Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2020 №517-ФЗ, вступивших в силу с 1 сентября 2021 года Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. « 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Примерная адаптированная основная образовательные программа дошкольного образования для детей с ТНР
Цель работы - определить условия организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Объект исследования – процесс организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Предмет исследования – условия организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ З адачи : Проанализировать психолого-педагогическую литературу по организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (на примете детей с ТНР) Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с ТНР (на примере детей с ОНР) Описать игровое пространство для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Разработать календарно-тематическое планирование организации игровой деятельности для группы детей с ОНР ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дети с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий (пункт 5 части 11 статьи 79 Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом (Т.Б. Филичева) Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе (С.А. Шмаков) Игровая деятельность - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Л.Ю. Николаева) ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПО Е.В. ЗВОРЫГИНОЙ И С.Н. НОВОСЕЛОВОЙ) Народные игры Игры, возникающие по инициативе детей Игры, возникающие по инициативе взрослого Игры –экспериментирования Игры с природными объектами Игры с игрушками Игры с животными Сюжетные самодеятельные игры С южетно- отобразительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные Обучающие игры С южетно-дидактические Подвижные Музыкально-дидактические Учебные Досуговые игры Интеллектуальные Игры-забавы, развлечения Театрализованные Празднично-карнавальные компьютерные Обрядовые игры Семейные Сезонные Культовые Тренинговые игры Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные Досуговые игры Игрища Тихие игры Игры-забавы
ВИДЫ ИГР Сюжетно-ролевая Театрализованная Подвижная Спортивная Дидактическая Творческая
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Первый уровень – у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих Второй уровень – характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств. Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества Третий уровень – обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет. В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны Четвертый уровень – характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя, ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОНР Организация игры на основе деятельностного подхода Компетентностный подход к организации игровой деятельности Опора на имеющийся у ребенка жизненный опыт при отборе содержания игр Игровая мотивация для начала игры Пропедевтическая направленность в организации игры (воспитатель готовит ребенка с ОНР к определенной роли, расширяет представления детей об окружающем, показывает профессиональные действия взрослых: врач- лечит, продавец– отпускает товары)
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА (КОРРЕКЦИОННОГО УГОЛКА) наполняемость уголков в соответствии с особенностями и возможностями детей с ОНР разнообразие игровых материалов учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, направленности в игровой деятельности ( лего , мозаики, книжки-раскраски, материалы для изготовления поделок) доступность материалов в размещении в среде системность эстетика оформления наличие ведущей игрушки («хозяйка» коррекционного уголка)
ИГРОВЫЕ УГОЛКИ Уголок спортивных игр Уголок дидактических игр (настольно-печатные игры) Уголок театра (подиум, ширма, театральная гримерная, костюмерная мастерская) Уголок строительных игр Уголок по ПДД Уголок « Лего »
ИГРОВАЯ СРЕДА ГРУППЫ (СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ) Кафе, бар Магазин (продуктовый, игрушек, автомагазин) Театр Почта Автомойка Салон красоты Корабль Зоопарк Гараж
ФРАГМЕНТ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Месяц Тема недели Сюжетно-ролевая игра Строительные игры Игры-драматизации Подвижные игры Дидактические игры Оборудование Декабрь Продукты питания « Кафе » Цель : Расширять у детей представления о труде работников кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Знакомство с правилами поведения в общественных местах. « Детский городок». Цель: Активизировать умение создавать предметные конструкции из строительного материала согласно условию. Совершенствовать конструктивные навыки. Инсценировка сказки « Жихарка »Цель: развивать навыки взаимодействия в коллективе. « Мыши в кладовой». Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании , в беге и приседанию. «Полезно-вредно » Цель: развивать потребность в соблюдении режима питания, употребления в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Колпак белый (2 шт.), фартук (2 шт.), посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов. Игрушки «Фабрика игрушек» Цель: воспитание уважения к труду швеи, закройщика. Показать, что труд на фабрике — коллективный, от добросовестной работы одного человека зависит качество работы другого и, в конечном итоге, общий результат . «Строительство магазина игрушек». Цель: Ф ормировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях. «Пузырь, соломинка и лапоть». Цель: развивать речь, интонационные, выразительные навыки, эмоции у детей. « Совушка »- развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. «Палочки Кюизенера » - выложи по схеме; развивать на мелкую моторику. Бумага для выкроек, линейка, карандаш, журналы мод, образцы тканей, сантиметр, швейные машинки, ножницы, утюг.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Кафедра развития дошкольного образования Власова Наталья Витальевна Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Реферат по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования детей с ОВЗ» Научный руководитель: Толмачёва Алена Александровна, доцент КРДО ЧИППКРО, к. п. н. Челябинск, 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-420739-1395019420.jpg)
Конспект организации игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Данный конспект разработан студенткой 2 курса специальности 050144 Дошкольное образование, направлен на закрепление умения выполнять строительные конструкции по схеме, делать прочные постройки, на раз...
Рекомендация для воспитателей. "Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-916239-1492095620.jpg)
Методическая разработка "Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Что такое ИГРА? Игра прежде всего для ребенка – средство коммуникации, именно в игре дети учатся общению друг с другом.Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/16/picture-1099215-1626460474.jpg)
Дидактическое пособие лэпбук для организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Моя малая Родина - станица Старощербиновская»
Дидактическое пособие лэпбукдля организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возрастапо теме: «Моя малая Родина - станица Старощербиновская»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/26/picture-1453103-1674724785.jpg)
Презентация Экологическая игра как способ организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация Экологическая игра как способ организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/24/picture-1465633-1679658448.jpg)
Презентация для родителей«Организация совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте.В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинир...