конспект занятия-эксперимента по теме"Свойства жидкости"(№2)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шпет Светлана Александровна

проведение эксперимента с молоком и водой (запах, цвет,плотность), с целью выявления их характерных признаков , их  сравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_opyt-eksperem.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г Иркутска д/сад № 89

Занятие –эксперимент

( интеграция: познавательное развитие/

 социально-коммуникативное развитие / развитие речи )

в подготовительной группе № 11

Тема «Свойства жидкости (молоко, вода)» (№ 2)

Подготовила: Воспитатель 1КК,

Шпет С А.

                                                2015

Тема: «Свойства жидкости (молоко, вода)» (№ 2)

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Закреплять умения сравнивать свойства жидкости: форма, цвет, запах;
  • Познакомить с новым свойством жидкости-плотность (жирность молока)
  • Учить работать с незнакомыми растворами, соблюдать технику безопасности;
  • Формировать умения самостоятельно делать схематичную зарисовку опыта; анализировать и обобщать увиденное, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Обогащать речь: безвкусный, жидкость, молекула, раствор, эксперимент;
  • Воспитывать умения работать в паре, договариваться и учитывать мнение партнера.

Предварительная работа: Наблюдение  за свойствами воды (февраль); наблюдение за снегом, льдом, водой во время  прогулок на участке; д/игры; беседы и рассматривание иллюстраций о разных материалах, веществах.

Оборудование: прозрачные стаканы (3 шт на пару детей), схема, вода, молоко, ватные палочки на каждого, пищевой краситель ( 1пакетик на пару) моющее средство, тарелка (1 на пару)чайные ложки, салфетки, обручи.

Ход:

Загадывание загадки:

        Белая водица,

Всем нам пригодится.

Из водицы белой,

 все что хочешь делай:

сливки, простоквашу,

масло в кашу нашу.

Ешь, пей, гостям налей

и коту не пожалей.  (молоко)

- Следующая загадка:

 В морях и океанах обитает

Но часто по небу летает.

-Для чего нам нужны молоко? Вода? (ответы детей)

-Кто догадался что мы сегодня будем делать?

В: Сегодня мы будем проводить эксперимент  с молоком и водой, сравнивать их свойства,  делать выводы и схематично зарисовывать опыт.

IIч

  • Обсуждение техники безопасности и совместной работы

- Сегодня для опыта нам будут нужны стеклянные стаканы. Какие правила нужно соблюдать при работе со стеклянными предметами?

-  Сегодня мы будем работать в парах, поэтому выполняем задания по очереди, договариваемся  друг с другом.

  • Опыт 1 (свойство-жидкость)

- Что такое вода? Что такое молоко? (ответы детей)

Если не ответили- Сейчас мы узнаем, что это?

Если ответили – Сейчас мы проверим, так ли это?

-Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что вы увидели? (она льется). Значит она какая? (жидкая)

-Возьмите стакан с молоком и перелейте в пустой стакан. Что вы заметили? (оно тоже льется) Значит оно какое?

-Какой можно сделать вывод, что и молоко, и вода  какие…….? (жидкие) (воспитатель зарисовывает в схеме).

В: поскольку вода и молоко жидкие, их называют жидкостью. (Повторим хором)

  • Опыт 2 ( свойство – запах)

-Есть ли запах у воды? У молока?

-Мнения разделились, давайте проверим. И запаха у воды? Сперва нюхаем воду. Почему не почувствовали запаха воды? Давайте понюхаем молоко? Что мы можем сказать? (У молока есть запах)

(воспитатель зарисовывает в схеме).

Какой можем сделать вывод?

В: Правильно, молоко имеет запах, вода –нет.

  • Опыт 3 ( свойство – прозрачность, цвет)

-Опустите ложку в стакан с водой. Почему мы видим ложку? (потому что вода прозрачная). Какого она цвета?(обратить внимание, что чистая вода - бесцветная)

- Опустите ложку в стакан с молоком? Что заметили? Почему не видно ложки? Какого оно цвета?

Какой можно сделать вывод?

В: Верно, вода прозрачная и бесцветная,  а молоко –белое, непрозрачное.

  • Физминутка «Молекулы»

Дети берут по кружку (голубой, белый).

- Вода и молоко состоят из молекул. Это такие маленькие частицы, которых видно только под микроскопом. Вы сейчас будете этими молекулами. При нагревании (звонит колокольчик) молекулы начинают двигаться быстрее и быстрее. По сигналу – молекулы воды собираются в свой стакан, молекулы молока – в свой.(2-3 раза)

В: Что такое молекулы? Правильно, это маленькие невидимые частицы жидкости.

IIIч.

  • Опыт 4 ( свойство – плотность жидкости)

-Налейте воды в тарелку (1 пара), и молоко- (2 пара). Возьмите пакетик с красителем и насыпьте его в тарелку. Что происходит? ( В воде краситель растворяется быстро, а в молоке – медленно.)Почему так?

-Это происходит потому что, в молоке есть молекулы жира, и оно гуще, чем вода.

-Ватной палочкой набираем моющее средство и опускаем в воду. Что происходит? (практически ничего)

- Затем другой палочкой опять набираем моющее средство и опускаем в молоко в середину тарелки? Что происходит? (Молоко начинает двигаться) Почему молоко так реагирует на моющее средство?

-Это происходит, потому что моющее средство влияет на молекулы жира в молоке.

-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

В: В молоке медленно  растворяется краситель, потому что оно гуще из-за молекул жира. А в воде молекул жира нет, поэтому краситель в ней растворяется быстро.

IVч

- Итак,  ребята, мы провели опыты и  все зарисовали. А для чего мы это делаем?

В: Правильно, мы это делаем, чтобы сравнить свойства воды и молока. Чтобы уметь их различать.

Почему мы не можем выпить это раствор?

В:Верно, нельзя выпивать незнакомую жидкость, тк можно отравиться.

- Посмотрите на схему и скажите, чем отличается вода от молока?

Чем они похожи?

В: Все верно, вода-это прозрачная бесцветная жидкость без запаха. Молоко – это белая жидкость с запахом, гуще чем вода из-за молекул жира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки-помощницы для организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости"

Карточки-помощницы для самостоятельного проведения поисково-исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости" (взаимодействие воды, молока (кефира), расти...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ "СВОЙСТВА ВОДЫ".Цели:Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние...

план конспект по ФЭМП на тему "Свойства предметов" (класс предшкольной подготовки)

план конспект по формированию элементарных математических представлений на тему "Свойства предметов" для класса предшкольной подготовки...

ТЕМА: «СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ: ВОДА И МАСЛО» ОД по опытно - исследовательской деятельности в старшей группе

Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла...

План - конспект занятия "Эксперименты с жидкостями"

Дошкольный возраст - это период развития любознательности детей и одним из любимых видов деятельности является экспериментирование. Вот такие опыты мы проводили с жидкостями....