Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия через игру.

Игра «Волшебный коврик».

    В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей. Работая в детском саду с детьми – логопатами, наблюдаю и анализирую  трудности детей в овладении навыками правильной речи. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушены все  структурные компоненты речи. Просматривая публикующиеся материалы, я обратила внимание, что много материалов по коррекции  звуков, развитию слоговой структуры, овладению грамматическими  навыками. А вот материала  по фонетико – фонематическому восприятию недостаточно.  Недостаточно таких материалов и в моей работе.

 После анализа всего имеющегося материала мною и педагогами нашего сада была разработана система занятий, игр, направленных на развитие фонематического восприятия.  В нашем детском саду работа по развитию фонематического восприятия проводится, начиная с младшего дошкольного возраста, а в старшем дошкольном возрасте продолжается более углубленно. Начинается она на материале первичных звуков и постепенно охватывает все звуки речи, правильно произносимые детьми. Кроме этого с самых первых занятий одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия. Работу по развитию у детей способности дифференцировать, можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3 этап – различие слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие у детей навыков элементарного анализа.

  Работая с детьми – логопатами обратила внимание на трудности, которые они испытывают на каждом этапе. Но труднее всего дети выполняют задания на шестом этапе. Они затрудняются выделить слова с заданным звуком. В своей работе я использую дидактическую игру «Волшебный коврик». Я доработала эту игру, придумала ей сказочный сюжет, разработала образцы узоров. Материал в ней дается порционно, от простого к сложному с постепенным усложнением. Желая помочь сказочному герою, дети включаются в игру. Они на слух выделяют первый звук в слове и обозначают его фишкой нужного цвета.

Игра «Волшебный коврик»

Цели игры:

образовательная: учить детей определять первый звук в слове и обозначать его фишкой нужного цвета. К – красной фишкой: С – синей фишкой; З – зеленой фишкой; Ж – желтой фишкой; Ч –черной фишкой;

развивающая: развивать у детей цветовой гнозис, фонематический слух;

воспитательная: воспитывать желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Оборудование: Карточка с изображением контуров 9 кругов на каждого ребёнка. Карточка с изображением контуров 16 кругов. Карточка с изображением контуров 25 кругов на каждого ребёнка. Фишки – цветные круги: по 100 штук красного, синего, жёлтого, зелёного, чёрного цветов. Образцы узоров.

Раздаточный материал: 

1. На каждого ребёнка: 1 карточка с 9 кругами и фишки 2 – х цветов (синего и красного) по 10 штук.

2 -  усложнение: 1 карточка с 9 кругами на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного)

3 – усложнение: 1 карточка с 16 контурами кругов на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного, жёлтого)

4 – усложнение: 1 карточка с  контурами 25 кругов на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного, жёлтого, чёрного)

Ход игры:

  Давным-давно жил был художник. Он был бедным и зарабатывал себе на хлеб тем, что придумывал на холсте узоры для коврика. Затем эти рисунки он отдавал ткачам короля, и они ткали прекрасный ковёр. Однажды художник трудился целый день и закончил свою работу поздно вечером. Он очень устал, ведь он не ел с самого утра. Но когда работа была закончена, он оставил холст высыхать, а сам пошёл  ужинать в свою хижину. И вдруг пошёл дождь, который смыл весь узор. Увидев чистый холст, художник очень расстроился, ведь у него не было денег купить новые краски. Давайте, ребята, поможем художнику сделать новый узор? А для этого слушайте меня внимательно. Для  работы нам понадобится карточка,  на которой нарисованы 9 контуров кругов. И фишки красного и синего цвета. Узор у нас будет из красных и синих кругов. Начнём выкладывать узор  с верхней дорожки слева направо. Я называю слова. Если слово начинается на звук К – закрываем контур красным кружком, если на звук С – синим кружком.

Слова: куст, собака, каша,                    

             сок, сын, стакан,

            компот, сапоги, кукушка.

Показываю образец узора, дети проверяют себя.

2 усложнение – проводится  аналогично, добавив зелёные фишки.

Слова: кот, зубы, кувшинка,

            сон, квас, суп,

            кабан, звонок, качели.

 

   

3 усложнение – коврик из 16 кругов и добавили  фишки жёлтого цвета.

Слова: карандаш, кран, жара, жаба,

             солнце, сыч, зола, забор,

        жир, журнал, камень, капуста,

         закладка, зубр, сын, сок.

   

4 усложнение – коврик из 25 кругов, добавили фишки чёрного цвета.

Слова: капуста, червяк, квас, человек, кусок,

        зубы, жук, квакушка, живот, замок,

             стакан, крокодил, краски, кофта, сок,

             забор, Чебурашка, компот, чучело, змея,

             кольцо, жираф, клёст, жасмин, круг.

Показала образец коврика. Дети проверили свои коврики.

Рефлексия. Подведение итогов игры. Можно предложить детям самостоятельно  придумать  узор для коврика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического восприятия через игру. Приложение к игре «Волшебный коврик » Учитель–логопед МБДОУ №1 «Колосок» ст . К ущевской Селидевская И.И

Слайд 2

Уважаемые коллеги, предлагаю образцы узоров для игры «Волшебный коврик» Слова: куст , собака, каша , сок , сын, стакан , компот , сапоги, кукушка .

Слайд 3

Слова: кот , зубы, кувшинка, сон , квас, суп, кабан , звонок, качели.

Слайд 4

Слова: карандаш , кран, жара, жаба, солнце , сыч, зола, забор, жир , журнал, камень, капуста, закладка , зубр, сын, сок.

Слайд 5

Слова: капуста , червяк, квас, человек, кусок, зубы , жук, квакушка, живот, замок, стакан , крокодил, краски, кофта,сок , забор, чай, компот, чучело, змея, кольцо , жираф, клёст, жасмин, круг.

Слайд 6

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Материал для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста,который может быть использован как в логопедических группах , так и в общеразвивающих группах детских садов.Очень полезен ...

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...