План самообразования воспитателя " Развитие речи детей раннего возраста через приобщение к истокам народной культуры"
методическая разработка (младшая группа)
Данный план разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, которые были выявлены в процессе работы с детьми раннего возраста.
Планирование направлено на овладение основными профессиональными компетенциями по вопросам речевого развития детей 2-3 лет посредством приобщения к русской народной культуре.
Самообразование буду осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством посещения вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Одуванчик»
План самообразования
«Речевое развитие детей раннего возраста
через приобщение к истокам русской народной культуры»
2023-2024 уч.год.
Разработала:
воспитатель Головина Юлия Юрьевна
Пояснительная записка
Данный план разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, которые были выявлены в процессе работы с детьми раннего возраста.
Планирование направлено на овладение основными профессиональными компетенциями по вопросам речевого развития детей 2-3 лет посредством приобщения к русской народной культуре.
Самообразование буду осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством посещения вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.
Срок реализации: 2023-2024 уч. год.
Основания для разработки планирования:
- Федеральный закон от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 N 31, от 08.11.2022 N 955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Одуванчик»
Актуальность темы по самообразованию
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является задача «овладения речью как средством общения и культуры» (Раздел II, п. 2.6.).
Развитие речи у детей раннего возраста имеет огромное значение не только для общения, но и для их позитивной социализации и адаптации в окружающем мире. Именно речь обеспечивает ребенку контакты с окружающими людьми, познавательное и социальное развитие.
Проблема
Однако у многих моих воспитанников возникает проблема в том, что у них недостаточно развита речь и речевая активность. Они не могут ответить на вопрос взрослого или повторить за ним фразу, сказать, что их беспокоит, чего они хотят. Дети испытывают трудности и в общении со сверстниками: не могут вступить в диалог, поддержать разговор, подобрать слова в соответствии с речевой ситуацией. У малышей не развита интонационная выразительность. Поэтому они используют только короткие фразы и выражения, которые не способствуют продуктивной игровой, познавательной и коммуникативной деятельности.
Для того, чтобы исправить ситуацию мне необходимо было найти такое средство для взаимодействия с детьми, которое бы активизировало общение воспитанников на уровне устной речи. Нужно было создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, а также оптимально использовать языковые возможности при взаимодействии с окружающими людьми.
Я считаю, что наиболее эффективно реализовать данные задачи возможно посредством русского народного фольклора: потешек, прибауток, хороводов, песенок, пестушек.
Народный фольклор имеет большие воспитательные и обучающие возможности. Посредством малых форм фольклора детей знакомят с окружающим социальным и природным миром, музыкой и движениями.
В процессе ознакомления и разучивания фольклорных произведений формируется звуковая культура речи, активизируется словарь, развивается диалогическое общение, основы творчества. Фольклор побуждает ребенка выражать свои мысли словами.
К тому же, любые детские фольклорные песенки или потешки полностью подходят по возрастным и психологическим особенностям детей раннего возраста, так как они:
- событийны (связаны с каким-либо событием, понятным ребенку);
- ритмичны (чередуются двигательная и речевая деятельность);
- процессуальны (в процессе ознакомления и разучивания формируются различные навыки и представления).
Именно поэтому при взаимодействии с воспитанниками я использую фольклор не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в различные режимные моменты: при умывании, кормлении, одевании, прогулке и др.
Для решения задач развития речи организую целенаправленную работу на основе устного народного творчества по следующим направлениям:
- профилактика и коррекция звукопроизношения;
- развитие мелкой моторики рук, используя при этом специальные игровые упражнения, пальчиковые игры, занятия по художественному труду, изобразительной и конструктивной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса в процессе всех видов детской деятельности;
- развитие диалогической речи воспитанников;
- создание в окружении ребенка речевой среды, понятной и доступной ему.
Учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своего профессионального развития.
