Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности
статья по теме
Организуя работу по правовому воспитанию дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, также опираться на разные виды деятельности, но учитывая то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, приоритет отдается игре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovaya_kultura_v_igre.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Городская августовская конференция
Доклад
«Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Мальгина Людмила Альбертовна,
заместитель заведующего УВР,
высшая квалификационная категория
Архангельск 2011г.
В настоящее время особое внимание уделяется защите прав детства. Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ и семьей, становится формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей. Это означает, что в каждый возрастной период необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.
Организуя работу по вопросам правового воспитания в ДОУ, рекомендуется опираться на разные виды деятельности, но, учитывая то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, приоритет отдается игре.
При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира.
Рекомендуется проводить:
- ролевые, театрализованные, дидактические игры;
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Дидактическая игра полифункциональна. Большинство исследователей рассматривают ее как игровой метод обучения (Ф. Фребель, Е.И. Тихеева и др.), направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности не заметным для самого ребенка образом, поскольку обучается он играя.
Дидактические игры, относящиеся к группе игр с правилами, дошкольникам необходимо осваивать потому, что они готовят детей к школе, где им предстоит подчиняться строгим правилам. Для дидактической игры характерно наличие познавательного, занимательного, состязательного моментов, что обеспечивается ее структурными компонентами.
Каким образом можно использовать дидактическую игру при формировании правовой культуры дошкольников? Рассмотрим это на примере некоторых игр. При знакомстве детей старшего дошкольного возраста с таким нормативным документом как Конвенция о правах ребенка, дидактическая игра может стать той формой, которая поможет ребенку лучше усвоить некоторые статьи данного документа. Например, познакомить со ст. 31 «…Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту» можно через игры «Умные машины», «Полезный отдых».
Особое значение в дошкольном возрасте придается развитию коммуникативных качеств, так как организация совместной деятельности не должна строиться по принципу простого повторения детьми показанных воспитателем образов, без осознания смысла сотрудничества, обогащения умений вести диалог, освоения правил эффективного взаимодействия. Поэтому в своей педагогической деятельности воспитатель должен особое внимание обращать на формирование пар, подгрупп детей для совместной деятельности. Для этого необходимо использовать технологию сотрудничества дошкольников со сверстниками. Это позволяет не только обогатить взаимоотношения детей в процессе обучения, но и качественно их подготовить к решению повседневных задач в общении и взаимодействии, помогает заложить основы личностно-социальной компетентности, воспитать их отзывчивыми и добрыми детьми.
Коммуникативные игры – это игры на развитие коммуникативных навыков детей (передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия).
Развитие коммуникаций детей старшего дошкольного возраста происходит в три этапа:
1 – обучение совместно-индивидуальной форме сотрудничества;
2 – обучение совместно-последовательной форме деятельности, приемам взаимодействия (правила диалога);
3 – развитие самостоятельности в решении практических задач в различных ситуациях, умения договариваться, используя накопленный опыт.
Таким образом, коммуникативные игры способствуют установлению отношений взаимопонимания, уважения, партнерства между всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Рассмотрим на примере некоторых коммуникативных игр как знакомить детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка. Коммуникативная игра может стать той формой, которая поможет ребенку лучше усвоить некоторые статьи данного документа. Например, познакомить со ст. 7 «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя» можно через игры «Обратись по имени»; со ст.9 «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход» - «Игра с пальцами», «Моя семья».
Театрализованная деятельность, которая, как известно, близка и понятна ребенку, также находит свое отражение в игровой деятельности. Более того, театрализованная игровая деятельность способствует решению задач социально-личностного развития ребенка, таких, как знакомство с общепринятыми правилами поведения, воспитания уважения и любви к малой Родине, формированию толерантности, эмпатии и доброжелательного, гуманного отношения к другим, уважения прав сверстников, сотрудничества и сотворчества друг с другом.
Взрослым иногда трудно осознать и принять то, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственное мнение и поступки, что его права нужно уважать, их нельзя нарушать. Это необходимо знать и соблюдать, но не менее важно знать и помнить о том, что помимо прав, у человека есть и обязанности перед родными, незнакомыми людьми, государством, что права и обязанности неразрывно связаны между собой. Дошкольный возраст – это тот фундамент, тот плацдарм, на котором в игровой деятельности, ненавязчиво можно приучать детей соблюдать правила, которые помогут в дальнейшем ребенку социализироваться в обществе людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста через художественную литературу.
Опыт работы....
Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...
Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста
Сообщение для воспитателей о правовой культуре детей дошкольного возраста...
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. ...
Консультация "Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста."
В консультации раскрываются методы работы с детьми по данному направлению....
Сообщение - презентация "Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Им...