Консультация 7 упражнений для развития soft skills у дошкольников
консультация (старшая группа)

7 упражнений для развития soft skills у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

Консультация

7 упражнений для развития soft skills у дошкольников

Подготовила: воспитатель
Степаненко Н.

7 упражнений для развития soft skills у дошкольников

1. Урок вежливости

Это мини-сценка, в которой педагог/родитель показывает, как наиболее приемлемо вести себя в той или иной ситуации. Что делать, если тебя обозвали? Как попросить игрушку? Как договориться поиграть вместе?

Вот так, к примеру, может проходить урок вежливости на тему «Как предложить свою помощь?»:    

— Ребята, я сегодня хочу показать вам, как предложить свою помощь. Кто мне поможет?

Дети (хором): Я!

— Маша, выходи. Маша, тебе помочь?

— Да.

— Ребята, как вы думаете, в каких случаях мы можем так спросить?

— Помочь защитить, помочь донести, помочь, если плохое настроение, помочь, если за что-то зацепился.

— Отлично! Ребята, вы все правильно говорите. А какими еще словами мы можем предложить свою помощь?

— Можно тебе помочь? Тебе надо помочь? Тебе тяжело? Тебе помочь?

— Классно, а кого мы можем так спросить?

 — Своего хорошего знакомого, друга.

— А в садике кого?

— Воспитателей, родителей, друзей.

— А после того, как мы спросили, каких слов мы дожидаемся?

— «Да, помоги».

— Правильно, и только после этого мы помогаем.

Последний пункт очень важен: я часто замечал в своей группе, что ребята, охваченные желанием помочь, не спрашивают, нужно ли это на самом деле. В итоге позитивный порыв приводит к ссорам и конфликтам. 

С помощью уроков вежливости можно разыграть абсолютно любые ситуации: показать, как подать что-то другу, как выражать свое несогласие, извиниться или отреагировать, когда тебе сказали что-то неприятное и т. д.

2. Упражнение на сплочение 

Например, ребятам необходимо перенести обруч из точки А в точку Б, причем сделать это нужно одной ладонью. Если кто-то отстаёт или несет неправильно, переноска начинается заново. 

Когда мои ученики впервые выполняли это упражнение, у них получилось только раза с десятого. Сначала они очень долго сердились и ругались. Это важный этап: нужно дать возможность ребятам самим прожить эту ситуацию и придумать, как ее изменить.

Потребовался десяток повторений, чтобы дети наконец-то заметили, что рядом с ними находится другой человек и что его интересы тоже нужно учесть, чтобы справиться с заданием. Они начали понимать, что победа одного означает победу команды, а победа команды — это победа каждого.

Помимо переноски обруча можно использовать множество других подвижных игр. Например, упражнение, где малыши работают в парах, и одному завязывают глаза, а второй должен провести его через полосу препятствий. Это развивает чувство ответственности, потому что от тебя зависит, насколько безопасно и удобно будет человеку с завязанными глазами. 

Я заметил, что благодаря таким упражнениям дети становятся более терпимыми друг другу, более снисходительными к своим и чужим ошибкам.  

Следующая группа упражнений относится к методике ТРИЗ («теория решения изобретательских задач») Эту методику в 20-м веке создал инженер-изобретатель Генрих Альтшуллер, который проанализировал более 40 тысяч патентов, чтобы выяснить, каким образом людям удается совершать изобретения и находить решения для различных противоречий. Ниже приведены несколько упражнений по методикам ТРИЗ, которые легко встраиваются в образовательную деятельность. 

3. «Что общего?» 

Эта игра очень хорошо развивает критическое мышление и креативность, учит находить нестандартные решения. 

Педагог берет два непохожих друг на друга объекта и спрашивает: что между ними общего. Например: что общего у шурупа и кактуса? (Оба  —  острые, твердые; оба слова —  существительные, в каждом есть буква «у»; если на них наступить, то будет очень больно и т. д.). Чем меньше предметы будут похожи друг на друга, чем лучше. 

Такую игру можно проводить с детьми с трех-четырех лет. Чем старше дети, тем больше признаков они будут замечать. Чтобы ребята предлагали как можно больше вариантов, им нужно практиковаться; чем чаще вы будете предлагать им такое упражнение, тем больше идей у них будет.

4. «Хорошо или плохо?» 

Педагог предлагает ребятам оценить то или иное событие. Например, наступила зима. Хорошо это или плохо? Возможно, это хорошо для тех, кто любит зимние виды спорта, или для тех, у кого зимой день рождения. А для кого-то, кто не любит холод и тяжелую зимнюю одежду, — плохо. 

