программа наставничество
рабочая программа

Екатерина Александровна Тарасова

рабочая программа наставничества в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva.docx108.68 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

На педагогическом совете

Протокол №1

От «31. августа» 2023г.

Утверждаю:

Заведующий МДОУ №

Красночикойский детский сад

«Солнышко»

Ланцова И.В.______________

«_____» 202__г.

Программа наставничества

«воспитатель – воспитатель»

Красный Чикой

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель образовательной организации, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.

Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.

Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 1 год.

Цель программы - оказание помощи молодым педагогам в повышении квалифика-ции, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогичес-кого опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи:

  1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
  2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
  3. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
  4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

Основные направления:

  1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
  2. Формирование навыка ведения педагогической документации.
  3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
  4. Развитие профессиональной компетенции.
  5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.

Условия эффективности работы:

  1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
  2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
  3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
  4. Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
  5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение занятий, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).

Деятельность наставника:

  1. й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  2. й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
  3. й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Ожидаемые результаты:

для молодого специалиста:

  • Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
  • Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
  • Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;
  • повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.

Принципы наставничества:

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель».

Сведения

о молодом специалисте

о педагоге - наставнике

Фамилия, имя, отчество

Овдина Екатерина Викторовна

Тарасова Екатерина Александровна

Образование

среднее специальное

Среднее профессиональное

Какое учебное заведение окончил

ГПОУ «Читинский политехнический колледж» г. Чита Диплом о среднем профессиональном образовании , «Учитель начальных классов». №1077 от#1075;.

1. Диплом о среднем профессиональном образовании с. Красный Чикой ГОУ СПО «Красночикойский аграрно-педагогический колледж» специальность «Учитель начальных классов» 75 ПА 0001992 №143 от #1075;.

#1044;иплом о профессиональной переподготовке «Воспитание детей дошкольного возраст» 000000018948. №18072 г. Смоленск от #1075;.

3. Диплом о профессиональной переподготовке АНО ДПО «Межрегиональный институт развития образования» № ПП-А8440-30252, «Старший воспитатель» #1075;.

Педагогический стаж

молодой специалист, вновь прибывшая

14 лет

Место работы

МДОУ Красночикойский детский сад «Солнышко»

МДОУ Красночикойский детский сад «Солнышко»

Должность

воспитатель

Старший воспитатель

Учебная нагрузка

36,0ч.

36,0ч.

Группа

Подменный воспитатель

Квалификационная категория

без категории

Соответствие занимаемой должности

При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:

Субъекты взаимодействия

Содержание взаимодействия

Воспитатель – молодой педагог

  1. Создание условий для адаптации педагога на работе.
  2. Знакомство с нормативными и локальными актами.
  3. Обеспечение необходимыми методическими

материалами, литературой.

Молодой педагог –

воспитанники –

1. Формирование авторитета педагога, уважения,

интереса к нему у детей и родителей (законных

родители (законные

представители)

представителей).

Этапы реализации программы.

Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:

  1. й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  2. й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
  3. й этап – контрольно-оценочный.
  1. этап. Адаптационный (Диагностический)

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.

Содержание этапа:

Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

  • педагогическое образование;
  • теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
  • наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
  • ожидаемый результат педагогической деятельности;
  • выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:

  • опрос;
  • собеседование;
  • анкетирование;
  • наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

  1. воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
  2. воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
  3. воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.

Примерные цели и формы работы:

Воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку

Воспитатели с достаточной теоретической

подготовкой, но не имеющие опыта практической работы

Воспитатели со слабо развитой мотивацией труда

Содержание и цели работы

Усвоение теоретического

Овладение навыками

Повышение интереса и

материала, формирование

практической работы с

положительного

навыков практической

педагогами, родителями.

отношения к

работы.

педагогической

деятельности, помощь в

осознании своей

профессиональной

значимости, степени

ответственности за

воспитание и обучение

детей.

Формы работы

Консультации

Дискуссии

Семинары-практикумы

Круглые столы

Беседы

Деловые игры

Изучение методической литературы

Убеждения, поощрения

Взаимопосещения

беседы

Коллективные просмотры педпроцессов

Анализ педагогических ситуаций

Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

  1. этап. Основной (проектировочный).

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

  • Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  • Взаимоподдержка и взаимопомощь;
  • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
  • Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
  • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
  1. этап. Контрольно-оценочный (Аналитический)

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

  • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
  • Динамика профессионального роста молодого педагога;
  • Рейтинг молодого педагога среди коллег;
  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
  • Подведение итогов, выводы.

Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом.

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.

Формы работы с молодыми педагогами

Организации - партнеры

Уровень образовательной организации

Муниципальный и региональный уровень

#1050;урсы повышения

#1044;иалог, беседа.

1. Аттестация

квалификации.

#1048;ндивидуальная, групповая

#1056;айонные методические

консультация.

объединения.

#1057;амоанализ собственной

#1057;еминары,

деятельности.

конференции, Фестивали.

#1054;бучающие семинары.

#1042;ебинары.

#1055;рактикумы.

#1050;онкурсы

#1040;нкетирование, опрос.

профессионального

#1052;астер-класс педагога

мастерства.

наставника.

#1054;бщение, обмен опытом

#1042;заимопосещения, открытые

в профессиональных

просмотры.

интернет-сообществах.

  1. Анализ педагогических ситуаций.
  2. Диссеминация опыта. #1044;еловая игра.
  1. Круглый стол.
  2. Конкурс профессионального мастерства.

План работы педагога-наставника на 2023-2024 учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности

индивидуальной работы с молодым специалистом

Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.

Задачи:

  • создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
  • создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи;
  • обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
  • способствовать развитию потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты:

  • Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
  • Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков молодого педагога;
  • Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • Использование в работе инновационных педагогических технологий.

Планирование и организация работы

Работа с документацией

Контроль за деятельностью

молодого

специалиста

Формы и методы работы с молодым специалистом

Форма отчетности молодого

специалиста

август

Диагностика проблем педагога Организационные вопросы. Изучение программ, пособий. Составление рабочей программы и календарно -

тематического планирования.

Групповая

документация.

Изучение нормативно – правовой базы ДОО (рабочая программа, рабочая программа воспитания, учебный план, план работы ДОО на 2023-

2024 уч. год).

Оформление групповой

документации. Оформление календарно- тематического планирования.

Проверка выполнения программы.

Анкетирование: Профессиональные затруднения.

Степень комфортности нахождения в коллективе.

Практическое занятие.

«Ведение групповой

документации».

Оформление групповой

документации.

Составление календарно- тематического планирования

Собеседование.

Изучение

документации по организации образовательной деятельности. (Календарно- тематический план

(ежедневный), перспективный план, план работы по профилактике правонарушений

).

Оформление рабочей программы.

сентябрь

Организация оценки

индивидуального развития детей.

Изучение

документация по организации образовательной деятельности. (Карты развития, мониторинга

детей).

Создание

диагностических (проблемных)

ситуаций.

Помощь молодому педагогу в

проведении

диагностического обследования детей Мониторинг

детского развития.

Карта развития,

мониторинга детей

октябрь

Профессиональный рост педагога.

Изучение правовых

документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО.

Должностная инструкция воспитателя.

Педагогическое

самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор

литературы по теме самообразования. Курсы повышения квалификации,

вебинары, конференции, семинары,

дистанционные конкурсы .

Консультация по самообразованию. Беседа

«Конфликтные ситуации между

детьми и способы их устранения». Обсуждение конкретных

примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных

ситуаций между детьми

Составление плана по

самообразован ию.

Запись на курсы повышения

квалификации

ноябрь

Виды и

организация режимных

моментов в ДОО.

Изучение

документация по организации образовательной деятельности. (табель

посещаемости, утренний фильтр).

Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приёма

детей (общение с детьми и

родителями, индивиду альная работа и игровая деятельность)

Ответы на вопросы молодого педагога.

