«Игровые инструменты развития Soft Skills у дошкольников»
консультация
Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. К ним относится умение мыслить нестандартно, общаться, грамотно распределять время и другие навыки. Стоит отметить, что базовые навыки развиваются в течение всей жизни, но заложить их основу можно уже в раннем детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gibkie_navyki_doklad.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 «Дюймовочка»
Семинар
«Игровые инструменты развития
Soft Skills у дошкольников»
Подготовила: Липина Т.П.
2023 год
Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. К ним относится умение мыслить нестандартно, общаться, грамотно распределять время и другие навыки. Стоит отметить, что базовые навыки развиваются в течение всей жизни, но заложить их основу можно уже в раннем детстве.
Что такое soft skills и как определить, что действительно важно для ребенка
Предлагаю Вам выполнить простое упражнение. Возьмите лист бумаги и поразмышляйте:
- Какими вы хотите видеть детей вашей группы или своего ребенка в 25-30 лет? Самостоятельным, успешным, реализованным в разных сферах, умеющим строить дружеские и личные отношения …
2. А теперь подумайте, как вы можете уже сейчас начать развивать все эти качества, что написали на бумаге?
Мы, взрослые, понимаем важность жизненных навыков, но в суете повседневных проблем развитие этих навыков уходит на второй план.
А теперь подробнее расскажем о soft skills и упражнениях, которые помогут сформировать данные навыки.
Умение концентрироваться и внимательность
Это базовый навык, на котором строятся все остальные.
Сегодня вокруг нас очень много информации. Мы глотаем ее, не глядя. И дети повторяют за нами. Между тем, жизнь в постоянном информационном шуме вредит развитию ребенка.
Чтобы запоминать новое, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов.
Для развития этого навыка можно использовать самые разные упражнения, например, проводить минуты тишины (детям предлагают на минуту сосредоточиться на определенном предмете), искать в комнате предметы определенного цвета (формы), искать в тексте слова, которые начинаются на определенную букву и т.д.
Задание
Критическое мышление
Умение мыслить критически — еще один незаменимый навык, который помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать все на веру. Объясните ребенку, что мыслить критически означает подвергать сомнению, проверять информацию и задавать вопросы.
Пусть ребенок с раннего возраста тренируется задавать вопросы, обсуждать разные позиции и искать консенсус. На первых порах эти умения можно оттачивать внутри семьи – с близкими людьми. Почему это важно?
Собственное мнение не только помогает определить, что истина, а что нет, но и в долгосрочной перспективе дает шанс стать более интересным и счастливым человеком.
Еще один аспект умения критически мыслить — способность искать нужную информацию в информационном потоке. Расскажите ребенку, если он что-то услышал, в чем сомневается, пусть попросит родителей поискать информацию в энциклопедиях, книгах, интернет источниках. Поспрашивает людей и сформирует собственное мнение.
Логика
Умение логически мыслить и анализировать — важное качество, которое нужно развивать с самого раннего возраста. Именно развитая логика, способность работать с информацией и выявлять закономерности — то, что будут ценить работодатели в будущем.
Важно еще в дошкольном возрасте сформировать в ребенке эти качества. Что для этого можно сделать? Развить логику, играть в шахматы и с кубиком Рубика, разгадывать головоломки и судоку, учиться прогнозировать (например, чем закончится книга) и решать логические задачки. Детей постарше, которые уже хорошо читают и умеют считать, нужно знакомить с азами программирования.
Для малышей от 4 лет подойдут простые логические задачки, которые учат:
- искать общие признаки;
- знакомиться с понятием части и целого;
- определять взрослых животных и их малышей;
- решать, кто тяжелее;
- думать, кто/что быстрее;
- рассуждать: правда или вымысел;
- дополнять последовательности;
- поворачивать кубик и представлять его грань.
Задание
Пространственное мышление и воображение
Очень важный вид мышления, который стоит выделить отдельно. У малышей пространственное мышление развивается с помощью танцев и двигательной активности. Сначала у ребят формируется крупная моторика и позднее — мелкая.
Неспособность ориентироваться в пространстве — проблема многих детей. Как тренировать? Играйте с детьми в разнообразные пространственные игры — «найди предмет по инструкции» (по указаниям — «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (принеси предмет, он лежит — «на второй полке», «за», «перед», «около» и т.д.). Занимайтесь физкультурой и подвижными играми на улице и группе, например, с мячом.
Задание
Коммуникативные навыки и работа в команде
С общения начинается абсолютно все. Оно необходимо во всех сферах нашей жизни: от учебы до личной жизни. Именно поэтому развивать коммуникативные навыки очень важно с раннего возраста. Мы должны научить своих детей дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя в случае необходимости.
Умение дружить не дается от рождения — ему нужно учиться. В этом поможет самостоятельность, умение справляться с эмоциями и эмпатия.
Психологи утверждают: детям, в семьях которых теплые и доверительные отношения, легче заводить друзей и разрешать конфликты на детской площадке. Если же родители регулярно играют со своими детьми, те, скорее всего, будут с удовольствием играть со сверстниками.
Кроме того, очень важно научить ребенка принимать чужую точку зрения и аргументировать свою, работать в команде и находить общий язык с разными людьми. Этому тоже можно научиться через дружбу.
Задание
Умение мыслить творчески
Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, генерировать новое и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Именно поэтому творческие способности нужно развивать с детства.
В повседневной жизни абсолютно все — приготовление еды или, например, игры — может быть наполнено творчеством.
Существует множество способов, с помощью которых мы, взрослые, можем добавить искусство в жизнь. Самые очевидные из них — рисование, лепка, развитие речи, словотворчество, сочинение сказок и многое другое. Также вы можете развивать творческие способности с помощью научных экспериментов, целевых прогулок, ролевых игр.
При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно.
Скука — отличный повод для творчества. Постарайтесь не давить слишком сильно, заполняя свободное время ребенка.
Задание
Эмоциональный интеллект
Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия — то, чему взрослые должны научить детей. Без этого невозможна счастливая и психологически здоровая жизнь без депрессии, апатии и неврозов.
По мнению психолога Джона Готтмана эмоциональное воспитание — это то, как взрослые общаются с детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях.
Говорим о чувствах
Первое, чему мы должны научить детей, это обозначать свои эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает.
По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.
В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться.
Учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.
Не думайте, что эмоции пройдут сами собой, это заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, — гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств.
Не забывайте: негативные переживания проходят быстрее, если на них обращать внимание. Обсуждайте их с детьми, пытайтесь понять и осознать.
Мы говорили о гибких навыках.
А Навыки - это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я (ребенок) – член семьи» (Игровая среда ЛЕГО - как инструмент, позволяющий моделировать и исследовать такие важные понятия, как семья, дом, друзья, взаимоотношение людей).
Каждый ребенок – индивидуальность. Задача педагогов, воспитателей и родителей развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность. И современная наука не придумала нич...
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах
Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...
Игровая ситуация Склад инструментов
Игровая ситуация...
Применение игровых технологий в решении коррекционных задач при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами.
В данной методической разработке показано, как педагогами используются различные игровые технологии в решении коррекционных задач по знакомству детей старшего дошкольного возраста с ТНР с русски...
Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...
Презентация проекта "Формирование мягких навыков (soft skills) у старших дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и СОШ ("Soft skills" и "Точка роста")
Социальное партнерство приобретает огромное значение в процессе формирования мягких навыков у дошкольников или гибких компетенций у школьников. И если партнерство с центрами культуры, художественными ...
Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...