по правовому воспитанию дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, также опираться на разные виды деятельности, но учитывая то, что игровая деятельность является вед...

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

Презентация для воспитателей на тему: "Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Совместная со взрослым деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем....

"ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи. В начале э...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства. К разновидностям художественной игры можно отнести: театрализованные игры, музык...