Мастер – класс

«Виды и организация режимных

моментов в ДОО». Просмотр молодым педагогом режимных

моментов. Показ режимных

моментов в игровой форме.

Проверить ведение

Методические рекомендации по организации и проведению режимных

моментов.

документации в

группе.

декабрь

Составление сетки организации образовательной

деятельности.

Изучение правовых

документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО.

Посещение образовательной деятельности

молодого воспитателя с целью выявления

затруднений, оказания методической помощи.

Взаимопосещение образовательной деятельности.

Консультация

«Организация обра зовательной

деятельности».

Самоанализ образовательно й деятельности

январь

Организация работы с родителями (законными

представителями) воспитанников.

Изучение правовых

документов: Семейный кодекс РФ.

Документация по организации образовательной деятельности. (план работы с родителями, протоколы родительских

собраний) .

Организация совместных занятий, досугов с родителями «Новогодние каникулы».

Помощь молодому педагогу в формировании у родителей практических навыков воспитания.

Родительская гостиная: «Чем и как занять ребенка дома».

Взаимопосещение родительского

собрания.

Ведение

документации

февраль

Организация проектно- исследовательской деятельности воспитанников.

Изучение технологии исследовательск ой деятельности Савенкова.А.И.

Просмотр наставником опытно-

экспериментальной деятельности во

второй половине дня.

Давать детям возможность проводить

эксперименты

самостоятельно.

Обобщать полученные

действия путем результата.

Беседа. Проектная деятельность в ДОО как средство взаимодействия пед агогов ДОО, детей и родителей.

Самоанализ, устранение замечаний по факту просмотра

март

Инновационные технологии и процессы в обучении.

Использование ИКТ технологий.

Изучение технологии

социализации детей

дошкольного возраста» Гришаева Н.П.

Анализ электронного портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и

вариантами оформления профессионального

портфолио.

Мастер-класс. Показ наставником мероприятия

«Рефлексивный круг».

Проверить ведение

документации в группе.

Заполнение

документации

апрель

Организация развивающей предметно-

пространственной среды в группе.

Изучение

санитарные правила СП

"Санитарно-

Обсуждение (принципы построения, наличие

игровых зон, их оснащение, смена

Консультация по организации предметно-

развивающей среды в группе.

Создание в группе РППС

эпидемиологиче ские требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и

молодежи"

материала).

Организация

самостоятельной

деятельности детей.

май

Проведение мониторинга освоения

образовательной программы воспитанниками.

Итоги работы молодого

специалиста по

самообразованию за год.

Знакомство с правилами проведения педагогической диагностики, с

диагностическим инструментарие м, способами фиксирования

данных, с методами анализа и обобщения

полученных данных.

Оформление и заполнение отчетной

документации.

Помощь в проведении мониторинга.

Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год.

Подведение итогов работы за год.

Анкетирование. Оценка собственного квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником.

Заполнение

индивидуальных образовательных маршрутов.

Помощь молодому педагогу в

составлении плана работы на летний период.

Советы по

организации планир ования и работы в летний период.

Отчет о результатах наставническо й работы,

собеседование по итогам за год.

Самоанализ, устранение замечаний

Заключение.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

  • Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
  • Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
  • Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
  • Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
  • Оценка педагогического труда по результатам;
  • Современное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и

прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Приложение 1

Примерный

индивидуальный план прохождения образовательного маршрута

(составляется и заполняется педагогом наставником)

Ф.И.О. сотрудника (стажера)

Должность:

Наставник План работы на период с « » 20 года по « » 20 год Подведение итогов по данному плану « » 20 год.

№ п\п

Задание (что конкретно посетить, освоить,

изучить)

Цель / планируемый результат

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

/подпись стажера/

1

2

3

Ознакомлен(а) / / (подпись стажера) Дата

Комментарии наставника/руководителя о результатах выполнения данного плана, итогах прохождения наставничества:

Подпись наставника/руководителя /

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ»

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным. Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

  • «Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Не создавайте конфликтных ситуаций.
  • Следите за внешностью и поведением.
  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания. Воспитывая детей, стремитесь:
  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность.
  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.
  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  • Приходить к детям с плохим настроением.
  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
  • Оставлять детей одних.
  • Унижать ребенка.

