Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.12 КБ |
![]() | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему «Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков»
Формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми.
Гигиенические навыки – это составная часть культуры поведения человека. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована требованиями гигиены и нормами человеческих отношений. Культурно-гигиенические навыки и привычки формируются в период дошкольного детства, обеспечивая фундамент здоровья и самостоятельность ребенка в самообслуживании.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: сначала по подражанию, с помощью примера, прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, рассматривания картинок, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Вежливость, деликатность, скромность, общительность. Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т. е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность. По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место.
Первая и вторая младшая группа.
В этот период ребенок заявляет себя как личность, стремится стать независимым, все хочет делать сам. Освоив культурно-гигиенические навыки, малыш почувствует свою самостоятельность. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и окружающей обстановки.
Важной задачей в работе с детьми младшего возраста является воспитание нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам. Побуждать детей к самостоятельности. Необходимо формировать умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться.
Средняя группа
С переходом в среднюю группу требования к воспитанию культурно-гигиенических навыков усложняются.
У детей на 5-ом году жизни продолжают воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Закрепляют умение пользоваться расчёской и носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки приема пищи: хорошо пережёвывать, не торопиться, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.
Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда.
Старшая и подготовительная группа
В данной возрастной группе, также особое внимание должно быть сосредоточено на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены.
У детей старшей и подготовительной группы также продолжаем воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, причёски. Воспитываем привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Формируем навыки быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, опрятно убирать свои вещи и постель. Продолжаем совершенствовать культуру еды.
Не малую роль играет воспитание уважения к родным и близким, уважения к воспитателям.
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь период пребывания в детском саду. Чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.
Предварительный просмотр:
Консультация на тему «Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков»
Формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми.
Гигиенические навыки – это составная часть культуры поведения человека. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована требованиями гигиены и нормами человеческих отношений. Культурно-гигиенические навыки и привычки формируются в период дошкольного детства, обеспечивая фундамент здоровья и самостоятельность ребенка в самообслуживании.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: сначала по подражанию, с помощью примера, прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, рассматривания картинок, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Вежливость, деликатность, скромность, общительность. Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т. е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность. По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место.
Первая и вторая младшая группа.
В этот период ребенок заявляет себя как личность, стремится стать независимым, все хочет делать сам. Освоив культурно-гигиенические навыки, малыш почувствует свою самостоятельность. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и окружающей обстановки.
Важной задачей в работе с детьми младшего возраста является воспитание нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам. Побуждать детей к самостоятельности. Необходимо формировать умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться.
Средняя группа
С переходом в среднюю группу требования к воспитанию культурно-гигиенических навыков усложняются.
У детей на 5-ом году жизни продолжают воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Закрепляют умение пользоваться расчёской и носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки приема пищи: хорошо пережёвывать, не торопиться, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.
Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда.
Старшая и подготовительная группа
В данной возрастной группе, также особое внимание должно быть сосредоточено на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены.
У детей старшей и подготовительной группы также продолжаем воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, причёски. Воспитываем привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Формируем навыки быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, опрятно убирать свои вещи и постель. Продолжаем совершенствовать культуру еды.
Не малую роль играет воспитание уважения к родным и близким, уважения к воспитателям.
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь период пребывания в детском саду. Чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

Необходимость формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Песенное творчество – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации направлены на помощь в развитии у детей дошкольного возраста социально-речевых умений, самостоятельности мышления, умении активизировать самостоятельную и творческую деятельн...

формирование культурно-гигиеничческких навыков у детей дошкольного возраста
консультация для педагогов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста...

Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...

Формирование первоначальных произносительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В работе отражены специфические особенности коррекционной работы по формированию первоначальных произносительных навыкову детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Формирование первоначальных певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Материал для ознакомления...