Рекомендации для педагогов на тему: «Памятка по созданию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в центре «Безопасность»».
методическая разработка
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Задача взрослых и педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Все полученные знания и навыки дети должны уметь грамотно применять в реальной жизни, на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
Тема: «Рекомендации для воспитателей по созданию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в центре «Безопасность»».
Ст.воспитатель:
Партицкая Т.Л.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Задача взрослых и педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Все полученные знания и навыки дети должны уметь грамотно применять в реальной жизни, на практике.
В нашем детском саду этим задачам уделяется должное внимание. Для этого в каждой группе создана развивающая предметно – пространственная среда соответствующая Федеральному государственному образовательному стандарту. Её основополагающие принципы: вариативность, поли функциональность, доступность, насыщенность.
Соприкасаясь с окружающими предметами, которые требуют работы мысли, воображения, ребёнок непрестанно развивается, таким образом, окружающее становится средой его развития. Оно воздействует на все стороны личности ребенка - вызывает эмоции, чувства, волю, побуждает к действиям. Таким образом, окружающая среда - составная часть предметно-развивающей среды дошкольника.
Замечу, что насыщенность среды должна соответствовать особенностям программы и возрасту детей.
Так как тема моей консультации «Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды по безопасности» остановлюсь на этом более подробно.
Итак, что же должны из себя представлять уголки по безопасности:
– специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.
- педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;
- психическая и физическая безопасность игровых материалов;
- оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного изобилия и недостатка);
- учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;
- целесообразность и удобство размещения;
- эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования;
- содержание уголка по безопасности в разных возрастных группах должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности;
-все игры, пособия, которые имеются в этих уголках, должны быть многофункциональны, комбинаторны и вариативны;
-своевременно должны появляться новые игры, предметы, другой дидактический материал, который бы стимулировал познавательную активность, развитие игровой деятельности. Игрушек должно быть немного, но они должны регулярно перестанавливаться, обновляться примерно один раз в два месяца;
-так же необходимо предоставлять детям и не оформленный материал – природный бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно – ролевых играх в качестве предметов заместителей.
В работе с детьми целесообразно использовать различные методы: беседы, наблюдения, моделирование опасных и безопасных ситуаций в соответствии с возрастными особенностями детей.
Остановлюсь более подробно на том, какие знания умения и навыки должны быть сформированы у детей о правилах безопасного поведения детей в быту на улице и дома.
Примерный объём знаний, умений и навыков по каждой возрастной группе:
1) - во второй младшей группе должны быть сформированы представления о правилах безопасного поведения дома , на улице (в частности правил пожарной безопасности) на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники), транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировано умение применять правила пожарной и дорожной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка .
2) -в средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, полиции, «скорой помощи»;
- умение набирать номер нужной службы помощи;
-умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, соблюдать правила пожарной безопасности.
-необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий.
Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей.
3) - в старшей группе реализация требований, по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности, дорожного движения;
- правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами;
- обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях;
- представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья;
- важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, взрослым, позвонить в пожарную охрану вызвать скорую помощь;
-доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения различных служб.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе, соответствующей предметно -пространственной среды.
Рекомендации по работе с родителями
Важнейшим аспектом в системе работы по центрам безопасности в ДОУ является работа с родителями.
Круг проблем, связанных с безопасностью невозможно решить в рамках детского сада. Поэтому, необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями и добиваться того, чтобы родители стали заинтересованными и активными помощниками по воспитанию у детей навыков безопасного поведения. В работе с родителями необходимо использовать:
- информационные стенды, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы, консультации;
-мастер- классы, на которых родителей необходимо знакомить с объемом предлагаемых для детей знаний и умений.
- обязательно информировать родителей о том какая работа по профилактике безопасного поведения проводится в группе.
- для закрепления программного материала давать детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых (например, запомнить путь из детского сада домой, как вести себя если в дверь позвонил незнакомец и т.д.).
-соответствующая художественная литература, плакаты, кинофильмы помогут родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
Такая работа способствует повышению знаний по безопасности, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи. Только такое взаимодействие создаст оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе №7 «Говорушки»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №124 Невского района Санкт – Петербурга Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создани...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Клёцбах И.И. в создании развивающей предметно-пространственной среды/
Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе»Дата проведения анализа: 17 сентября 2015гХарактеристика группы: подготовительную группу посещают 30 детей 6-7...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Кошелевой Вероники Геннадьевны в создании развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе ГБОУ СОШ № 296 Фрунзенского рай
Цель: подготовка развивающей предметно - пространственной среды группы к началу учебного года в контексте ФГОС ДО....
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Миллер В. В. в создании развивающей предметно - пространственной среды 1 младшей группе комбинированной направленности № 1
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Миллер В. В. в создании развивающей предметно - пространственной среды 1 младшей группе комбинированной направленности № 1...
Рекомендации для педагогов: «Рекомендации для воспитателей созданию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ по ОБЖ».
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей....