Буклет для воспитателей и специалистов ДОО "Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
консультация
Буклет разработан для педагогов и специалистов ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_igry_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 134.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на узнавание неречевых звуков
- «Кто что слышит?»
Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.
- «Продавец и покупатель»
Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое - различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.
- «Найди игрушку»
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
Игры на различение силы, высоты, тембра голоса
- «Узнай по голосу»
Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
- «Три медведя»
Ход игры. Взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей - большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звуко-комплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
- «АХ, ОХ и УХ»
Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.
Ход игры. Взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.
Игры на различение слов, близких по своему звуковому составу
- «Красный – зелёный»
Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:
«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».
Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.
- «Рифмочки и рифмушки»
Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.
- «Какое слово лишнее?»
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ - КОМ
БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ
КАНАВА – КАНАВА – КАКАО -
КАНАВА
Игры на дифференциацию слогов
- «Повтори правильно»
Оборудование: мяч.
Ход игры. Дети сидят по кругу. Взрослый предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
- «Какой слог лишний?»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Ход игры. Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
Игры на дифференциацию звуков
- «Цветные ёжики»
Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.
Перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый просит отдать синему ёжику все картинки со звуком С, а зелёному - со звуком СЬ.
- «А ну-ка, догадайся!»
Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Игры на развитие навыков элементарного звукового анализа
- «Кто больше»
В эту игру лучше играть с двумя-тремя или более детьми. Взрослый предлагает детям придумать слова, начинающиеся на заданный звук, за каждое придуманное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.
- «Отгадай слово»
Ход игры. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, взрослый сообщает ребенку, что из слов убежал звук «л», и просит отгадать, какие это были слова: «.ампа, мы.о, .ук, ку.ак».
- «Кто в каком вагоне поедет?»
Взрослый показывает изображение поезда с пронумерованными вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: количество слогов в слове соответствует цифре на вагоне поезда.
Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Составил: учитель-логопед
Перфильева Е.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...
Презентация для воспитателей "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
Раскрывается актуальность темы, примеры фонематического нарушения восприятия, необходимые условия для предупреждения фонематического нарушения....
Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....
Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Консультация для воспитателей. "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ, овладению чтеним и письмом. В данной консультации рассматриваются наиболее распр...
Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....
Консультация для воспитателей «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....