Специфика РППС, задающая возможность для инициативы и самостоятельности ребенка: гибкость и многофункциональность. Управление РППС в группе: для чего, кто, как.
консультация
«Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас».
Эрнест Легувэ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика РППС, задающая возможность для инициативы и самостоятельности ребенка: гибкость и многофункциональность. Управление РППС в группе: для чего, кто, как.
.
Я хочу начать свое выступление словами Эрнеста Легувэ: «Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас».
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? Как создать условия для развития детской инициативности и самостоятельности?
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методические приемы. Сегодня мне хочется поделиться с вами способом построения, управления РППС у себя в группе (для чего, кто, как). Рассказать вам про такие требования к РППС, как трансформируемость (гибкость) и полифункциональность (многофункциональность).
Современные дети требуют изменения пространства. Оно отличается от развивающей среды характерной для 60-90 годов прошлого века. Появились новые игрушки, пособия, технические приспособления и компьютерные приложения. Сегодня в окружающем нас пространстве значимым становятся простота и функциональность. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. S – S отношения. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов, субкультуры и современности. Важно, чтобы дети сами принимали участие в построении среды. Это повышает инициативность дошкольников. К РППС сейчас предъявляются следующие требования (вариативность, доступность, трансформируемость, безопасность, полифункциональность, насыщенность). Я в рамках темы раскрою только 2 требования.
Моя группа разделена на 3 зоны (опираясь на предложения Коротковой Натальи Александровны): спокойная, рабочая и активная. В каждой зоне находятся центры. Предметно – пространственная среда организуется по принципу микропространств (центров) и способствует играм по 2-5 человек. Для этого я использую доску выбора (пример на фото 1), на ней изображен отличительный знай центра. Перед тем, как детям сделать свой выбор, я говорю им, что нового в том или ином центре (зависит от лексической темы). Дети делают выбор, исходя из своих интересов, после игры мы садимся в круг и обсуждаем, что сегодня делали в том или ином центре. А не просто отпускать их играть. Должна, поставлена цель, и виден результат. Центры отделены верхним пространством, различными ширмами, переносной мебелью, игрушками.
Что обеспечивает трансформируемость среды? Дети сами изменяют среду в зависимости от ситуации и игры. (примеры на фото 2, 3)
В чем заключается полифункциональность? В моей группе создана предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач. Предметно-развивающая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Материалы и оборудование у меня могут переноситься детьми из одного центра в другой. (примеры на фото 4, 5)
Я раскрыла только 2 требования к РППС. Но, у меня существует следующая проблема,
думаю, и у вас коллеги, насыщенность ППС. Когда будут реализованы все требования к ППС, тогда и можно в полной мере развивать в детях самостоятельность и инициативность.
А закончить свое выступление я хочу словами Елизаветы Ивановны Тихеевой: «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающий потенциал РППС, возможности поддержки инициативы и самостоятельности ребёнка (презентация)
Развивающий потенциал РППС, возможности поддержки инициативы и самостоятельности ребёнка....

Поддержка инициативы и самостоятельности ребенка младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
Рекомендации для родителей, имеющих детей от 1,5 до 4 лет, где представлен минимальный комплект игрушек и развивающих пособий для организации разных видов деятельности ребенка в семье. Для удобст...

Поддержка инициативы и самостоятельности ребенка среднего и старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
Рекомендации для родителей, имеющих детей от 4 до 7 лет, где представлен минимальный комплект игрушек и развивающих пособий для организации разных видов деятельности ребенка в семье. Для удо...

Деловая игра "РППС - как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей"
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.Зада...

Деловая игра "РППС - как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей"
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.Зада...

Как поддержать инициативу и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности
Тезисы для выступления на общем родительском собрании...

Развитие инициативы и самостоятельности ребенка в поисково - исследовательской деятельности.
Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взросл...