дидактическое пособие "Логодомик"
тренажёр

Маркова Светлана Петровна

Многофункциональное игровое пособие для решения коррекционно-логопедических задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Логодомик» своими руками

игровое пособие для развития речи детей с ТНР.

Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, формирования и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Необычные, яркие игровые пособия эффективно помогают решать задачи речевого развития детей дошкольников.

Чтобы организовать системно-деятельный подход к обучению детей с ТНР я изготовила и апробировала многофункциональное игровое пособие «Логодомик», включающее комплект игр и заданий, которые направлены на развитие речи  детей старшего  дошкольного возраста.
         

Принципы для создания «Логодомика»:

  • Индивидуальность. Материал подбирается, учитывая индивидуальные дефекты и особенности ребенка.
  • Динамичность. В процессе работы «домик» пополняется новым карточками- картинками, которые меняются в соответствии с актуальностью занятия.
  • Эстетичность. Сам  домик  вырезан из ДВП, ярко раскрашен с двух сторон.  

Весь речевой материал выполняется в определенном формате, карточки заламинированы,  на магнитах, что делает их практичными и удобными в игровой деятельности. В комплекте одной игры используется 12 карточек  - картинок, по количеству окон.

         C:\Users\Мама\Desktop\метод. разработка\IMG_20250207_082736.jpg

Используя «Логодомик» на индивидуальных, подгрупповых  и групповых занятиях, решаю множество задач:

1. Повышаю  мотивацию и интерес к логопедическим занятиям.

2. Развиваю фонематические процессы.

3. Формирую устойчивый навык правильного звукопроизношения (автоматизацию и дифференциацию звуков).

4. Развиваю и закрепляю  лексико-грамматические навыки.

В процессе игр с «Логоомиком» у детей  развиваются:

- речь,

- память,

- внимание,

- мышление,

- зрительное восприятие,

- наблюдательность,

- пространственные представления.

Работа с «Логодомиком»

  1. Знакомство с домиком.

Рассматриваем  вместе с ребенком домик с окошками. Спрашиваю,  сколько этажей, дверей (подъездов)  в домике? Сколько окошек на каждом этаже? Сколько окон на крыше дома, и какой они формы?

  1. Игры на автоматизацию  (дифференциацию)  звуков.

- Когда звук поставлен, в окошко на крыше добавляется символ звука и буква. Можно представить схему основных признаков звука (по звонкости – глухости, твердости – мягкости.)
В окна самого домика выставляются карточки – картинки с автоматизируемым звуком:

  • Ребенок называет слово и самостоятельно расселяет «жильцов» дома.
  • Ребенок называет слово, находя карточку по заданию педагога: «Назови, кто живет во 2 подъезде, на 3 этаже (или 2 дверь, 3 этаж)», «Кто живет под (над, справа, слева, между) …..»

  1. Игра "Где спрятался звук?»  - на определения места звука в слове.

(используется вторая сторона домика, где карточки распределяются в соответствии с местом заданного звука  в слове).

  1. Игра «Посчитай слоги».

Предлагаю  ребенку назвать  любую картинку, определить количество слогов в слове и закрыть соответствующей фишкой с цифрой.

 

  1. Игра «Да - нет».

Ведущий задумывает  одну из картинок, не называя ее. Игрок может задавать ведущему любые вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет». Отгадав название картинки, игрок забирает ее себе.

  1. Игра «Рифмы» - на подбор пары слов в рифму.

  1. Игра «Назови  ласково» - на образование уменьшительно-ласкательной формы слова.

  1. Игра «Чего не стало?» -  на развитие памяти, наблюдательности и изменения  слов  в Р.п.  

  1. Игра «4-ый лишний». Какой предмет лишний на этаже?

  1.  Игра «Найди слова, отличающиеся одним звуком» (лук – лак – люк).

  1.  Игра «Что кому?» - Люди разных профессий «живут» в домике, отдельно лежат карточки с предметами. Надо подобрать пару, на образование профессии от названия предмета.  (Трактор нужен  трактористу).

Чтобы исследовать и определить эффективность образовательной практики, проводится диагностика детей на начало обучения (при зачислении в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР), диагностика (после первого года обучения) и итоговая диагностика на выпуске детей из детского сада. Диагностика помогает выявить динамику развития речевых навыков детей. По итогам первого года обучения:

- наблюдается положительная динамика в развитии слухового внимания, словарного запаса, грамматического строя речи;

- улучшились ориентация на плоскости и психические процессы (память, внимание, мышление);

-  проявляется самостоятельность при выполнении заданий, умение взаимодействовать  со сверстниками и педагогом.

Практическая значимость  работы в том, что  многофункциональные  возможности использования «Логодомика» дают значительную положительную динамику развития детей с ТНР. Инновационная направленность состоит в творческом, нетрадиционном  подходе к  использованию дидактического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....