Способы развития детской инициативы в условиях разновозрастной группы
презентация
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива Значение слова инициатива по Ефремовой Т.Ф: Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. Руководящая роль в каких-либо действиях. 2. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость. 3. Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Признаки инициативности Произвольность поведения; Самостоятельность; Развитая эмоционально-волевая сфера; Активность в различных видах деятельности; Стремление к самореализации; Общительность; Творческий подход к деятельности; Высокий уровень умственных способностей; Общая познавательная активность.
Возрастные отличия проявления инициативы • (2-3 года) отсутствие какого-либо планирования; • (4-5 лет) ступенчатое планирование; • (6-7 лет) целостное планирование.
Сферы проявления, направления и способы поддержки детской инициативы Сферы проявления детской инициативы : • коммуникативная; • инициатива как волевое усилие; • познавательная инициатива; • творческая инициатива. Направления поддержки детской инициативы : 2-3 года – исследовательская деятельность с предметами; 3-4 года – продуктивная деятельность; 4-5 лет – познание окружающего мира; 5-6 лет –личностное общение; 6-8 лет – научение (образовательная деятельность). Способы поддержки детской инициативы : создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; выбор ребенком сотоварищей; обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Предметная среда
Наши наблюдения
Педагогические условия инициативности Экспериментирование; Проектирование; Сюжетное обыгрывание; Создание воображаемых миров; Игры и игровые приемы, задающие правила; Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям, культуре; Совместное сюжетосложение с элементами режессуры; Игры-представления по мотивам сказок. Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения: - формирование установок «Я могу», «Я сумею»; - создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»; - предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
«Я могу» «Я умею»
Формы работы Непосредственно образовательная деятельность (НОД) ;
Совместная деятельность Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей - это игровые экспедиции, викторины, КВНы, импровизированные презентации, фантазийные путешествия
Свободная деятельность Свободная деятельность – спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы и так далее).
Вывод Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: 1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста. Очень важным для развития инициативности ребенка является то, какую позицию занимают родители. Оптимальным вариантом воспитания психологи считают семью, где разумный контроль сочетается с доброжелательной поддержкой и искренней заинтересованностью. Именно у такой личности будет сформирован высокий уровень самостоятельности, независимости и дружелюбия. Разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы педагога, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.
Я пеку деткам всем по пирожку
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Способы развития детской инициативы и самостоятельной культуры практик
Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать ...

Выступление на методическом семинаре "Развитие детской инициативы в условиях организации образовательной деятельности в ДОУ"
Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиямиФГОС ДО. Расширение знаний педагогов о технологиях ...
Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках
Что такое инициатива и самостоятельность?Под инициативой мы понимаем первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициатив...

Статья "Мультипликация в детском саду как средство всестороннего художественно-эстетического развития личности ребенка в условиях разновозрастной группы ДОО"
Статья посвещена проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультипликационных мультфильмов в условиях разновозраст...