ТЕСТ ДЛЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

  1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит. Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

  1. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют. Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

  1. Первый самостоятельный опыт: А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди. В. Как ступил, так и по уши в воду.

  1. Отношение к наставничеству: А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

  1. Проведение занятий с детьми: А.

Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь. В. Ехала кума неведомо куда.

  1. Проведение режимных моментов: А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

  1. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать. Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

  1. Участие в педагогических советах в ДОУ: А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

  1. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер плач, а за утро радость.

Ключ к тесту:

Если у Вас преобладают ответы:

"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (ка-ким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной дея- тельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

для ответов типа "А" – нормальная. для ответов типа " Б" – неустойчивая.

для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

ТЕСТ ДЛЯ ОПЫТНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО РАБОТЫ (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева).

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

  1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.

  1. Педагогический коллектив – это:

А.В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов. В. Склеенная посуда два века живет.

  1. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка. В.В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

  1. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет. Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

  1. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься.

В. Палка о двух концах.

  1. Работа с родителями – это:

А. Бумага не купленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать. В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту:

Если у Вас преобладают ответы:

"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста

может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно- методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса отрицательным моментом.

ТЕСТ

«ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

  1. Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен: а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош:

в) да, но только кое в чем.

  1. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей вас среды: а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

  1. Верно ли, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в сфере вашей деятельности:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) в некоторой степени.

  1. Считаете ли вы, что в будущем сыграете столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить:

а) да, б) нет

в)возможно

  1. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто сомневаюсь; в) нет.

  1. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: а) да, неизвестное всегда привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

  1. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворитесь тем, чего добились;

в) да, если вам это нравится.

  1. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все: а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы только хотите удовлетворить свое любопытство.

  1. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу; б) махнете рукой на затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело.

  1. По-вашему, профессию надо выбирать исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

  1. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась.

  1. Сразу после беседы можете ли вы вспомнить все, что говорилось: а) да, без труда;

б) чаще вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

  1. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его без ошибки:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить; в) да, но не совсем правильно.

  1. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании;

в) безразлично, с кем поводить.

  1. Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете прекратить это занятие, когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не удалось все сделать.

  1. Когда вы одна, то:

а) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах;

б) пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) любите помечтать о вещах, которые связаны с вашей работой.

  1. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете это делать только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

  1. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов; б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ:

За каждый выбор варианта ответа «а» -3 балла; За каждый выбор варианта ответа «б» - 1балл; За каждый выбор варианта ответа «в» - 2 балла.

Результаты:

Если в сумме вы набрали 49 и более баллов – в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на самом деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности. Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

ТЕСТ «НАСКОЛЬКО ВЫ КОНФЛИКТНЫ?»

ВОПРОСЫ.

  1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете: а) избегаете вмешиваться;

б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав; в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения?

  1. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки: а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему; в) всегда критикуете за ошибки?

  1. Ваш непосредственный начальник излагает нерациональный, на ваш взгляд, план работы.

Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше: а) если другие вас поддержат, то да;

б) вы обязательно будете поддерживать свой план;

в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных и т.д.

  1. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваших отношений;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам; в) вы спорите со всеми и по любому поводу?

  1. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваши действия: а) считая, что и вы не хуже его, пытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете негодование.

  1. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в котором есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

а) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта; б) выделите положительные стороны работы и

предложите предоставить возможность продолжить ее;

в) вы станете критиковать ее: чтобы быть новатором. Нельзя допускать ошибок?

  1. Представьте: свекровь постоянно говорит вам о необходимости бережливости, экономии, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажите:

а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие; б) говорите, что эта вещь безвкусная;

в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого?

  1. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:

а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за плохо воспитанных чужих озорников?»;

б) делаете замечание;

в) если это происходит в общественном месте, то вы их отчитываете?

  1. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае вы не даете ему чаевых, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

б) просите, чтобы он еще раз посчитал сумму; в) это будет поводом для скандала?

  1. Вы в доме отдыха. Администратор сам развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности, не следит за уборкой в комнатах, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:

а) да, но полагаете, что если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, вряд ли это что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы; в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале?

  1. Вы спорите с вашим ребенком-подростком и убеждаетесь, что он прав. Вы признаете свою ошибку:

а) нет;

б) разумеется. Признаете;

в) какой же у вас авторитет, если вы признаете, что были неправы?

Ключ:

За каждый вариант ответа «а» - 4 балла; За каждый вариант ответа «б» - 2 балла; За каждый вариант ответа «в» - 0 баллов.

Результаты.

Сумма от 30 до 44 баллов. Вы тактичны, не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе и в глазах других?

Сумма от 15 до 29 баллов. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как отразится это на вашем положении. И вас за это уважают.

Сумма от 10до 14 баллов. Вы ищете поводов для споров, большая часть которых излишняя, мелочная. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если неправы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности.

Психологический климат в коллективе

В какой степени Вы удовлетворены

Оценка

1.

Вашей работой в детском саду

2.

Вашими взаимоотношениями с коллегами

3.

Готовностью коллег оказать помощь в работе

4.

Настроением в коллективе (жизнерадостность, оптимизм)

5.

Культурой

6.

Тем, в какой мере заведующая прислушивается к Вашим замечаниям, предложениям, касающимся работы детского сада

7.

Культурно-массовыми мероприятиями

8.

Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа

9.

Отношением коллектива к работе

10.

Организованностью и порядком в детском саду

11.

Творческой атмосферой в коллективе

12.

Вашими отношениями с руководителями

13.

Тем, насколько рационально используют Ваши силы и время на работе

14.

Отсутствием «показухи» и формализма в работе

Примечание.

Оценивается по пятибалльной системе:

5 – полностью удовлетворена; 4 – скорее удовлетворена;

3 - трудно сказать, и да и нет; 2 – скорее не удовлетворена;

1 – совершенно не удовлетворена

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН наставничества

Ф.И.О. молодого специалиста

Должност_____________________________________________________________

Стаж работы __________________________________________________________

Отчетный период_______________________________________________________

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Оценка выполнения (дата, подпись наставника)

1.

Составление и утверждение индивидуального плана наставничества

Не позднее 2-й недели сентября

2.

Ознакомление с основополагающими документами учреждения, ее целями и задачами, направлениями текущей деятельности

5.

Освоение и совершенствование навыков молодого

специалиста

6.

Изучение нормативного обеспечения воспительно-образовтельного процесса

7.

Получение консультативной помощи в работе

8.

Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях для молодежи

9.

Подготовка к аттестации молодого специалиста

10.

Повышение общеобразовательного уровня, участие в общественной жизни учреждения

11.

Проверка выполнения индивидуального плана

наставничества

Перспективный план работы наставника

Месяц

Тема

Рассматриваемые вопросы

Сентябрь

  • Знакомство с молодым воспитателем. Час общения «Расскажи о себе».
  • Знакомство молодых специалистов с традициями ДОУ, правилами внутреннего распорядка, уставом
  • Закрепление наставников
  • Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебновоспитательного процесса
  • Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов
  • Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

Изучение федерального закона «Об образовании в РФ», документов Министерства образования.

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

Изучение санитарно- эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ.

Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов.

Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки лист молодого педагога

Мониторинг детского развития

Изучение видов мониторинга, форм его проведения. Подбор

диагностического материала.

Родительское собрание

Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года.

Помощь в организации и

проведении собрания, обсуждение собрания.

Разработка индивидуального плана Профессионального становления

Педагогическое самообразование, участие в работе методического объединения, занятия молодого

педагога.