Благодаря этому упражнению дети учатся понимать, что любая оценка —  субъективна, что не бывает единственно правильной точки зрения, что мир — не черно-белый, у него гораздо больше оттенков. 

5. «Почему так произошло?»

Педагог предлагает детям объяснить, какая связь между двумя событиями. Чем дальше события друг от друга, тем лучше. 

Например, «Белка сидела на дереве и упустил и шишку». — «Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя». (Возможно, белка упустила шишку и побежала за ней через дорогу, водитель самосвала затормозил и из-за этого опоздал на железнодорожный переезд; шлагбаум опустился, и самосвалу пришлось пропускать очень длинный товарный поезд — вот поэтому он и опоздал).

Это упражнение подходит для детей пяти-семи лет — тут необходимо умение абстрактно рассуждать. Вначале связь между событиями у ребят может выглядеть очень сказочно: могут появиться инопланетяне, колобок или другие сказочные герои. Будет здорово, если от сказочных сюжетов они смогут перейти к более реалистичным. 

6. «Мозговой штурм» 

Этот метод генерации идей над заданную тему не нуждается в особом представлении. Но важно, чтобы на первоначальном этапе были выслушаны абсолютно все предложения, чтобы никакие идеи не блокировались.

Например, жила-была у мальчика черепаха, которая очень любила ползать по квартире и часто забиралась в такие места, где ее нельзя было найти, а сама она не могла выбраться. Как сделать так, чтобы мальчик всегда мог найти свою черепаху? 

—  Мальчик мог бы всегда оставлять кого-нибудь дома, чтобы следить за черепахой.

— Она могла бы жить в аквариуме.

— К ней можно привязать нитку, и, если она уползет в какой-то очень далекий угол, тогда зазвенит колокольчик.

— Сделать так, чтобы она не смогла никуда спрятаться.

Следующим этапом мозгового штурма является критическое осмысление предложенных идей: какую из них мы можем использовать в данной ситуации? Какие можно совместить? А какие точно не подойдут (и почему)?

7. Креатив-бой

Креатив-бой — это командная интеллектуальная игра, которая была разработана педагогами сообщества «Образование для новой эры» Анатолием Гином и Александром Кавтревым. Игрокам в ней предлагаются открытые исследовательские задачи, у которых нет единственно верного решения. 

Например, как изобразить радугу только простыми карандашами?

(Можно написать слово «радуга», можно просто нарисовать семь полукругов; можно на каждом из этих полукругов написать «красный», «оранжевый», «желтый» и т. д.).

Очень полезно давать задачи технического характера, чтобы решение можно было проверить здесь и сейчас (перенести в воду в решете или построить корабль из бумаги, который не утонет). Эта игра тренирует навыки работы в команде, системность мышления, креативность и умение конструктивно отстаивать свою позицию.

В игре участвует от трех до пяти человек. У команд есть пять-семь минут на обсуждение, затем капитан команды объявляет решение (для детей дошкольного возраста это довольно сложная задача, поэтому креатив-бой обычно проводится с детьми шести-семи лет; хорошо, если в каждой команде присутствует взрослый для того, чтобы записывать ответ). Оптимальное время проведения креатив-боя — 30-40 минут, за это время можно решить три-пять задач. Первая задача может быть разогрев очной и не учитываться. 

В креатив-бое оцениваются оригинальность, практичность и креативность решений. После игры ребята награждаются грамотами и дипломами, чтобы отметить каждую из команд в какой-либо номинации. 

А еще можно провести креатив-бой между детьми и родителями. Часто дошкольники предлагают более интересные и необычные решения, потому что мыслят не так стереотипно, как взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки».

Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки»....

Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.

Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам  квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников....

Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"

Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной  грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...

7 упражнений для развития soft skills у дошкольников

Понятие soft skills «молодеет» на глазах: если раньше его употребляли в основном специалисты по подбору кадров, то сейчас уже вовсю используют в школе и детском са...

«Игровые инструменты развития Soft Skills у дошкольников»

Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой стр...

Картотека дидактических игр, влияющих на развитие Soft skills у дошкольников

Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Дидактическая игра «Домики – считалки».Цель: развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры &l...

Консультация для родителей "Приемы, формы и методы работы по формированию навыков успеха Soft Skills у дошкольников"

Приемы, формы и методы работы по формированию навыков успеха Soft Skills у дошкольников...