Проект «Хлеб всему голова»
проект (старшая группа)
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами старшей группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 874.99 КБ |
![]() | 14.34 КБ |
![]() | 14.07 КБ |
![]() | 17.16 КБ |
![]() | 13.34 КБ |
![]() | 1.99 МБ |
![]() | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Хлеб всему голова» (Старшая группа)
1. Тип проекта: познавательно-исследовательский.
2. Продолжительность проекта: краткосрочный (неделя)
3. Участники проекта: воспитатель, воспитанники старшей группы, их родители.
4. Актуальность проекта.
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами старшей группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
5. Прогнозируемый результат:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
6. Цель: расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу, людям, вырастившим его.
7. Задачи:
1. Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
2. Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб;
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб;
4. Расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании;
5. Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
6. Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
5. Воспитывать гордость и уважение к совместному труду с родителями; поощрять участие в создании семейных работ на основе общего интереса и совместной деятельности. Создавать условия для раскрытия ребенком собственного внутреннего мира.
8. Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.
8.1 Подготовительный этап.
Разработка проекта.
Подбор литературных произведений.
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
Составление плана основного этапа.
Определение целей и задач проектной деятельности.
8.2 Основной этап.
Опробирование разработанной системы мероприятий по познавательному развитию дошкольников.
8.3 Заключительный этап.
Оформление выставки детских работ.
9. Итоги реализации проекта.
Организация выставки детских работ и чаепитие с хлебобулочными изделиями. В результате работы над проектом дети узнали:
- как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб;
- об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях;
- что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека;
- пословицы о хлебе.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а также привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду. А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
1-й день
Рассматривание картинок с изображением колосьев.
Цели: развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс).
Чтение стихотворений «Вешний день, пахать пора…», Н. Красильникова «Колосок».
Цели: поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.
Беседа «Как хлеб на стол пришел».
Цели: способствовать пониманию значимости сельскохозяйственного труда, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Д/И «Что за чем». Цель: составление алгоритма «Откуда хлеб пришел». ( использовать технологию «Река времени»
Загадки о хлебе. Цели: воспитывать уважение к ответам товарищей, развивать умение дослушивать загадку до конца.
2-й день
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба».
Цели: воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.
Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб».
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Цели: учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Цели: закреплять умения детей есть аккуратно, соблюдая правила поведения за столом. Заострить внимание детей на том, что нужно брать столько хлеба сколько съешь, нельзя играться хлебом и крошками. Воспитывать уважение к труду взрослых. Вспомнить о том, сколько людей трудились, чтобы хлеб попал к нам на стол.
Художественное творчество. Рисование «Мельница».
Цели: воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление.
Дидактическая игра «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий».
Цели: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Чтение сказки «Хлебороб»
Цели: прививать у детей интерес к народному творчеству. Расширять представления детей о работе хлебороба. Воспитывать чувства сочувствия и переживания к героям сказки.
Проведение опыта «Вершки - корешки». Цель: показать продукт, полученный после перемалывании зерен через мельницу.
Заучивание скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи».
Конструкторская деятельность «Зернохранилище». Цель: развивать воображение, конструктивные навыки, закрепить знания о машинах-помощниках.
3-й день
Беседа «Человек славен трудом». Цель: вовлечь детей в беседу о труде людей, выращивающих хлеб.
Аппликация «Сельский труд». Цель: побуждать создавать красивую композицию, воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу.
Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь», «На блины».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Чтение рассказа М. Глинская «Хлеб».
Цели: формировать представления детей об истории русского праздника Хлеба. Воспитывать любовь и уважение к своей стране и народу.
Заучивание стихотворения В. Воронько «Вот и лето пролетело…»,
Цели: воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.
Словесная игра «Образуй словечко».
Цели: упражнять в образовании слов прилагательных от существительных (хлеб – хлебный, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т. д.)
Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос». Цель: развитие мелкой моторики руки.
Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин». Цель: формировать умение распределять роли и следовать правилам игры.
Консультация для родителей «Вторая жизнь черствого хлеба».
4-й день
Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе».
Цели: воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать внимание, память, речевую активность. Познакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе.
Самостоятельная деятельность детей. Раскрашивание картинок о хлебе.