Имидж педагога.

Материалы по вопросам педагогической этики, риторики,

культуры и т.д.

Октябрь

Виды и организация режимных моментов в

детском саду.

Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на

вопросы молодого специалиста.

Круглый стол «Основные проблемы молодого воспитателя»

Практикум по разработке рабочих программ и планов воспитательной работы

Час психолога «Как быстрее адаптироваться в ДОУ»

Практическое занятие «Оформление планов воспитательной работы и конспектов, журнала учета. Выполнение единых требований к ведению документации»

Организация развивающей предметно -пространственной среды в группе

Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала).

Методика проведения праздников в детском саду.

Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия,

обсуждение.

Изучение методики проведения ООД, совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе.

Познакомить с планом составления конспектов (цель, задачи, технологии, оборудование, предварительная работа, ход).

Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника.

Ноябрь

Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом

Посещения ООД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение.

Консультация «Проектировочная деятельность воспитателя и планирование воспитательной работы»

Семинар-практикум «Методика организации проведения режимных процессов (организация форм совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей)»

Декабрь

Психолого-педагогические основы установления

контактов с семьей воспитанников.

Составление плана предварительной работы с детьми и родителями.

Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду. Советы по организации субботника по оформлению снежных построек: привлечение родителей к созданию

условий для двигательной активности на зимних участках

Консультация «Современная ООД: структура и конструирование»

Семинар-практикум "Анализ ООД. Виды анализа". Посещение ООД наставников и их структурный анализ

Инструкции, используемые в работе воспитателя.

Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.

Январь

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми.

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее».

Повышение профессионального мастерства

Участие в работе педсовета, подготовка материала к педсовету

Семинар-практикум «Эффективность ООД – результат организации активной познавательной деятельности воспитанников»

Мастер-класс: «Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе»

Февраль

Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в МДОУ.

Советы по участию в проводимых конкурсах и других мероприятиях

Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов.

Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.

Повышение профессионального мастерства

Изучение методической литературы по самообразованию молодым педагогом.

Совместное планирование проекта, помощь в его осуществлении

Посещение ООД и режимных процессов у молодых специалистов

Практикум «Оптимизация выбора форм, методов и средств обучения при организации различных видов деятельности детей»

Обзор периодической педагогической печати

Март

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей.

Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей.

Организованная образовательная деятельность молодого специалиста.

Консультация «Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства». Просмотр образовательной деятельности наставником, совместное обсуждение.

Аттестация. Требования к квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических

работников. Портфолио педагога

Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с детьми» (посещение ООД и режимных процессов молодых специалистов, их самоанализ)

Час психолога. «Проблемы дисциплины в процессе ООД и режимных процессов». Практикум по решению педагогических ситуаций

Апрель

Информирование родителей о жизни детейв детском саду.

Консультация о правилах оформления родительских уголков, наличие материала, формах их оформления.

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неѐ». Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально - попустительский,

демократический). Преимущества демократического стиля общения.

Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее,

дисциплинирующее).

Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями»

Май

Диагностика

воспитанников

Методика проведения обследования

В течение года

Копилка интересных занятий.

Составление методической разработки непосредственно образовательной деятельности молодым специалистом.

В течение года

Самообразование воспитателя

Выбор методической темы.

Предлагаю примерные темы по самообразованию, проводим анализ того, как спланировать работу над методической темой на год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ступеньки к мастерству" (Программа наставничества)

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...

Приказ об утверждении программы наставничества 2014

Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогичесого опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей....

Программа наставничества в ДОУ "Ступеньки к мастерству"

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами....

Программа наставничества с молодыми педагогами

В данной программе описаны основные  формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по текс...

Программа "Наставничество"

Современному дошкольному учреждению нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманис...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Программа подготовки старших воспитателей/методистов к реализации программ наставничества в ДОУ на основе технологии педагогической фасилитации.

В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения, становятся актуальными такие формы наставничества, которые позволяют педагогическому работнику активно участвовать в пр...