Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности
план-конспект занятия (старшая группа)
ФИО: Широкова Любовь Михайловна
Образовательные области: познавательное развитие
Тема занятия: «Удивительные свойства воздуха»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия:
-Образовательные: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха; совершенствовать навыки проведение опытов и экспериментов.
-Воспитательные: воспитывать любознательность и взаимопомощь, умение взаимодействовать друг с другом при проведении опытов; бережное отношение к окружающей среде.
-Развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий.
Планируемые результаты занятия: Внимание детей направленно на тему занятия. Дети предлагают свои способы решения проблемной ситуации. Дети расширили знания о воздухе и его свойствах. Дети овладели способами действий с воздухом.
Планируемые результаты занятия: расширение представлений воспитанников о воздухе и его свойствах.
Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, таз с водой, кораблик из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
ФИО: Широкова Любовь Михайловна
Образовательные области: познавательное развитие
Тема занятия: «Удивительные свойства воздуха»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия:
-Образовательные: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха; совершенствовать навыки проведение опытов и экспериментов.
-Воспитательные: воспитывать любознательность и взаимопомощь, умение взаимодействовать друг с другом при проведении опытов; бережное отношение к окружающей среде.
-Развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий.
Планируемые результаты занятия: Внимание детей направленно на тему занятия. Дети предлагают свои способы решения проблемной ситуации. Дети расширили знания о воздухе и его свойствах. Дети овладели способами действий с воздухом.
Планируемые результаты занятия: расширение представлений воспитанников о воздухе и его свойствах.
Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, таз с водой, кораблик из бумаги.
№ | Этапы, продолжи-тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | -Здравствуйте ребята, я приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию. -Ребята, а кто скажет, что такое лаборатория? (ответы детей). -Правильно, ребята. -Лаборатория - это помещение, где мы с вами проводим опыты, эксперименты, наблюдения. В нашей группе тоже есть мини-лаборатория. | Форма: групповая Метод: создание воображаемой ситуации Приемы: вопросы детям, внезапное появление объекта | Коммуникативная | Внимание детей направленно на тему занятия |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | -Ребята, сегодня в нашей лаборатории мы с вами раскроем секреты и познакомимся со свойствами воздуха и докажем, что воздух невидимый, но он существует вокруг нас. -Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? (ответы детей). -Сейчас посмотрите в окно, что мы там видим (небо, земля). -Что находится между небом и землёй в свободном пространстве? (ответы детей). -Правильно, воздух. -Ребята, мы с вами небо и землю видим? (ответы детей). -А воздух видим? (ответы детей). -А как, вы думаете, у воздуха есть секреты? (ответы детей). -Ребята, кто напомнит, что такое воздух? (ответы детей). - Для чего нам нужен воздух? (ответы детей). - Как вы думаете, сможем мы без воздуха жить? (ответы детей). - Послушайте стихотворение: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить (вместе с детьми) НЕ МОЖЕМ. -Теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох»). - Мы с вами доказали, что без воздуха мы можем находиться только несколько секунд, значит и жить без него мы не сможем. - Кому еще нужен воздух? (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле) - Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? (Ответы детей.) | Форма: групповая Методы: словестные (беседа) Приемы: обследование, вопросы детям | Коммуникативная | Дети предлагают свои способы решения проблемной ситуации |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Формирование и расширение представлений о воздухе и его свойствах | Чтобы открыть секреты воздуха, мы проведём опыты, доказывающие – что воздух вокруг нас существует, несмотря на то, что мы его не видим. Я приглашаю вас провести первый эксперимент: подойдём к столу с красным флажком, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании: 1. Не толкай соседа во время работы. 2. Сначала посмотри, потом повтори. 3. Будь осторожен с предметами. - Чтобы открыть секреты воздуха, мы проведём опыты, доказывающие – что воздух вокруг нас существует, несмотря на то, что мы его не видим. Я приглашаю вас провести первый эксперимент: подойдём к столу с красным флажком, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании: 1. Не толкай соседа во время работы. 2. Сначала посмотри, потом повтори. 3. Будь осторожен с предметами. Опыт 1 «Невидимый воздух» Оборудование: большая прозрачная ёмкость с подкрашенной водой, стакан. - Ребята, посмотрите, что мы видим на столе? (ответы детей) (Тазик с водой, пустой стакан.) - Давайте, проверим, действительно ли он пустой. (Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой). Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. - Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Что мешает попасть воде в стаканчик? (Ответы детей). - Это доказывает, что в стакане находится воздух, который не пускает воду в стакан. Но через воздух, который находится в стакане, мы видим все предметы. -Подставьте, пожалуйста, свою ладонь. Вы видите её? (ответы детей) - Это доказывает, что воздух какой? (ответы детей) Вывод: Воздух прозрачный, невидимый. А сейчас проведём ещё один опыт и докажем что воздух находится везде вокруг нас. Опыт 2 «Воздух повсюду» Оборудование: стакан с водой, салфетка. - Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги, как вы думаете, что произойдет, если я стакан переверну? (ответы детей) - Проверим! (Проводит опыт) - Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? (Ответы детей) Вывод: Мы с вами доказали, что вокруг нас воздух, он давит на лист бумаги, прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться. - Сейчас я приглашаю вас к столу с зелёным флажком. Ребята, как вы думаете, воздух имеет форму или нет? (ответы детей). - Давайте попробуем доказать, что воздух не имеет форму. Чтобы это доказать мы его попробуем поймать, хоть мы его и не видим. Но мы, же с вами уже знаем, что воздух есть везде. ОПЫТ 3 «Форма воздуха» Оборудование: полиэтиленовый пакет. - Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто) - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Сейчас мы наберем в пакет воздух и закрутим его. - Что произошло с пакетом? (ответы детей) (он надулся, приобрел форму). Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Он приобрёл форму пакета. - Вот мы узнали ещё один секрет воздуха, что воздух приобретает форму того предмета, в который он попадает. Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает. - Давайте выпустим воздух. Что произошло с пакетом? (ответы детей). - Пакет опять стал пустым. Воздух вышел в пространство, которое нас окружает, то есть в нашу лабораторию. Мы с вами снова доказали, что вокруг нас воздух. - Ребята, воздухом мы дышим через рот или нос, а потом выдыхаем. Как вы думаете можно ли увидеть воздух, который мы выдыхаем? (ответы детей). Чтобы это проверить пройдёмте к столу с жёлтым флажком. Опыт 4 «Как почувствовать воздух» Оборудование: веер, тазик (тарелка) с водой, бумажный кораблик, трубочка. - А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) ля того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер) Восп: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей) В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него через трубочку. Что произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл. Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер) Восп: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей) В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него через трубочку. Что произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл. - Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. - А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер) - Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. - Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей) - В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него через трубочку. Что произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл. - Сейчас давайте немного отдохнем, проведём физкультминутку. - Кто мне поможет? Физкультминутка «Ветер» Ветер веет над полями и качается трава. (дети качают поднятыми руками вправо-влево) Облако плывет над нами, словно белая гора. (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу) Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит. (выполняют движения по тексту) Вправо, влево, назад, вперед, а потом наоборот! Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем! (имитируют ходьба) | Форма: групповая Методы: словестный (беседа), игровой, опыт, демонстрация, экспериментирование. Приемы: обследование, вопросы к детям, пояснение, указания | Коммуникативная, двигательная | Дети расширили знания о воздухе и его свойствах |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Опыт 5 «Как увидеть воздух» Оборудование: стакан с водой, трубочка. - Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. - Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) - А что это за пузырьки? (это воздух) - Верно. - Куда плывут пузырьки: поднимаются вверх или опускаются на дно? (воздушные пузырьки поднимаются вверх). Значит, воздух какой, тяжёлый или лёгкий? (ответы детей). Посмотрите, сейчас я взвешу на весах два стакана - один с водой, другой с воздухом. Как вы думаете, какой из них опустится вниз, то есть он будет тяжелее? (ответы детей – вниз опустится стакан с водой). - Верно, это еще раз доказывает, что вывод, сделанный нами ранее правильный – воздух легче воды. Мы можем сделать ещё один вывод: воздух лёгкий, он легче воды. Опыт 6 «Запах воздуха» Оборудование: корка апельсина, долька чеснока. - Ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах? (Ответы детей). - Давайте понюхаем! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах? (Ответы детей). - Я тоже нет. Сейчас возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?(Ответы детей). - А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет? (Ответы детей). Вывод: Запах передаётся по воздуху, но своего запаха у воздуха нет. Это свойство воздуха мы тоже с вами доказали с помощью апельсина и чеснока. | Форма: групповая Метод: экспериментирование Приемы: вопросы к детям, инструкция, объяснение | Коммуникативная | Дети овладели способами действий с воздухом |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | - Что вы узнали о воздухе сегодня? - Где вам пригодится эта информация и с кем бы вы поделились? - Что вам понравилось больше всего? Мне было приятно с вами работать, спасибо за занятие. | Форма: групповая Метод: словестный (беседа) Приёмы: вопросы к детям, педагогическая оценка, обобщение. | Коммуникативная | Дети совместно с воспитателем подвели итоги занятия, обобщили полученный опыт |
Проверил и допустил к проведению,
Воспитатель:____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи: - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта ОД по познавательно- исследовательская деятельность во II младшей группе «Свойство бумаги»
НОД по познавательно- исследовательская деятельность во II младшей группе...

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1. Организация деятельности детей п...

Технологическая карта занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Тайны мыльного пузырика"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе...

Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.
Технологическая карта занятияпо познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А.«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы....