Доклад на тему "Практическое руководство "Воспитателю о воспитании"".
материал
Полноценное воспитание ребенка дошкольного возраста возможно только при продуктивном взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, при консолидации их усилий по созданию эффективных условий, обеспечивающих становление социокультурного опыта, картины мира, ценностных ориентиров, базовых жизненных навыков ребенка.
Институтом изучения детства, семьи и воспитания разработана Федеральная рабочая программа воспитания, являющаяся структурным элементом федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Актуальным становится организационно-методическое сопровождение реализации Программы воспитания в ДОО. С этой целью сотрудниками Института воспитания разработано практическое руководство «Воспитателю о воспитании детей 3—5 лет в детском саду и семье», которое направлено на достижение цели воспитания через решение задач, представленных в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 544.5 КБ |
![]() | 63.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
В практическом руководстве «Воспитателю о воспитании» представлена педагогическая модель организации воспитательной работы, направленной на приобщение детей 3—5 лет к ценностям российского общества.
В нем описаны:
-три содержательных формата воспитательной работы («Познаем вместе», «Играем вместе», «Трудимся вместе»),
-три формы взаимодействия детей и взрослых («Педагог – Дети», «Педагог – Родители» и «Родители – Ребенок»),
- четыре блока советов для сопровождения семейного воспитания («9 секретов по поддержке эмоционального благополучия ребенка в семье», «9 советов по развитию речи», «9 рецептов по совместному труду» и «9 идей приобщения детей к семейным традициям»).
СЛАЙД 2
ВВЕДЕНИЕ
Полноценное воспитание ребенка дошкольного возраста возможно только при продуктивном взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, при консолидации их усилий по созданию эффективных условий, обеспечивающих становление социокультурного опыта, картины мира, ценностных ориентиров, базовых жизненных навыков ребенка.
Институтом изучения детства, семьи и воспитания разработана Федеральная рабочая программа воспитания, являющаяся структурным элементом федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Актуальным становится организационно-методическое сопровождение реализации Программы воспитания в ДОО. С этой целью сотрудниками Института воспитания разработано практическое руководство «Воспитателю о воспитании детей 3—5 лет в детском саду и семье», которое направлено на достижение цели воспитания через решение задач, представленных в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
СЛАЙД 3
ИНВАРИАНТНАЯ СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Практическое руководство» предлагает педагогу инвариантную структу-ру воспитательной работы для успешной реализации Программы воспитания и дает возможность наполнения ее вариативным содержанием. Это означает, что «Практическое руководство» описывает универсальную структуру работы с воспитательным контентом и предусматривает для ее содержатель-ного наполнения возможность отбора материала самостоятельно. При отборе воспитательного контента должны учитываться различные факторы:
- особенности региона;
- специфика конкретной образовательной организации;
- педагогическая целесообразность применения материала;
- профессиональные компетенции педагога.
СЛАЙД 4
ЦЕННОСТИ — ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Содержание воспитательной работы ориентировано на приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В течение учебного года содержание проектируется на основе всех ценностей, обозначенных в Программе воспитания. При этом в «Практическом руководстве» предлагается такой подход к планированию воспитательной работы, при котором в каждом месяце выделяется ценность-доминанта (таблица 1), на которую делается акцент в воспитатель-ной работе. Выбор ценности-доминанты месяца обусловлен содержанием примерного календарного плана воспитательной работы, временем года, проведением традиционных мероприятий и праздников.
СЛАЙД 5
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ 3—5 ЛЕТ
В Институте воспитания разработана педагогическая модель, которая поможет руководителям и педагогам ДОО компетентно организовать воспитательную работу, направленную на приобщение детей 3—5 лет к традиционным российским духовно-нравственным ценностям (рисунок 1).
Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций детей 3—5 лет дает возможность педагогу увидеть и понять структуру и процесс воспитательной деятельности.
Педагогическая модель включает:
I. Этапы воспитательной работы. На рисунке 1 отображены на внешнем кольце, что символизирует движение (процессуальность) и направленность воспитательной работы. Переходы с одного этапа на другой обозначены стрелками.
II. Содержательные форматы воспитательной работы. На рисунке 1 представлены в виде трех цветных секторов с соответствующими названиями. Далее в «Практическом руководстве» будет сохраняться данная маркировка форматов (цвет и наименование), что обеспечит педагогу удобство ориентировки.
III. Формирование ценностных ориентаций. На рисунке 1 в центре педагогической модели отображается ценность-доминанта, которая каждый месяц меняется (таблица 1).
- ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Педагогическая модель предполагает достижение стратегической цели воспитания через успешное «прохождение» трех последовательных этапов воспитательной работы.
• ПЕРВЫЙ ЭТАП ориентирован на формирование у детей первичных представлений о традиционных ценностях российского общества, что соответствует первой части цели воспитания, представленной в Программе воспитания.
• ВТОРОЙ ЭТАП предполагает создание условий для формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру (природному и социальному), другим людям и самому себе, родной стране, истории и культуре своего народа, что соответствует второй части цели воспитания.
• ТРЕТИЙ ЭТАП предусматривает поддержку становления и расширения личного опыта каждого ребенка в действиях и поступках, соответствующих традиционным ценностям, что соответствует третьей части цели воспитания.
СЛАЙД 6
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Содержание воспитательной работы представлено в трех форматах, каждый из которых предполагает организацию разных видов совместной деятельности детей и воспитывающих взрослых.
В основу разработки содержательных форматов воспитательной работы положены представления об основных видах деятельности дошкольника.
Значимой для детей дошкольного возраста является познавательная деятельность, которая способствует не только получению новых знаний и умений, но и развитию интересов, любознательности, воображения, творческой активности и познавательной мотивации; формированию первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируются отдельные предпосылки учебной деятельности – способность принимать поставленную перед ним задачу, находить способы ее решения, осуществлять контроль и оценивать полученные результаты.
Формат воспитательной работы «Познаем вместе» предполагает совместное прочтение взрослыми и детьми различных произведений и/или совместный просмотр видеоматериалов, тематика которых соответствует ценности-доминанте месяца, с их последующим обсуждением и анализом, что способствует развитию умения воспринимать информацию на слух и визуально, перерабатывать полученную информацию, усваивать и запоминать ее.
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, которая имеет огромное влияние на умственное развитие, на формирование произвольности поведения и всех психических процессов ребенка- от элементарных до самых сложных.
Поэтому в педагогической модели введен такой формат деятельности взрослого и ребенка, как «Играем вместе», который предполагает их совместное участие в различных играх. Важной особенностью является организация совместной игровой деятельности с целью реализации определённых воспитательных задач. Для этого воспитывающим взрослым могут использоваться различные игры и игровые упражнения: пальчиковые игры; игры-загадки; народные игры; игры-моделирования; игры-инсценировки и др.
Важность для ребёнка продуктивной и трудовой деятельности отражена в формате воспитательной работы «Трудимся вместе».
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей. Ребёнок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает из бумаги. Общим для всех этих видов деятельности является её направленность на создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности способствует овладению новыми навыками и умениями, а главное, умению представить себе то, что он хочет сделать.
С каждым годом для дошкольника всё большее значение начинает приобретать трудовая деятельность. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребёнка. Кроме того, в труде ребёнок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых, устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.
Таким образом, содержание воспитательной работы представлено в трех форматах, каждый из которых обладает особым воспитательным потенциалом, раскрыть который в полном объеме позволяют различные виды определенным образом организованной совместной деятельности детей и воспитывающих взрослых.
СЛАЙД 7
3.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
Ядро модели включает ценностный компонент, поскольку именно приобщение детей к ценностям определяет цель и сущность воспитания.
Педагогическая модель носит открытый характер, что предполагает возможность ее «наполнения», уточнения, расширения, изменения как авторами «Практического руководства», так и педагогами-практиками.
Важно понять, что содержательные форматы не «привязаны» к определенному этапу воспитательного процесса, напротив, содержание каждой рубрики передает «движение» от начальных представлений детей о ценностях — к формируемым отношениям и накоплению первичного опыта деятельности в соответствии с традиционными ценностями.
СЛАЙД 8
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для успешного достижения цели воспитания, обозначенной в Программе воспитания, у каждого педагога образовательной организации должно быть четкое представление о специфике проектирования, его роли и месте в воспитательной деятельности. Данное «Практическое руководство» предлагает вариант проектирования воспитательной работы, включающий следующие компоненты:
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Участников воспитательного процесса — педагогов, детей и их родителей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ:
описывающие виды совместной деятельности с высоким воспитательным потенциалом
ПРОЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
позволяющие эффективно решать задачи приобщения детей к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
БЛОКИ СОВЕТОВ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ:
для организации взаимодействия педагога с семьей и поддержки коммуникации воспитывающих взрослых — педагогов и родителей.
РУБРИКУ «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА»:
направленную на решение задач физического воспитания дошкольников приобщения их к здоровому образу жизни.
СЛАЙД 9
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Воспитательная работа, ориентированная на приобщение детей к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, проектируется в трех формах взаимодействия (рисунок 2):
1) «педагог — дети» (дети познают новое из книг, мультфильмов, благодаря совместным беседам/рассуждениям с педагогом, играют и трудятся под руководством педагога);
2) «педагог — родители» (педагоги передают родителям информацию о том, какие воспитательные действия им нужно выполнить с детьми дома, чтобы закрепить воспитательную деятельность, осуществляемую в детском саду);
3) «родители — ребенок» (родители читают книги, смотрят мультфильмы, рассуждают, играют и трудятся дома с детьми, основываясь на полученной от педагога информации).
