«Свойства жидкости (молоко, вода)»
план-конспект занятия

Цель: -  Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_experimentirovanie.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад "Сказка"

 Шатковского МО Нижегородской области

Занятие –эксперимент

( интеграция: познавательное развитие/

социально-коммуникативное развитие / развитие речи )

в подготовительной группе

Тема «Свойства жидкости (молоко, вода)»

Подготовила: Воспитатель

Анощенкова Н. Е.

Шатки - 2025 г.

Тема: «Свойства жидкости (молоко, вода)»

Цель: -  Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи: -  Закреплять умения сравнивать свойства жидкости: форма, цвет, запах;

  • Познакомить с новым свойством жидкости-плотность (жирность молока)
  • Учить работать с незнакомыми растворами, соблюдать технику безопасности;
  • Формировать умения самостоятельно делать схематичную зарисовку опыта; анализировать и обобщать увиденное, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Воспитывать умения работать в паре, договариваться и учитывать мнение партнера.

Предварительная работа: Наблюдение за свойствами воды (январь); наблюдение за снегом, льдом, водой во время прогулок на участке; д/игры; беседы и рассматривание иллюстраций о разных материалах, веществах.

Оборудование: прозрачные стаканы (3 шт на пару детей), схема, вода, молоко, ватные палочки на каждого, пищевой краситель ( 1пакетик на пару) моющее средство, тарелка(1 на пару)чайные ложки, салфетки, обручи.

Загадывание загадки:

Белая водица,

Всем нам пригодится.

Из водицы белой,

все что хочешь делай:

сливки, простоквашу,

масло в кашу нашу.

Ешь, пей, гостям налей

и коту не пожалей. (молоко)

- Следующая загадка:

В морях и океанах обитает

Но часто по небу летает.

  •  Для чего нам нужны молоко? Вода? (ответы детей)
  • Кто догадался что мы сегодня будем делать?

В: Сегодня мы будем проводить эксперимент с молоком и водой, сравнивать их

свойства, делать выводы и схематично зарисовывать опыт.

Обсуждение техники безопасности и совместной работы

- Сегодня для опыта нам будут нужны стеклянные стаканы. Какие правила нужно

соблюдать при работе со стеклянными предметами?

- Сегодня мы будем работать в парах, поэтому выполняем задания по очереди,

договариваемся друг с другом.

Опыт 1 (свойство-жидкость)

- Что такое вода? Что такое молоко? (ответы детей)

Если не ответили- Сейчас мы узнаем, что это?

богащать речь: безвкусный, жидкость, молекула, раствор, эксперимент;

Если ответили – Сейчас мы проверим, так ли это?

-Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что вы увидели? (она льется).

Значит она какая? (жидкая)

-Возьмите стакан с молоком и перелейте в пустой стакан. Что вы заметили? (оно тоже

льется) Значит оно какое?

-Какой можно сделать вывод, что и молоко, и вода какие…….? (жидкие) (воспитательзарисовывает в схеме).

В: поскольку вода и молоко жидкие, их называют жидкостью. (Повторим хором)

Опыт 2 ( свойство – запах)

-Есть ли запах у воды? У молока?

-Мнения разделились, давайте проверим. И запаха у воды? Сперва нюхаем воду.

Почему не почувствовали запаха воды? Давайте понюхаем молоко? Что мы можем сказать? (У молока есть запах)

(воспитатель зарисовывает в схеме).

Какой можем сделать вывод?

В: Правильно, молоко имеет запах, вода –нет.

Опыт 3 ( свойство – прозрачность, цвет)

  • Опустите ложку в стакан с водой. Почему мы видим ложку? (потому что вода прозрачная). Какого она цвета?(обратить внимание, что чистая вода - бесцветная)

- Опустите ложку в стакан с молоком? Что заметили? Почему не видно ложки?

Какого оно цвета?

Какой можно сделать вывод?

В: Верно, вода прозрачная и бесцветная, а молоко –белое, непрозрачное.

Физминутка «Молекулы»

Дети берут по кружку (голубой, белый).

- Вода и молоко состоят из молекул. Это такие маленькие частицы, которых видно

только под микроскопом. Вы сейчас будете этими молекулами. При нагревании

(звонит колокольчик) молекулы начинают двигаться быстрее и быстрее. По сигналу –

молекулы воды собираются в свой стакан, молекулы молока – в свой.(2-3 раза)

В: Что такое молекулы? Правильно, это маленькие невидимые частицы

жидкости.

Опыт 4 ( свойство – плотность жидкости)

-Налейте воды в тарелку (1 пара), и молоко- (2 пара). Возьмите пакетик с

красителем и насыпьте его в тарелку. Что происходит? ( В воде краситель

растворяется быстро, а в молоке – медленно.)Почему так?

-Это происходит потому что, в молоке есть молекулы жира, и оно гуще, чем вода.

-Ватной палочкой набираем моющее средство и опускаем в воду. Что происходит?

(практически ничего)

- Затем другой палочкой опять набираем моющее средство и опускаем в молоко в

середину тарелки? Что происходит? (Молоко начинает двигаться) Почему молоко

так реагирует на моющее средство?

-Это происходит, потому что моющее средство влияет на молекулы жира в молоке.

-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

В: В молоке медленно растворяется краситель, потому что оно гуще из-за

молекул жира. А в воде молекул жира нет, поэтому краситель в ней

растворяется быстро.

IVч

- Итак, ребята, мы провели опыты и все зарисовали. А для чего мы это делаем?

В: Правильно, мы это делаем, чтобы сравнить свойства воды и молока. Чтобы уметь их различать.

Почему мы не можем выпить это раствор?

В:Верно, нельзя выпивать незнакомую жидкость, тк можно отравиться.

- Посмотрите на схему и скажите, чем отличается вода от молока?

Чем они похожи?

В: Все верно, вода-это прозрачная бесцветная жидкость без запаха. Молоко – это белая жидкость с запахом, гуще чем вода из-за молекул жира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки-помощницы для организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости"

Карточки-помощницы для самостоятельного проведения поисково-исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости" (взаимодействие воды, молока (кефира), расти...

Комплексное занятие во второй младшей группе. Чтение детям русской народной песенки «Водичка, водичка…». Знакомство со свойствами предметов и воды.

В детском саду много делается для воспитания здоровых и всесторонне развитых детей. В данном занятии я постаралась объединить  несколько направлений для развития наших ребятишек:  физи...

конспект занятия-эксперимента по теме"Свойства жидкости"(№2)

проведение эксперимента с молоком и водой (запах, цвет,плотность), с целью выявления их характерных признаков , их  сравнения....

«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию...

ТЕМА: «СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ: ВОДА И МАСЛО» ОД по опытно - исследовательской деятельности в старшей группе

Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла...

Вода, ее свойства. Эксперименты с водой

Коспект ОД в подготовительной группе Вода, ее свойства. Эксперименты с водой...

Конспект НОД «СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ: ВОДА И МАСЛО»

Цель: Совершенствование представления детей о свойствах воды, познакомить со свойствами масла....