Буклет для воспитателей и специалистов ДОУ "Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
материал
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического восприятия
Весёлое название
Взрослый дает ребенку два кружка: красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Речевой материал: баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.
Какое слово задумано?
Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук (например, …омашка), а
ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
Поймай звук
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
Подскажи звук
Взрослый предлагает детям договаривать последний звук. Например: На солнышке грелся черноухий котено…(К)).
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук. Например, шуба, кошка, мышь, а спрашивает у ребенка: «Какой звук есть во всех этих словах?»
Уважаемые педагоги!
Большое значение в формирова-нии правильной речи имеет фонемати-ческий слух.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизно-шения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Назови первый звук
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому. Например, Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица и т.д. .
Сложи звук
Взрослый произносит ряд звуков,
а ребенок составляет из них слог (слово), например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
Скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должен произнести их в обратном порядке.
Определи первый гласный звук
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
Зоркий глаз
Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит «лишний» (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог:
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Назови слова на звук …
Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?...

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....
"Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа"
консультация для воспитателей...
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дидактическая игра – одно из средств уточнения, закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей....

Буклет для воспитателей и специалистов ДОО "Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
Буклет разработан для педагогов и специалистов ДОО...