СЛАЙД 10
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ
«Практическое руководство» предлагает три содержательных формата, описанных в педагогической модели
«Практическое руководство» предполагает очередность использования представленных трех содержательных форматов в соответствии с трехчастной целью воспитания. Так, формат «Познаем вместе» должен предшествовать работе с другими форматами, так как в рамках совместного чтения и рассуждения со взрослым у ребенка (в большей степени) происходит становление первичных представлений о традиционных ценностях российского общества, а формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе во многом строится на эмоциональном отклике ребенка на демонстрируемый ему мультфильм или фильм. А вот первичный опыт деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, нормами и правилами российского общества приобретается ребенком в рамках игры, трудового усилия и творчества, которые раскрываются в форматах «Играем вместе» и «Трудимся вместе».
Структурное содержание «Практического руководства» выстроено таким образом, что каждую неделю месяца данный алгоритм работы повторяется, при этом изменяется контент, составляющий семантическое содержание форматов воспитательной работы.
Работа в рамках форматов должна выстраиваться с учетом возрастных возможностей ребенка, которые на четвертом и на пятом годах жизни существенно отличаются. В соответствии с возрастными особенностями детей педагог может варьировать работу с предлагаемым контентом. Также при работе с контентом необходимо учитывать и индивидуальные возможности детей.
Слайд 11
ПРОЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Помимо трех содержательных форматов и рубрики «Здоровье ребенка», «Практическое руководство» предлагает к реализации «Проект месяца».
Проект понимается как комплекс целенаправленно организованных мероприятий (воспитательных ситуаций), позволяющих эффективно решать задачи приобщения детей к традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
Проекты месяца разнообразны по тематике, содержанию, организационным формам, при этом каждый проект месяца ориентирован на ценность-доминанту, например, проект сентября «Книжка о книжках» раскрывает ценность познания и способствует формированию у детей соответствующих ценностных ориентаций.
Презентации проектов воспитательной направленности проводятся в утреннее и вечернее время, гибко включаются педагогом в различные образовательные ситуации, в игровую и театрализованную деятельность детей.
Слайд 12
БЛОКИ СОВЕТОВ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Практическое руководство» предполагает адресное сопровождение родителей в ходе становления их осмысленной родительской позиции в контексте воспитания детей.
Форма взаимодействия «педагог — родители» основывается на родительском просвещении по наиболее актуальным для них проблемам и вопросам семейного воспитания, которые сведены в 4 блока советов, спроектированных на учебный год (за исключением летнего оздоровительного периода). Каждый блок предлагает 9 важных вопросов семейного воспитания — по одному вопросу на месяц.
СЛАЙД 13
«9 СЕКРЕТОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
предполагает поддержку родителей в преодолении сложных проблем эмоционального характера, в создании условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
«9 СОВЕТОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
создан в ответ на запросы родителей по развитию речи ребенка в семье, учитывает индивидуальные и возрастные особенности речевого развития детей.
«9 РЕЦЕПТОВ ПО СОВМЕСТНОМУ ТРУДУ»
разработан для поддержки родителей в организации трудовых практик, совместных дел, формирования опыта сотрудничества в совместной домашней работе. Включает конкретные «рецепты» для преодоления трудностей.
«9 ИДЕЙ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ»
поможет родителям в создании и развитии семейных традиций (обычаев, ритуалов), что, в свою очередь, позволяет раскрыть ценность семьи и семейных отношений.
В каждом блоке представлена информация, которую воспитатель детского сада доносит до родителей посредством сообщения через какой-либо мессенджер или социальную сеть. В «Практическом руководстве» даются ссылки на конкретные материалы, в т. ч. цифровой ресурс (тексты литературных произведений, записи мультфильмов и др.). Способы передачи информации педагог заранее согласовывает с родителями своих воспитанников.
СЛАЙД 14
«Практическое руководство» является инструментом реализации Программы воспитания, рекомендуемым к применению разработчиками Программы. Его содержание и организационные формы, в соответствии с представленной выше моделью формирования ценностных ориентаций у детей в возрасте 3—5 лет, являются инвариантными и не подлежат изменению. Например, в сентябре воспитательная работа посвящена ценности «Познание». Данная ценность не может быть заменена воспитателем на какую-либо другую ценность.
В то же время предлагаемый контент (художественные произведения, видео, аудиоматериалы и пр.) является вариативным. Для опытного воспитателя представленная информация выступает в качестве ориентира и при необходимости заменяется им на аналогичную (но обязательно соответствующую ценности-доминанте месяца), обусловленную спецификой региона и ДОО. А для молодого специалиста, только начинающего свой профессиональный путь, предложенное содержание может являться непосредственным инструментом реализации Программы воспитания. Содержание воспитательной работы проектируется воспитателем в течение всего месяца во всех видах детской деятельности и включается в различные режимные моменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-39583-1603550542.jpg)
Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/11/picture-91489.jpg)
Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".
Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...
Доклад на тему: "Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности и их решение".
Доклад на тему: "Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности и их решение". Для детей подготовительной группы.Эстетическое воспитание осуществляеется в процессе ознакомления с при...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-94027-1352532838.jpg)
Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"
Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-94027-1352532838.jpg)
Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"
Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/11/picture-82324-1373559066.jpg)
доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)
"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...