Буклет для воспитателей и специалистов ДОУ "Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
материал

Васильева Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_2.docx121.52 КБ

Предварительный просмотр:

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=393592997-19-72&n=21

 

Игры на развитие фонематического восприятия

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=277971616-51-72&n=21

Весёлое название

     Взрослый дает ребенку два кружка: красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=37eebe0af2598f9a24ae52dc7aec15c90de5ff1c-10128025-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4125b1704759b3b8b280ccd13c22663eb959b47a-10868764-images-thumbs&n=13

                             https://avatars.mds.yandex.net/i?id=06effce5283987003655bf7dc302ae20fd37ae7f-10915107-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dac1f046c8a30cda42e91b6939cfd3db-5887660-images-thumbs&n=13

Речевой материал: баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

Какое слово задумано?

     Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук (например, …омашка), а

ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).

Поймай звук

     Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

Подскажи звук

     Взрослый предлагает детям договаривать последний звук. Например: На солнышке грелся черноухий котено…(К)).

Какой звук есть во всех словах?

     Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук. Например, шуба, кошка, мышь, а спрашивает у ребенка: «Какой звук есть во всех этих словах?»

Уважаемые педагоги!

Большое значение в формирова-нии правильной речи имеет фонемати-ческий слух.

             Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным      современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

              Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизно-шения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

           Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений  речи.

Назови первый звук

     Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому. Например, Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица и т.д. .

                        Сложи звук  
     Взрослый произносит ряд звуков,

а ребенок составляет из них слог (слово), например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

 

                       Скажи наоборот  
    Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должен произнести их в обратном порядке.

Определи первый гласный звук  

     Произносите ребёнку слова, выделяя голосом  первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

Зоркий глаз

     Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

 Что лишнее?

     Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит «лишний» (другой) слог.

Чистоговорки

     Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог:
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
 

Назови слова на звук …

     Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?...

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей....