Среднесрочный проект по театрализованной деятельности в младшей группе (3-4 года) «В гостях у сказки».
проект (младшая группа)
Актуальность проекта.
В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно-потребностной сферы, способностей, преодоление эгоцентризма, формирование нравственных норм и правил поведения в сознании ребенка, произвольного поведения, эмоциональное развитие (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова). Сюжетно-ролевая игра, выделяемая исследователями, рассматривается как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «Зону ближайшего развития». Среди сюжетно-ролевых игр большинство педагогов и психологов отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть, поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Дети младшего дошкольного возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать.
Детская театрализация является в своем роде видом и досуговой, и образовательной деятельности, и потому может повысить уровень аспектов образовательной деятельности в области художественное творчество, удержать внимание детей младшего дошкольного возраста на более долгое время, а также принести им удовольствие, сделать процесс обучения увлекательным.
Дети четвертого года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша. В такой игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных и фольклорных произведений. Это рубежный вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на её результат через три этапа: восприятие, исполнение и творчество. Театрализованные игры в раннем возрасте так или иначе связаны с разыгрыванием сказок, как способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок «примеряет» на себя образ героя, тем самым решая свои переживания через поведение героя сказок.
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с разными видами театров помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. В детском саду используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Педагоги привлекают детей к участию в инсценировках, обсуждают с ними увиденное.
Детям младшего дошкольного возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей, выражая эмоциональные переживания. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Цель: создание условий для творческого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- знакомить детей с театрализованной деятельностью, с различными видами театров;
- развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей);
- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;
- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей;
- развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;
- формировать у детей чувство успешной самореализации;
- прививать культурно-эстетические нормы;
- создавать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Среднесрочный проект по театрализованной деятельности в младшей группе (3-4 года) «В гостях у сказки».
Актуальность проекта.
В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно-потребностной сферы, способностей, преодоление эгоцентризма, формирование нравственных норм и правил поведения в сознании ребенка, произвольного поведения, эмоциональное развитие (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова). Сюжетно-ролевая игра, выделяемая исследователями, рассматривается как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «Зону ближайшего развития». Среди сюжетно-ролевых игр большинство педагогов и психологов отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть, поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Дети младшего дошкольного возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать.
Детская театрализация является в своем роде видом и досуговой, и образовательной деятельности, и потому может повысить уровень аспектов образовательной деятельности в области художественное творчество, удержать внимание детей младшего дошкольного возраста на более долгое время, а также принести им удовольствие, сделать процесс обучения увлекательным.
Дети четвертого года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша. В такой игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных и фольклорных произведений. Это рубежный вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на её результат через три этапа: восприятие, исполнение и творчество. Театрализованные игры в раннем возрасте так или иначе связаны с разыгрыванием сказок, как способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок «примеряет» на себя образ героя, тем самым решая свои переживания через поведение героя сказок.
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с разными видами театров помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. В детском саду используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Педагоги привлекают детей к участию в инсценировках, обсуждают с ними увиденное.
Детям младшего дошкольного возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей, выражая эмоциональные переживания. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Цель: создание условий для творческого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- знакомить детей с театрализованной деятельностью, с различными видами театров;
- развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей);
- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;
- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей;
- развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;
- формировать у детей чувство успешной самореализации;
- прививать культурно-эстетические нормы;
- создавать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
Участники:
• дети младшй группы,
• воспитатели,
• родители.
Сроки реализации: 2 месяца.
Ожидаемые результаты: Постановка сказки «Мышка-норушка» с участием детей младшей группы.
В процессе реализации проекта дети познакомятся с новым видом деятельности – театрализованной. У детей повысится уровень эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности. Театрализованная деятельность явится мощным стимулом для творческого развития ребенка, она благотворно скажется на формировании навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам и действиям. Театрализованная деятельность поспособствует сплоченности детского коллектива, сокращению «дистанции» между взрослыми и детьми.
Этапы внедрения
1. Знакомство с театром.
Работа с детьми:
• знакомство с различными видами театров;
• просмотр видеоматериалов и презентаций, посвященных театру;
• беседы о культуре поведения в театре.
Воспитатели: подбор дидактических материалов по теме «Театр».
Работа с родителями:
• консультация «Дети и театр».
2. Знакомство с литературными источниками.
Работа с детьми:
• чтение сказок;
• обсуждение характеров героев/персонажей;
• мораль сказки (поучительный смысл);
• рисование героев сказки, лепка.
Воспитатели:
• работа над литературным источником (правка) в соответствии с программными требованиями развития дошкольников;
• изготовление макетов сказки;
Работа с родителями:
• беседа о значении театрализованной деятельности в развитии личности дошкольников;
• консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей средствами театральной деятельности».
3. Работа над спектаклем.
Работа с детьми:
• театрализация известных детям русских народных сказок («Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок»);
Воспитатели:
• подготовка (изготовление) декораций, атрибутов, костюмов;
• подбор театральных кукол, масок под различные сказки.
Работа с родителями:
• подготовка/изготовление декораций, атрибутов, костюмов;
• беседы о важности систематичности занятий с детьми.
4. Демонстрация результатов работы
Дети:
• сюжетно-ролевая игра «Театр»
• итоговое занятие с элементами театрализации сказки «Мышка-норушка».
Воспитатели:
• выставка детских работ «Дети и театр»;
• организационные вопросы, связанные с проведением занятия.
5. Анализ результатов работы
Воспитатели:
• поощрение детей участников спектакля
Работа с родителями:
• анкетирование родителей по результатам работы;
• сбор отзывов.
Приложение:
Конспект занятия с элементами театрализации
сказки «Мышка-норушка»
Воспитатель: Посмотрите на «лесную полянку». Полюбуйтесь, как красиво! Какие здесь красивые деревья цветочки, травка.
(Звучит медленная музыка).
Надевайте шапочки цветов и «познакомимся» друг с другом в цветочном хороводе. (Дети делают движения под пение взрослого.)
Разминка
Осенью цветочки
Во поле растут,
(Дети присели, подняли руки вверх, медленно поднимаются - «растут».)
Желтые и белые
Цветики цветут.
Ветерок качает
(Дети качают поднятыми вверх руками).
Тонкий стебелек,
Головой кивает
(Кивают головой.)
Нам с тобой цветок.
- Цветики, поздоровайтесь друг с другом!
(Дети по очереди кивают головками и называют себя именем цветка («ромашка», «василек» и др.).
- Мы познакомились друг с другом, а теперь пожелаем друг другу здоровья, хорошей погоды и т. д.
- Пока мы танцевали, к нам в гости прибежала Мышка-норушка (театральная кукла-перчатка). Она хочет с вами познакомиться и поиграть. А вы хотите поиграть с мышкой?
Мышка показывает детям норку, в которой она живет. Проводится инсценировка.
Инсценировка «Мышка-норушка»
Воспитатель: (показывает инсценировку).
Мышка-норушка в норке жила,
Песенки пела, пирожки пекла.
Мышка-норушка гостей звала,
Чаем угощала, приговаривала:
Гости дорогие, вот пирожок,
С творогом, с капустой, вот пирожок.
Кушайте, гости, еще пирожок,
С ягодой малинкой другой пирожок.
(Воспитатель побуждает детей выступить в роли гостей. Дети, участвуя в драматизации, выходят по одному вперед, здороваются с мышкой-норушкой, берут пирожок, называют свое имя. Затем дети выполняют движения в зависимости от содержания текста).
Воспитатель (действует от имени куклы).
Проходите, гости, ко мне во светлицу,
(Дети стоят стайкой.)
Вас угощу я отборной пшеницей.
(Мышка берет миску с зерном.)
Подставляйте пошире ладошки,
(Подставляют ладошки.)
Еще вам добавлю зерна понемножку.
(Мышка «сыплет» зерно.)
А это семечки вкусные, жареные.
(Мышка раздает детям семечки.)
Грызите, но не сорите, пожалуйста.
(Дети делают вид, будто грызут семечки.)
Мышка-норушка: До свиданья дети. Относитесь бережно к запасам, храните их в теплом амбаре.
- Вам понравилась осенняя полянка? Кого мы повстречали? Куда нас пригласила мышка? Что мы делали в гостях?
(Звучит музыка, имитирующая спокойное состояние природы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности в младшей группе «В гостях у сказки»
Проект по театрализованной деятельности в младшей группе....
Проект по театрализованной деятельности в младшей группе "Любим сказки"
Проект по театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....
Проект по театрализованной деятельности в младшей группе " в гостях у сказки".
Театрализованная деятельность широко применяется в младшем дошкольном возрасте, радует и обучает детей в игровой форме. Предлагаю вашему вниманию проект "В гостях у сказки"....
Проект по театрализованной деятельности в младшей группе по сказке "Снегурушка и лиса".
Данный проект рассчитан на работу с детьми 3-4 лет. Проект творческий, средней продолжительности. Материал включает в себя цели, задачи , планирование работы по реализации проекта....
Физкультурный досуг для второй младшей группы (3-4 года) “в гостях у сказки".
Физкультурный досуг для второй младшей группы (3-4 года) “в гостях у сказки".Задачи:Приобщать детей к народному творчеству;Закреплять знания о сказках;Доставить детям удовольствие от л...
Проект по театрализованной деятельности в младшей группе «В гостях у сказки»
Цель: Создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию ком...
Среднесрочный проект по театрализованной деятельности в средней группе (4-5 лет) «Играем в театр».
Актуальность проекта.В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно-потребностной сферы, способностей, преодоление эгоцентризм...