Формирование первоначальных произносительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)
В работе отражены специфические особенности коррекционной работы по формированию первоначальных произносительных навыков
у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_tmnr.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С каждым годом растет число детей с ослабленным здоровьем и отклонениями в интеллектуальном развитии. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект.
ТМНР— сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Остановимся подробнее на одном из направлений работы – речевом развитии, которое является значимым компонентом развития ребенка с ТМНР. У большинства детей с ТМНР собственная речь выражена в виде отдельных слов, часто лепетных, а также структурно нарушенных. Словарный запас в основном ограничен названиями некоторых бытовых предметов.
У так называемых безречевых детей активная речь отсутствует. Они произносят несколько лепетных слов, при объяснении жестикулируют и мычат, понимают обращенную речь в пределах обиходной бытовой инструкции. Вся деятельность нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Девиз занятий: «Ты такой, как все, ты все можешь!». Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности.
Работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка. Развитие речи детей с ТМНР происходит в общении со взрослым, через организацию совместной с ним деятельности, посредством овладения действиями с предметами
Специфические особенности коррекционной работы с данной категорией детей: 1. Систематический поиск индивидуальных подходов к воспитанникам группы. 2. Формирование подражательной деятельности. Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтоб ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Для этого ведется работа по развитию подражательной способности ребенка. Это основа перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
3. Организация обстановки занятий. Удержать произвольное внимание у данных детей очень трудно, поэтому в организации занятия важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть специфический интерес, местоположение педагога.
4. Все занятия носят игровой и комбинированный характер. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.
5. Моделирование ситуаций. Необходимо специально создавать условия, чтобы у ребенка возникла необходимость говорить.
6. Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка. Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться. 7. Медленный темп формирования новых навыков. От «особых» детей нельзя ожидать быстрого положительного результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию, обрабатывают ее, и результат работы может проявиться только через 2- 3 года.
Имея большой опыт работы с неслышащими детьми, педагоги группы начали применять приемы и методы, которые используются при обучении речи глухих и слабослышащих детей раннего дошкольного возраста, а именно фонетическую ритмику и метод глобального чтения.
Фонетическая ритмика Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры, помогающие обрести раскованность и непринужденность. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации.
Обязательное условие занятий — эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. При вызывании звуков с помощью фонетической ритмики следует иметь ввиду, что определенным группам звуков соответствует определенный характер движений: произнесение взрывных звуков сопровождается резкими движениями, а протяжных – плавными, спокойными. При подготовке и проведении занятий учителя-дефектологи нашего учреждения используют таблицу анализа качества звуков и движений (по Эффорте)
Звуки Интенсивность Напряжение Время Направление движения Качество движения М Лёгкая Малое Длительное От себя Скольжение, поглаживание Т Сильная Сильное Короткое От себя Удар – бичевание П легкая Сильное Короткое От себя Прикосновение, прысканье Ж Лёгкая Слабое Длительное Сверху вниз От напряжения к постепен-ному расслаблению Аанализ качества звуков и движений ( по Эффорте)
Методика глобального чтения Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.
Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.
Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт и др.) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие.
Глобальное чтение наиболее понятно детям, способствует развитию внимания, зрительной и слуховой памяти, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, а также обогащению словарного запаса ребенка.
Работа с детьми с ТМНР требует особого внимания и комплексного подхода. Дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни. Одновременно специалистами ОУ должна быть выстроена разветвленная система поддержки детей с ОВЗ, сопровождения в течение всего периода становления личности, а также социализации и дальнейшей адаптации в обществе.
Общество должно подходить к решению проблемы “ребенок с ОВЗ - личность” не с позиции жалости к некому явлению вне общества, а с позиции содружества, соучастия, содействия, сотворчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий утренника, посвященного Международному женскому дню 8 марта, для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Сценарий утренника, в котором участвовали дети, посещающие Лекотеку....
Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...
Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития
Статья по формированию предметно практической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...
Способы и приемы формирования навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития роль общения бесценна и является необходимым условием успешной социализации. Их коммуникативные трудности связаны со спецификой нарушений разви...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на 2023-2024 учебный год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) МКДОУ «Детский сад №9» (далее – П...