Доклад "Развитие речи- основа умственного воспитания детей"
статья на тему

Шелковникова Марина Владимировна

Доклад для педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doklad.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

   

Доклад

Развитие речи – основа умственного воспитания детей

Выполнила: воспитатель

Шелковникова Марина

Владимировна

п.Усть-Баргузин

д\с «Солнышко»

2011 год

Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый на занятиях в детском саду процесс умственного воспитания. Умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.

   В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения.

   Большое значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми, следующими основными отношениями действительности: 1) «часть – целое», 2) «предмет – предмет», 3) «предмет – система предметов».

   Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется воспитателем, прежде всего на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

    На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и в произношении.

    В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, потешки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развивают фонематический и речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия по воспитанию звуковой культуре речи желательно проводить на таком речевом материале и строить таким образом, чтобы они, помимо решения своей основной задачи, способствовали в различной степени и умственному воспитанию дошкольников.

   В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.

   Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, т.е. решать следующие задачи 1) работать над правильным понимание смысла слов; 2) расширять запас синонимов и антонимов; 3) формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; 4) активизировать в речи  детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

   В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребёнка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно, обеспечить гармоничное речевое развитие в частности формирование полноценных словообразовательных навыков и умений. При усвоении способов словообразовании важнейшей задачей является воспитание  интереса к слову, чуткости его семантике и форме, создание широкой ориентировки в формально-семантических отношениях между одноструктурными и однокоренными наименованиями, опыт творческого применения знаний и умений. Без этой основы невозможно сформировать грамматически правильные способы словообразования. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком освоения его звуковой стороны, определённого словарного запаса, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении родным языком «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение членению предложений на слова и составлению предложение из слов, т.е. приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна не только в плане подготовки к обучению грамоте. При правильной организации и методике проведения занятий работа над лексическим составом предложения способствует общеречевому и умственному развитию детей. Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты, но и оказывает влияние и на умственное развитие дошкольников развитие умственной активности на формирование осознанного отношения к своей речи. Вместе с этим ребёнок учится сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли. Воспитание умственной активности при ознакомлении старших дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребёнка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста.

материал для воспитателей по сенсорике, рассматривается опыт работы...

Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме:"Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста"...

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей»

консультация для родителей и воспитателей «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей»...

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...

Доклад. Развитие речи – основа умственного воспитания детей

Воспитатель, Хорлунова Н. В.Доклад.Развитие речи – основа умственного воспитания детей Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процесс...

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую...