Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством
статья

Абдулова Нина Владимировна

Для формирования интереса старших дошкольников к эстетическому восприятию окружающего мира через приобщение к искусству можно использовать следующие подходы:

Ознакомление с доступными видами искусства. Начинать стоит с литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает интерес у детей и развивает их чувства и эмоции.

Использование игровых форм. Занятие-экскурсия в игровой форме захватывает детей и повышает их эмоциональную отзывчивость. Во время таких занятий можно использовать приёмы «вхождения» в картину, оживления картины, составления композиций.

Организация выставок. В дошкольном учреждении можно устроить постоянную выставку детских работ, а также организовать специальные посещения, где можно проводить занятия по ознакомлению с искусством.

Организация уголка или зоны искусства. В группе постоянно должны находиться различные произведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях.

Обращение внимания на красоту окружающего мира. Важно обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту.

Также можно использовать созданные детьми произведения в жизни группы и детского учреждения, чтобы они видели нужность созданного ими. Например, дети могут участвовать в создании декораций к играм-драматизациям, к праздникам, изготовлять детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с

 изобразительным искусством

Для формирования интереса старших дошкольников к эстетическому восприятию окружающего мира через приобщение к искусству можно использовать следующие подходы:

Ознакомление с доступными видами искусства. Начинать стоит с литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает интерес у детей и развивает их чувства и эмоции.

Использование игровых форм. Занятие-экскурсия в игровой форме захватывает детей и повышает их эмоциональную отзывчивость. Во время таких занятий можно использовать приёмы «вхождения» в картину, оживления картины, составления композиций.

Организация выставок. В дошкольном учреждении можно устроить постоянную выставку детских работ, а также организовать специальные посещения, где можно проводить занятия по ознакомлению с искусством.

Организация уголка или зоны искусства. В группе постоянно должны находиться различные произведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях.

Обращение внимания на красоту окружающего мира. Важно обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту.

Также можно использовать созданные детьми произведения в жизни группы и детского учреждения, чтобы они видели нужность созданного ими. Например, дети могут участвовать в создании декораций к играм-драматизациям, к праздникам, изготовлять детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы.

Изобразительное искусство – это художественное отражение действительности в образах, которые мы зрительно воспринимаем.

Знакомясь с произведениями искусства, дети с помощью воспитателя познают и открывают для себя окружающий мир: быт и труд людей, природу.  

Учатся видеть в живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать свой личный опыт с опытом людей, изображённых художником, переносят взятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.

Благодаря занятиям по изобразительному искусству у воспитанников развивается эстетический вкус. Они начинают понимать красоту окружающего мира: предметов, природы, человеческих взаимоотношений. Дети начинают видеть красоту сочетания красок, линий, улавливать ритмичность в картине; их может взволновать красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на картине.

Виды искусства, которые возникли в глубокой древности и существовали во все эпохи – это живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

Живопись – один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок. На холсте, на бумаге, на стене средствами живописи воссоздается реальный мир с его глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

Основными выразительными средствами живописи являются: цвет (колорит) и композиция. С помощью цвета художники передают определенное состояние: радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение и т. д.

Композиция – это построение картины, планов (близко, далеко), выбор полотна, замысел художника. Она руководит восприятием изображения, помогает подчеркнуть и выделить главное.

Натюрморт – это жанр живописи, посвящённый изображению неодушевлённых предметов. Именно с него лучше всего начинать ознакомление детей с живописью: он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые. «Мертвая Haтypa», «неподвижная натура», «спокойная, тихая жизнь» – так переводится с французского языка слово «натюрморт». Под кистью художника предметы обретают новую жизнь. Они могут рассказать нам о своих хозяевах, а также о самих себе (например, старинные они или современные).

Пейзаж – изображение естественной или измененной человеком природы. Пейзажная картина отражает реальную природу, увиденную и прочувствованную художником. Он не случайно выбрал тот или иной   утолок природы или города. Выбор художника определятся его настроением, а также состоянием погоды, освещенностью, временем суток.

