Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»
методическая разработка по обж
В опыте раскрыта система работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pozharnaya_bezopasnost.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»
Вопрос о безопасности остаётся жизненно важным. Просмотрев статистику пожаров с участием детей, оказалось, что их число растет. В связи с этим возникает необходимость формировать у детей основы пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения, может соблюдать правила безопасного поведения.
На протяжении десятилетий проблема пожарной безопасности детей является объектом изучения многих учёных.
- Я.А.Коменский, И.М.Сеченов, Е.М.Литвинов, В.А.Левицкий разработали теоретическую основу положений исследования о культуре безопасности личности как важнейшем факторе жизни человека и общества.
- А.А.Баранов, Т.С.Грядкина, В.Г.Каменская отметили, что необходим поиск механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам пожарной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях.
- Г.К.Зайцева, В.Н.Зимонина, И.Ю.Матасова, Л.Г.Татарникова, Л.Ф.Тихомирова раскрыли вопросы привития навыков основ пожарной безопасности детям старшего дошкольного возраста.
- К.Ю.Белой, Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленная на формирование опыта безопасного поведения при пожаре у детей старшего дошкольного возраста, включающая взаимодействие субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).
Определила цель и задачи работы: формировать у воспитанников седьмого года жизни навыки безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности.
- Формировать умение управлять своим поведением в отсутствии взрослых (не пользоваться пожароопасными предметами).
- Развивать умение справляться со своим страхом при возникновении пожара, умение самостоятельно вызвать пожарную команду, скорую помощь или службу спасения.
- Развивать умение применять усвоенные знания правил поведения при возникновении пожара.
- Воспитывать ответственность за свои поступки.
Работу осуществляла в III этапа.
I ЭТАП:
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Проведение первичной педагогической диагностики.
- Составление перспективного плана образовательной работы.
- Внесение изменений в РППС.
II ЭТАП
- Организация образовательной работы.
- Разработка дидактических игр, игр-тренингов по пожарной безопасности
- Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
III ЭТАП
- Проведение повторной педагогической диагностики.
- Проведение анализа результативности работы.
- Транслирование опыта практических достижений по представленной теме.
Педагогическая диагностика освоения воспитанниками 7-го года жизни раздела «Формирование основ безопасности» проведена по методике К.Ю.Белой.
Чтобы реализовать поставленную цель, обогатила развивающую предметно - пространственную среду в группе. Были приобретены игры, пособия, большая часть дидактического материала изготовлена своими руками и руками родителей (законными представителями).
Вся работа, осуществляемая по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Составлен перспективный план образовательной работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности.
В организации педагогического процесса использовала методы и приемы:
- словесные (беседы, объяснения, художественное слово, вопросы, составление рассказов, минутки безопасного движения);
- наглядные (иллюстрации, видеофильмы, картины, наблюдение, мультимедийные презентации, демонстрация способов действия, схемы);
- практические (моделирование проблемных ситуаций, тренинги, проектная деятельность, создание с детьми карт-схем, изготовление макетов);
- игровые (игровые ситуации, разные виды игр).
На II этапе работы организовала разнообразную педагогическую деятельность, которая позволила успешно решить поставленные задачи, и побуждала детей к самостоятельной деятельности.
Внедряя различные формы работы с детьми, использовала современные образовательные технологии (личностно-ориентированный подход, игровые технологии, информационно-коммуникационные).
С помощью программы Windows Media демонстрировала детям обучающие мультфильмы. Встреча с героями мультфильмов несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
Использование моделирования позволяет реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре, позволяют прочувствовать детям самостоятельно опасную ситуацию. Игры-тренинги придумывала сама или совместно с детьми.
Для решения всех поставленных задач в вопросах формирования навыков безопасного поведения была найдена интеграция с другими образовательными областями.
Выполнению поставленных задач способствовала и реализация индивидуального подхода.
Использовала в работе информационно-коммуникационные технологии (интерактивные дидактические игры), которые разработала сама.
Формированию основ безопасности способствовали игры с лэпбуками. Задания разного уровня сложности, заложенные в содержании лэпбука, развивали познавательную активность, систематизировали знания о правилах пожарной безопасности.
Итогом прохождения темы были презентации детских коллекций, которыми они делились, принося их для показа в группу, участие в презентации совместных с родителями проектов, выставки детских работ.
Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности подкреплялось самостоятельной деятельностью воспитанников. При этом каждому воспитаннику обеспечивалось право и возможность выбора в соответствии с его особенностями и потребностями.
В самостоятельной игровой деятельности воспитанники примеряли на себя роли, активно использовали игровую атрибутику, называли предметы, действия, самостоятельно моделировали ситуации. Дети в режиссерских играх и игровых ситуациях воплощали свои знания о правилах пожарной безопасности, в процессе некоторых игр старались изобразить и поведение своих родителей.
Однако осуществлять задачи формирования навыков безопасного поведения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения. Взаимодействие с родителями осуществляла через следующие формы работы:
- индивидуальные беседы, рекомендации, в т.ч. на планшетных ПК;
- родительское собрание с участием инспектора ОГПН.
- День открытых дверей «Азбука пожарной безопасности». В рамках Дня открытых дверей состоялась интерактивная игра «Азбука пожарной безопасности».
Проведены выставки сотворчества детей и родителей, совместные экскурсии. Использовала в работе с родителями свой персональный сайт, на котором разместила рекомендации «Правила пожарной безопасности».
На III этапе проведена повторная педагогическая диагностика воспитанников, которая показала положительную динамику формирования у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях:
- У воспитанников сформировано умение управлять своим поведением в отсутствии взрослых (не пользоваться пожароопасными предметами).
- Дети справляются со своим страхом при возникновении пожара, умеют самостоятельно вызвать пожарную команду, скорую помощь или службу спасения.
- Воспитанники могут применять усвоенные знания правил поведения при возникновении пожара.
- Дети проявляют ответственность за свои поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)
Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД"....
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта работы)
Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...
Опыт работы: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Для воспитателей дошкольных учреждений...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...
Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения....
обобщение опыта по теме: «Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.»
Целью моей работы является формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на улицах и дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения....