«Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста через современную игровую деятельность»
методическая разработка (старшая группа)

Усольцева Любовь Васильевна

Начинать готовить будущих инженеров, а именно формировать предпосылки инженерного мышления и научно – технического творчества  начинаю с дошкольного возраста, т.к. с самого раннего возраста ребёнок находится в окружении техники, электроники и роботов.   Задача педагога - воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usoltseva_l._v._seminar_doklad.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

 «Формирование предпосылок  инженерного мышления  у детей дошкольного возраста  через современную игровую деятельность»

Инженерное мышление - это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями, усваивать обобщённые знания и применять их при решении новых мыслительных задач.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое.  

Начинать готовить будущих инженеров, а именно формировать предпосылки инженерного мышления и научно – технического творчества  начинаю с дошкольного возраста, т.к. с самого раннего возраста ребёнок находится в окружении техники, электроники и роботов.   Задача педагога - воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Для решения этой задачи необходимым условием  является создание  развивающей предметно - пространственной среды, в которой ребёнок будет развиваться.  В группе создан центр «Лаборатория конструктора». В центре размещены разные виды конструкторов, схемы, наборы цветных палочек, альбомов с постройками, картинки с профессией инженера – конструктора, детская литература, мольберт, чертёжная бумага,  карандаши, ластики и линейки.  

Работа с конструктором развивает творческое мышление, формирует познавательную активность детей, формирует навыки общения и сотворчества, дает волю фантазии детей,  а так же объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. 

                Для  эффективного развития этих качеств у детей применяю технологию ТИКО - моделирование. Трансформируемый игровой конструктор для обучения, далее ТИКО.  ТИКО-моделирование является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения и представляет собой множество разноцветных элементов, которые легко соединяются между собой. Основная цель использования данной технологии – формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

         Конструктор ТИКО позволяет приступить к начальному техническому моделированию. С его помощью развиваю у детей пространственное воображение: дети собирают различные геометрические фигуры: кубы, призмы, пирамиды и сложные многогранники. Формирую математические представления, дети овладевают основами геометрии, начальными навыками дизайна и инженерно-технического мышления.

              Такие  конструкторы являются великолепным средством для развития инженерного мышления  и элементарных представлений о программировании, для развития технического творчества и формирования научно-технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста, а также вызывают интерес к профессиям технической направленности. Что очень важно для  ранней профессиональной ориентации ребёнка.

Для  увеличения  потенциала мыслительно-интеллектуального, личностного развития детей и  достижения наиболее высоких результатов в образовательной деятельности  применяю  «STEM» - технологию.     STEM-технология позволяет вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.  Использую  её  в образовательной деятельности и в игровой деятельности.

Одним из модулей  «STEM» - образования является робототехника.  Модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего детства окружены автоматизированными системам, и от их умения ориентироваться в составляющих научно-технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране. Развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Робототехника» включает электронный конструктор «Создай робота» и игры, направленные на развитие основ программирования: «КУБО-Улитка»- интерактивный робот и «Машина времени».

Это  позволяет усилить мотивацию ребёнка к обучению новейшим образовательным технологиям, знакомит их с возможностями и навыками компьютерных технологий, технологий программирования.  

 Архитектура программирования КУБО-улитки на основе карточной системы. Игровые  задания учат логическому   мышлению и практическим навыкам программирования. Каждому ребенку хочется запрограммировать улитку, поэтому он уже с большим старанием выполняет предложенные задания. Дети в свободной деятельности придумывают друг другу задания и создают маршруты для робота.  Для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны. Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес.

Игра  «Машина времени» также развивает основы программирования.   Она подходит для детей 4-7 лет.

«Машина времени» состоит из двух игр: «Эпоха» и «Музыкант».

В первой – ребята  отправляются в путешествие по разным историческим эпохам с помощью машины-робота. Игра включает 3 уровня сложности и 24 карточки с заданиями. В процессе игры ребёнок не только учится составлять алгоритмы пути для машины - робота, а ещё узнаёт много нового об истории планеты и о жизни людей на ней в разные времена.

Во второй игре – «Музыкант» – с помощью машины-робота и восьми  цветных карточек с нотами ребёнок записывает мелодии из книжки-инструкции или сочиняет собственные, меняя инструмент воспроизведения.

Чтобы разобраться в правилах, режимах игры и настроить робота-машину, достаточно навести камеру смартфона на QR-код и посмотреть перед игрой видеоролик с инструкцией.

Одним из важных методов, который способствует формированию инженерного мышления моих воспитанников, является метод проектов.

Реализацию проектов осуществляю в игровой форме с включением детей в творческую и практическую деятельность, в непосредственный контакт с различными объектами социальной среды, что способствует развитию свободной творческой личности и соответствует социальному заказу на современном этапе.

Были реализованы такие детские проекты, как:

  •  «Инженеры космоса»
  • «Лего – город»
  •  «Лего - техника армии России»
  • «Транспорт будущего»
  •  «Тико – город».

С детьми принимаем участие в конкурсах различного уровня.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных игровых технологий с использованием робототехники и различных видов конструкторов позволяют заложить  начальные технические навыки и предпосылки инженерного мышления у дошкольников, также у детей закладываются первоначальные знания об инженерно-технических профессиях, что повышает качество образования детей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Организуя работу по правовому воспитанию дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, также опираться на разные виды деятельности, но учитывая то, что игровая деятельность является вед...

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»

     Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

Презентация для воспитателей на тему: "Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Совместная со взрослым деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем....

"ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи. В начале э...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства. К разновидностям художественной игры можно отнести: театрализованные игры, музык...