На переднем плане художник изображает предметы более детально и выразительно, объемно и многоцветно. Предметы на заднем плане изображаются невыразительно и обобщенно (чем более они удалены от переднего плана, тем более плоские). Кроме того, в цветовом решении они могут быть однотонными, бело-серыми или голубыми.

Портрет – изображение или описание человека, или группы людей, этот жанр является самым сложным в изобразительном искусстве. Художник раскрывает образ человека, выражает его внутренний мир, высказывает свое личное мнение о нем, мы же самостоятельно пытаемся понять внутренний мир, мысли и чувства человека, изображенного на портрете, соглашаемся или не соглашаемся с художником, составляем свое мнение о портрете.

Знакомство с этим жанром искусства помогает развивать у детей чуткость, чувство сопереживания, эмоциональную отзывчивость к духовному миру человека. Портретная живопись – благоприятный эмоциональный материал, который созвучен детским чувствам и учит понимать духовный мир человека.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму. Скульпторы используют для своих работ металл, камень, глину, дерево и др. материалы.

Чтобы рассмотреть скульптуру, нужно обойти ее со всех сторон, внимательно присматриваясь к каждому новому ракурсу. При изучении скульптуры детям следует предложить рассмотреть сначала лицо, причем место обзора нужно постоянно менять.  При таком рассматривании дети смогут заметить несколько душевных сторон человека. Необходимо обратить их внимание на то, что каждая прожилка лица скульптуры, каждый мускул, морщинка, бугорок, впадинка живут своей жизнью.  Все это делает скульптуру живой и неповторимой.

Рассматривая скульптуру и постигая ее содержание, дети усваивают или закрепляют знания об окружающем мире. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, животные, а также неодушевлённые предметы.

Архитектура – это искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

При этом ознакомление с архитектурой целесообразно начинать с близкого, знакомого детям, с того, что их непосредственно окружает. А затем, используя метод сопоставления, формировать представления о некоторых фактах истории архитектуры; опираться па теоретические положения эстетики и искусствознания о сущности архитектуры. Содержание должно отражать представление об архитектуре как системе зданий и сооружений, необходимых для жизни и деятельности людей, как искусстве строить красиво; включать в содержание знаний краеведческий материал.

Об искусстве хочется говорить вечно. Люди, посвящающие себя искусству, безусловно любят свое занятие, оно затягивает их полностью. Только при такой огромной любви к своему делу создаются шедевры, вызывающие при помощи языка искусства эмоции, переживания у наблюдателей.  

И давайте следовать призыву Ибука Масару— японского создателя новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, автор широко известной книги по раннему развитию детей «После трёх уже поздно», одному из основателей корпорации Sony, «С самого детства окружите ребёнка лучшими достижениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу».

Приобщая детей к искусству, они становится другим – культурным, добрым и отзывчивым. Любознательность и кругозор дошкольников расширяется, они способны выступать не только в роли зрителей и ценителей красоты, но и активных созидателей.

Хочется пожелать всем нам неиссякаемого источника вдохновения и творческих успехов в прекрасном направлении работы по приобщению детей к миру искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"

Вашему вниманию предлагается игра , которая включает в себя игровые методы, элементы соревнования, способствует лучшему осмыслению изобразительного образа.Она в игровой форме закрепляет знания детей о...

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?...

Программа саморазвития воспитателя по теме: «ЛЭПБУК — СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»

В программе описана новая форма организации образовательной деятельности - тематическая папка или лэпбук. Определены цель и задачи самообразования. Разработан план реализации программы....

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству «Красивый Полх-Майдан».

Цель:Познакомить  детей с росписью «Полх-Майдан»;Задачи:Познакомить детей с историей промысла, его ассортиментом через рассматривание картин, игрушек;Развивать умение детей создавать ...

Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Рабочая  программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"

Презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель - знакомство с жанрами изобразительного искусства. Задачи:Обучающие:-продолжать обогащать представления детей о жанрах живо...