Цели: закрепить представления детей о многообразии хлебобулочных изделий. Закрепить разные приёмы раскрашивания.
Лепка «Хлебобулочные изделия».
Цель: развивать умение выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. Закрепить умение лепить используя разные приёмы лепки, украшать поделку по своему желанию. Воспитывать гордость за свой труд.
Проведение опыта «Мука». Цель: познакомить со свойствами муки. Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы.
Чтение Н. Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному.
Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту, понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент.
Консультация для родителей «Беседы с детьми о хлебе».
5-й день
Дидактическая игра «Река времени».
Цели: развивать умение детей выкладывать картинки – путь от зерна до хлеба.
Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Цели: развивать умение детей задумывать и показывать пантомимой определённые действия.
Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери. Пироги для всей семьи».
Цели: закрепить знания детей о последовательности изготовления пирогов. Воспитывать желание порадовать близких угощением. Формировать умение распределять роли и следовать правилам игры.
Чтение художественной литературы В. Куприн «Отцовское поле».
Организация выставки детских работ и чаепитие с хлебобулочными изделиями.
Цели: воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих родителей. Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.
Предварительный просмотр:
С. Алексеев. Блокадный хлеб
Из чего он только не выпекался — ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке — муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых — льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного.
Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.
Мечтали люди об этом хлебе.
Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов — детям.
Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принёс хлеб. Глянула мать:
— Сокращение?!
— Сокращение, — отозвался отец.
Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать:
— Сокращение?!
— Сокращение, — отозвался отец.
По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые.
Прошло ещё двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым — по 400 граммов на день, детям всего по 200.
Прошёл октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети — по 125.
Глянешь на этот ломтик. А ломтик — с осиновый листик. Виден едва в ладошке. И это на целый день.
Самый приятный час для Валетки — это тот, когда с завода приходит отец, когда достаёт он из сумки хлеб.
Хлеб поступает к матери. Мать раздаёт другим. Вот — отцу, вот дедушке, бабушке, вот дольку берёт себе. А вот и ему — Валетке. Смотрит Валетка всегда зачарованно. Поражается одному: в его куске 125 граммов, а он почему-то больше других. Отцовского даже больше.
— Как же так? — удивляется мальчик.
Улыбаются взрослые:
— Мука в нём другая!
Предварительный просмотр:
ЖИТНЫЙ ДЕД
Русская народная сказка
Жил-был житный дед в поле. Сам с колосок, голова с колобок, зелёная борода в три аршина, на голове соломенная щетина. Сидит житный дед на меже, дивится своей бороде: «Ай да борода – вся василёчками повита!» Вдруг видит, прибежал хомяк. Ртом смяк-смяк. Набрал он зерна в поле, заложил за щёки. Отвисли они до земли. Рассердился житный дед, затопал ногами, замахал руками, затряс бородой, закачал головой и кричит:
– Берегись, хомяк! Не воруй жита! А то будет твоя спина соломинкой бита!
Хомяк испугался, за кочку бросался.
Житный дед ждёт, когда хомяк зерно вернёт. А хомяк не отдаёт. Житный дед удивился, рассердился, затопал ногами, замахал руками, затряс бородой, закачал головой и кричит:
– Не отдашь, хомяк, жита – будет твоя спина бита!
Ещё больше испугался хомяк. Не знает, что делать.
Житный дед удивился, что хомяк молчит. Ещё больше рассердился, затопал ногами, замахал руками, затряс бородой, замахал головой и кричит:
– Отвечай, хомяк, зачем тебе жито?! А то будет спина бита!
Хомяк вышел из-за кочки. Принялся до земли кланяться. Начал оправдываться. Как только рот открыл, посыпалось из-за щёк зерно на землю. Не осталось во рту ни одного зёрнышка. Ушёл хомяк с житного поля без добычи.
Недолго поле дремало. Пришли жнеи, принялись жито жать. Загремело поле, от серпочков звон-перезвон. Золотые снопы всё поле облегли. Бегает житный дед по межам да бугоркам, прячется то за снопом, то за стожком. Потом забрался под кочку, потянулся, растянулся, на зелёную бороду положил голову и до нового лета уснул.
