ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
статья на тему

Валентина Алексеевна Кузьмина

Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства. К разновидностям художественной игры можно отнести: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной и декоративно-прикладной практикой, художественно-словесным творчеством.

      Все эти игры могут выступать и как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являя  собой синтетическую художественную деятельность.

      Творчество ребенка в художественной игре опирается на воспроизведение знакомого, хотя уже и преобразованного, предмета, действия, явления. И наоборот, воспроизводя знакомое сочетание красок, услышанную мелодию, образное литературное выражение, ребенок вводит в них свое толкование, выдумку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form.tvor_.aktivnosti.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С  ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

           

      Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства. К разновидностям художественной игры можно отнести: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной и декоративно-прикладной практикой, художественно-словесным творчеством.

      Все эти игры могут выступать и как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являя  собой синтетическую художественную деятельность.

      Творчество ребенка в художественной игре опирается на воспроизведение знакомого, хотя уже и преобразованного, предмета, действия, явления. И наоборот, воспроизводя знакомое сочетание красок, услышанную мелодию,

 образное литературное выражение, ребенок вводит в них свое толкование, выдумку.

      Ребенок всегда стремится к проявлению своих интересов, к выражению художественных переживаний и делает это непосредственно, импульсивно. Некоторые исследователи считают эту особенность стремлением ребенка к самовыражению, которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное, опуская при этом роль общественного окружения. Вместе с тем, взрослые могут регулировать эту сферу.

      Рассмотрим более подробно некоторые разновидности художественной игры и характер их взаимосвязей.

      Скажем, театрализованные игры в своем  виде включают в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и литературную деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания и т.д.); изобразительную (оформление персонажей и места действия); музыкальную (исполнение знакомых песенок от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т.д.). Однако особенность театральных игр в том, что они объединены сценическим решением, поэтому сами по себе они отличаются от другой игровой деятельности. Литературная деятельность детей в театрализованных играх подчиняется драматургическим законам – она выступает в виде либо диалогов, либо монологов от лица персонажей; изобразительная деятельность здесь носит характер пространственно- изобразительной, оформительской, дети создают рисованные или аппликативные формы домиков, деревьев, кустов и пр.; музыкальная деятельность  проявляется в театрализованных играх особенно активно, нередко играя организующую роль ритмической стороны сценического действия.

      Процесс накопления музыкально-слуховых представлений до активного включения в пение, как считают специалисты, происходит очень различно, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В этом состоит основная сложность организации музыкальных игр. Однако по мере того, как ребенок привыкает к музыкальному звучанию и сам включается в пение, его интерес к данной игровой деятельности повышается. Основное внимание воспитателя, прежде всего, направлено воспитание выразительности и выработку навыка внимания.

      Если обобщить формы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся. Одна из них – музыкальная сюжетно-ролевая игра. Дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений (“Ищем таланты”, “Концерт” и т.д.), распределяют роли, сюжет получает свое развитие. Другая форма – игра на детских инструментах.

      В основе изобразительной деятельности дошкольников лежит художественный опыт.

      Известны разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Как мы уже отмечали, изобразительная деятельность чаще всего связана с творческой ролевой игрой. Тесная связь наблюдается и с литературной деятельностью дошкольников.

        В играх, связанных с художественно-словесным творчеством, проявляются качества художественного восприятия и исполнения детей. Особый интерес представляет восприятие ребенком сказки. Тайну, заключенную в ней, ребенок чувствует. Влияние сказки на детское развитие – предмет многочисленных исследований.

        В отечественной и в зарубежной психологии имеются исследования такой тематики: сказка – это культурное наследие; сказка – это произведение искусства. Основной особенностью процесса понимания художественного произведения является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживает его жизнь, переживает его успехи и неудачи.

      Дети изображают в играх сказки не только показанные, но и рассказанные.

      Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в играх свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

      Сказки и рассказы находят отражение в играх детей всех возрастов, но по-разному. Младшие дошкольники обычно разыгрывают отдельные эпизоды сказки, позже они начинают передавать целиком всю сказку, иногда внося в нее изменения, вставляя детали, взятые из жизненного опыта. В этих играх наблюдается переход от игры к драматическому искусству, конечно, еще в зачаточной форме. Новое и более сложное в этих играх                                

заключается в том, что дети играют для зрителей, а не для себя, как это бывает в обычной игре.  Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни.

      Игровое творчество детей проявляется и в поисках средств  для выполнения замысла, изображения задуманного.

      Выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее.

      Вообще говоря, в создании образа особенно велика роль речи. Развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Например, для глухих детей необходимо специальное обучение игровым действиям.

      Для осуществления замысла в художественной игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляют одну из характерных особенностей детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

«Формирование творческой активности детей  дошкольного возраста на физкультурных занятиях»...

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях художественно – эстетического развития»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста

Современные реалии требуют воспитания самостоятельной,  творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способнос...

Консультация для воспитателей «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проана...

Консультация для воспитателей «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

quot;Формирование творческой активности детей  дошкольного возраста на физкультурных занятиях" «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пус...

Консультация «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проана...