Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.
учебно-методический материал по теме

Илларионова Елена Евгеньевна

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социально коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А.Сухомлинский 

Социально-коммуникативное развитие детей в ДОУ реализуется через:

- развитие игровой деятельности;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- развитие трудовой деятельности;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

   Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.  

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. Однако мы вновь и вновь возвращаемся к ней. «Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, несмотря на то, что дети прекрасно осознают, что игра идет «как будто». Чувства играющих детей, их переживания - подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла или мишка – только игрушки, но любят их как живых. Подражание взрослым в игре связанно с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Игра в целом и сюжетно-ролевая игра в частности, самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. В раннем дошкольном возрасте сверстник рассматривается ребенком как предмет, он не нуждается в общении с ним. Сверстник не интересен, гораздо более интересен взрослый. В три – четыре года с помощью взрослых дошкольники овладевают сюжетно – отобразительной игрой. Это еще не творческая игра, но уже и не манипуляции с предметами, появляется сюжет и все чаще возникает потребность в партнерах по игре, несмотря на то, что характер игры все еще носит индивидуальный характер, младшие дошкольники начинают подбирать себе партнера для игры.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети начинают объединяться для совместных игр. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы переживания.
Дети сами выбирают игру, сами её организуют. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения как здесь.
Поэтому ролевая игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Рассмотрим вкратце структуру сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Содержание игры – это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л.С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.

В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

Руководство этим видом игры требует большого педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. 
Педагог влияет на игровой замысел опосредованно, обогащая чувственный опыт детей, содержание жизни, расширяет их представление о быте и труде взрослых, о взаимоотношениях людей. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание.
Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к неустойчивости, недостаточной организованности игры.
Наиболее эффективным способом руководства ею, является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, он может воздействовать (не навязывать, а именно воздействовать) на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. Участие взрослого регулирует действия вожаков, которые стремятся подчинить игру себе.

При игре с игрушкой нужно привлекать в игру взрослого-партнера и сверстников, ведь живой партнер привлекательнее, чем игрушка, с ним можно разговаривать, он может сам действовать. С этой целью обучаем детей  ролевому диалогу. 

Начальные навыки ролевого поведения дети получают в игре с куклами. На детской игре проецируется поведение взрослого. Для игры подбираем  программные  сюжеты, а  также используем, например  стихотворения А. Барто «Игрушки». Показываем детям пример, как накормить куклу, покачать её, уложить спать, спеть колыбельную песню, затем передаем куклу ребенку для самостоятельной игры, при затруднении проводим совместную игру.  Во время игр с куклой дети  проявляют заботу о ней, учатся действовать самостоятельно. В этих играх формируются нравственные положительные качества.

В дальнейшем организуем игры-ситуации: «На стройке», «Кто шофер», «Железная дорога», которые предполагают участие в игре группы детей, благодаря им формируются социальные взаимоотношения между сверстниками, играющими  роли людей труда. В процессе игры дети общаются со сверстниками, создаются дружеские взаимосвязи, что способствуют объединению в коллектив. 

Для этого нужно осуществлять педагогическую поддержку сюжетно-ролевых игр: поощрять к ролевому общению, одобрять реплики при игровом взаимодействии детей, своим участием демонстрировать ролевое поведение. Вводить ребенка в игровую ситуацию воспитателю следует  не прямыми указаниями, а косвенными методами (советы, напоминание).  

 Ведь играя, дети  подражают взрослым, принимают на себя социальные роли: мамы, воспитателя, врача, учителя. Такие игры   воспитывают у детей уважение  к труду и  стремление быть полезным для людей. Благодаря сюжетно-ролевым играм, дошкольники учатся общаться друг с другом, контролировать свое поведение согласно правилам игры, а так же развивают свои  творческие способности и познавательные интересы. 

Таким образом, сюжетно-ролевые игры   являются средством формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников, помогают не только адаптироваться в коллективе, но и активно его осваивать.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.   Так давайте же играть вместе с нашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации направлены на помощь в развитии у детей дошкольного возраста социально-речевых умений, самостоятельности мышления, умении активизировать самостоятельную и творческую деятельн...

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки...

Формирование лидерских качеств у застенчивых детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.З...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей 4-5лет посредством сюжетно-ролевых игр.

Социальное развитие позволяет детям строить гармоничные, позитивные отношения с другими людьми. По мере социального развития дети учатся общаться и управлять своими эмоциями, учитывать другие точки зр...