Предварительный просмотр:
ХЛЕБНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Сказка Татьяны Кирюшатовой
Случилось это в одной деревеньке. Название ее уж давно никто не припомнит.
Домов в деревеньке было не много. Все друг друга знали, все друг друга привечали. Дружно работали, дружно и отдыхали.
Бывало, настанет пора в поле хлеб убирать, все как один утром выходят, лишь старики да старухи немощные в деревне остаются. В поле придут и сразу за работу, а детишек малых в теньке оставят с девчушками-пестуньями.
Вот однажды работали люди в поле, работали, слышат, кричит девчушка-пестунья громко-громко:
– Идёт! Идёт!
Те, что постарше, ей сразу же:
– Тише! Не кричи так, а то всех напугаешь!
А сами вокруг глядят: кто идет, где идет, с какой стороны?
Так уж издавна в той деревеньке водилось: в страду уборочную являлся людям Хлебный человек. Роста он был среднего, волос золотой, как пшеница, в каждой руке по небольшому мешочку с зерном. Покажется Хлебный человек в поле, да и растворится, будто и не было вовсе. Знали люди, что увидеть его – добрый знак. Хлебный человек появился – значит, хлеб уродился. Значит, весь урожай соберется, в закрома уберется и будет вся деревня до следующего урожая сыта да довольна.
– Вон же он! Вон же он! – кричит девчушка-пестунья. – Вдоль поля идет.
А народ ей:
– Видим, видим! Не шуми так.
Человек Хлебный прошел да и скрылся, а люди опять за работу принялись. Только дело у них теперь быстрей спорится, на душе радостней стало да спокойнее.
А в один год вот что приключилось. Работали люди в поле, девчушки малышей нянчили, а мальчишки малые в теньке бирюльками забавлялись. Играли они так, играли да и кушать захотели. Вот достали они из котомки хлебушек пшеничный, корки отломили, поели, а из мякиша давай шарики катать да друг в друга кидать. Кидают, хохочат, по траве катаются. Девчушка одна им хотела было сказать, что не годится хлебом играть, так они и в нее мякиш кинули. Кинули и смеются пуще прежнего.
Тут люд деревенский стал в тенек с поля подтягиваться, отдохнуть чтоб, да воды напиться. Увидали мальчишек, отругали крепко. Чуток отдохнули, да снова в поле. Детворе наказали Хлебного человека высматривать.
Только не явился в тот год людям Хлебный человек. Ждали они его, ждали, все думали:
– Вот-вот появится! Ни сегодня, так завтра.
День за днём прошёл, в поле весь хлеб убрали, а Хлебного человека так никто и не видел.
Тут старичок один, самый старый в той деревеньке, говорит:
– Плохо наше дело. Не показался нам Хлебный человек, знать не сохраним мы урожай собранный, до следующего урожая с трудом дотянем.
Расстроились люди, да делать нечего. Сказал кто-то:
– Будем на лучшее надеяться.
Уж не припомнит никто, что в тот год с урожаем случилось, только уже весной хлебали всей деревней пустые щи. Даже в праздничный день не с чего было лепешек напечь, муки ни в одном доме не было.
На следующий год, та же самая история повторилась. Не пришёл к людям Хлебный человек, как ни ждали его, как ни звали. Рожь плохо уродила, а пшеница ещё хуже.
На третий год настала уборочная пора, вышли люди в поле, принялись за работу. А старушка одна деревенская, та, что тридцать лет на печи лежала, с печи-то вдруг слезла. Слезла и принялась с лоскутов куклёнка мастерить. Нарядила куклёнка в штаны да рубаху, волосы ему золотые приладила, а к ладошкам по мешочку с зерном привязала.
Кое-как старуха с этим куклёнком в поле приковыляла. Смотрит, в тенечке под деревьями девчушки-пестуньи с малышней возятся. Старуха та сама за куст спряталась, и девчушкам человечка показывает. Одна из них как закричит:
– Вон он! Вон он! Человек Хлебный.
Другие тоже увидали, и давай народ созывать:
– Сюда! Сюда! Скорее!
Пока они так шумели да народ созывали, старушка человечка спрятала, да и сама убралась подальше.
Люди девчушек пытают:
– Говорите, каков он был?
