Буклет для воспитателей и специалистов ДОО "Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
консультация

Перфильева Евгения Юрьевна

Буклет разработан для педагогов и специалистов ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на узнавание неречевых звуков

  • «Кто что слышит?» 

Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.

  • «Продавец и покупатель»

Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое - различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.

  • «Найди игрушку»

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Игры на различение силы, высоты, тембра голоса

  • «Узнай по голосу»

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

  • «Три медведя»

Ход игры. Взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей - большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звуко-комплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

  • «АХ, ОХ и УХ»

Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.

Ход игры. Взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

Игры на различение слов, близких по своему звуковому составу

  • «Красный – зелёный»

Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:

«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».

Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

  • «Рифмочки и рифмушки»

Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

  • «Какое слово лишнее?»

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ - КОМ                    

БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ          

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО - 

КАНАВА

Игры на дифференциацию слогов

  • «Повтори правильно»

Оборудование: мяч.

Ход игры. Дети сидят по кругу. Взрослый предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

  • «Какой слог лишний?»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Ход игры. Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)

Игры на дифференциацию звуков

  • «Цветные ёжики»

Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

Перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый просит отдать синему ёжику все картинки со звуком С, а зелёному - со звуком СЬ.

  • «А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

 

Игры на развитие навыков элементарного звукового анализа

  • «Кто больше»

В эту игру лучше играть с двумя-тремя или более детьми. Взрослый предлагает детям придумать слова, начинающиеся на заданный звук, за каждое придуманное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.

  • «Отгадай слово»

Ход игры. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, взрослый сообщает ребенку, что из слов убежал звук «л», и просит отгадать, какие это были слова: «.ампа, мы.о, .ук, ку.ак».

  • «Кто в каком вагоне поедет?»

Взрослый показывает изображение поезда с пронумерованными вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: количество слогов в слове соответствует цифре на вагоне поезда.

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

C:\Users\евгения пк\Desktop\kisspng-owl-bird-science-technology-engineering-and-mat-owl-5ac9cadbe89dc2.8502455815231741079528.jpg

Составил: учитель-логопед

           Перфильева Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Презентация для воспитателей "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Раскрывается актуальность темы, примеры фонематического нарушения восприятия, необходимые условия для предупреждения фонематического нарушения....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....

Консультация для воспитателей. "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ, овладению чтеним и письмом. В данной консультации рассматриваются наиболее распр...

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Консультация для воспитателей «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....