А те отвечают:
– Волос золотой, как пшеница, в руках мешочки держал. Был-был, за кустом стоял, а потом пропал.
Обрадовались люди: показался-таки Хлебный человек, знать будет в этом году богатый урожай. Снова за работу принялись, со спокойной душой да с радостью.
Урожай и, правда, богатый тогда уродился. Весь год потом пироги пекли, ватрушки, шанежки да расстегайчики.
Старуха та, еще лед тридцать на печи пролежала. А Хлебного человечка из лоскутков с той поры многие делать начали. Верили люди, что с ним урожай хороший будет. А детишкам с малых лет строго-настрого наказывать стали: хлеб не крошить, не кидать, хлебом не баловаться, а почитать его, как родного батюшку.
Предварительный просмотр:
ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет.
Хлеб — всему голова.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Хлеб черствый – обед честный.
Хлеб — кушай, добрых людей слушай.
Хорошо трудиться — хлеб уродится.
Худ обед, коли хлеба нет.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Пот на спине – так и хлеб на столе.
Что посеешь, то и пожнешь.
Не трудиться — хлеба не добиться.
Горька работа, да хлеб сладок.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разрежь булку – видишь в мякише хлеба множество пузырьков? Их сделали особые грибки – дрожжи. если только дрожжи положить в тесто грибки сразу возьмутся за работу: крахмал превратят в сахар, сахар в газ. Газ-то и раздувает в хлебе пузырьки. Тесто делается пышным.
Тяжёл труд в старой пекарне… А теперь надо нажать кнопку и в сосуд посыплется мука. Польётся вода, молоко, дрожжи. Сахар и соль – всё, что нужно для теста. Тесто месят механические руки машины. Машина стоит, а дёжи – огромные сосуды с тестом поочерёдно к ней подъезжают.
Когда тесто «Созревает», дёжа опрокидывается и вываливает тесто в воронку на тестоделитель . Делительная машина делит тесто на равные куски, если нужно – укладывает тесто в коробочки.
А теперь –в печь. Не простое это дело. Много времени понадобилось человеку. Прежде. Чем он научился хорошо печь хлеб. Камень с одной стороны. Камень с другой, а третий сверху – вот и вся печь первобытного человека. Потом появились и такие печи. Похожие есть и сейчас.
Те, кто был в деревне. Наверное, знает нашу русскую печь. Отличный хлеб в ней получается.
У современной печи нет дыма и огня. Медленно движется стальная лента между трубками с горячим паром. Сделает круг и хлеб испечётся.
С печной ленты горячие, румяные батоны сбрасываются на стол. Теперь остаётся погрузить хлеб в машины и развезти по городу РАБОЧИХ НА ЗАВОДЕ МАЛО И ТРУД У НИХ КУДА ЛЕГЧЕ, ЧЕМ У ПЕКАРЕЙ СТАРЫХ ВРЕМЁН.
Вот как много понадобилось человеческой выдумки, чтобы ты смог съесть кусочек вкусного хлеба.
А так в некоторых городах люди славят хлеб, угощают им всех гостей города.
Вам и расскажут, и в книгах прочтёте: Хлеб наш насущный всегда был в почёте. Низкий поклон мастерам урожаев, Тем, кто зерно в закромах умножает, И хлебопекам-умельцам искусным, Всем, кто нас радует хлебушком вкусным. С. Мельников
В НАШЕМ ГОРОДЕ ЕСТЬ «МУЗЕЙ ХЛЕБА», ГДЕ ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ ХЛЕБА, ЕГО ВЕЛИКОМ ЗНАЧЕНИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
зёрна наших дней святитесь Позолотою резной! Говорим мы: «Берегите, Берегите Хлеб родной… Не мечтали мы о чуде. К нам с полей живая речь: «Берегите хлеб, вы – люди! Научитесь хлеб беречь». Н Тихонов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-123570-1390120289.jpg)
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-991416-1515079575.jpg)
Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/15/picture-988081-1560593280.jpg)
КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/18/picture-1003018-1679138344.jpg)
Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»
Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-1034526-1524825588.jpg)
Пословицы и поговорки о хлебе (в рамках проекта "Хлеб - всему голова!").
Подборка пословиц и поговорок о хлебе....