Цель и задачи
Цель: | Совершенствование профессиональных компетенций в вопросах речевого развития детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры. |
Задачи: |
|
Предполагаемые результаты
Для детей: |
|
Для воспитателя: |
|
Для родителей: |
|
Направления деятельности по самообразованию и формы отчета
Направления | Формы отчета |
1. Изучение научной и методической литературы по теме. 2. Разработка учебно-методического комплекта для образовательной деятельности. 3. Разработка проектов по развитию речи. 4. Проведение вводной и итоговой диагностики. 5. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования. 6. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. 7. Взаимодействие с коллегами. 8. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования. |
|
План деятельности по теме самообразования
- Изучение методической литературы
Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки выполнения | Педагогический продукт | |
1. | Выбрать и изучить методические пособия по речевому развитию детей раннего возраста |
| Сентябрь-октябрь 2023 | Выбраны методические пособия для работы по теме самообразования |
2. | Выбрать из пособий фольклорный материал для игровых занятий и развлечений |
| Сентябрь-октябрь 2023 | Конспекты фольклорных игр-занятий, Сценарии развлечений и различных мероприятий. |
3. | Составить картотеки различных игр на основе фольклора, используя пособия: |
| Ноябрь 2023 - март 2024 | Картотеки игр на основе фольклорных текстов |
| ||||
1. | Пройти обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме; - обучение на онлайн-вебинарах, - изучение опыта других педагогов по вопросам развития речи у детей раннего возраста на основе русского народного фольклора | В течение 2023-2024 учебного года | Свидетельство о прохождении курсов. Дипломы и сертификаты об обучении на семинарах и вебинарах. |
2. | Разработка учебно-методического комплекта | Учебно-методический комплект:
| В течение 2023-2024 учебного года | Учебно-методический комплект |
3. | Проектирование деятельности | Разработать проекты по речевому развитию детей на основе устного народного творчества: - «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», - «Любимые потешки наших малышей». | Февраль 2024; Апрель 2024 | Разработаны и проведены проекты на основе фольклора. |
4. | Обогатить развивающую предметно-пространственную среду
| 1. Оформить развивающий игровой центр «Фольклорный уголок». 2. Обогатить уголок оборудованием, пособиями и атрибутами для игр на основе фольклора. 3. Разнообразить РППС группы различными видами игрушек: - дидактическими игрушками (матрешки, пирамидки, вкладыши, кубики и др.); - сюжетными и образными (куклы, фигурки животных и т.д.); - звучащими и музыкальными (бубны, ксилофоны и др.); - игрушками-самоделками (из природного и бросового материала); - игрушками-забавами (смешные фигурки зверей, животных, человечков). 4. Внести элементы костюмов к играм-драматизациям на основе фольклора. 6. Подобрать специальные книги, альбомы, демонстрационный материал. | Сентябрь – декабрь 2023 В течение 2023-2024 учебного года | Оформлен игровой центр «Фольклорный уголок». В группе находятся разнообразные виды детских игрушек, пособия и атрибуты для игр на основе произведений устного народного творчества. |
| ||||
1. | Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду |
| Постоянно | Создана психологически безопасная и комфортная для ребенка образовательная среда. |
2. | Мониторинг деятельности |
| Октябрь 2023, Май 2024 | Результаты диагностики. Аналитическая справка по результатам диагностики. |
3. | Направления взаимодействия с детьми на основе устного народного творчества |
| В течение 2023-2024 учебного года | Материалы учебно-методического комплекта |
4. | Методы взаимодействия с детьми | Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, толкование (разъяснение понятия), поручение, вопросы к детям, проговаривание потешек, прибауток. Наглядные методы: иллюстрирование, демонстрация, показ. Методы практического обучения: Упражнения: двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и сенсорные. Приучение. Пояснение и показ в ходе игры или какой-либо деятельности. Методы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация; игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество; групповые мероприятия, предусматривающие совместное участие родителей и детей. | В течение 2023-2024 учебного года | Организовано методически грамотное взаимодействие с детьми. |
5. | Применяемые технологии |
- дидактические, пальчиковые, сюжетные игры; - игры в кукольный театр: пальчиковый, бибабо, настольный, театр на фланелеграфе; - игры-драматизации: инсценирование потешек, детских песен, сказок. 3. Проектные технологии. Разработка проектов по речевому развитию детей на основе фольклора: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «Любимые потешки наших малышей». 4. Технология «Лэпбук». При помощи этой технологии обеспечивается игровая, познавательная и, самое главное, речевая активность детей. | В течение 2023-2024 учебного года | Применены различные педагогические технологии |
| ||||
1 | Разработка консультаций и рекомендаций для родителей |
| Ноябрь 2023 Январь 2024 Апрель 2024 | Тексты консультаций |
2 | Разработка буклетов папок-передвижек: |
| Декабрь 2023, Февраль 2043 Апрель 2024 | Буклеты и папки-передвижки |
3 | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования |
- открытое игровое занятие «Фольклор для малышей»; - развлечение «Осенины с матрёшкой»; - мастер-класс «Методы обогащения словаря ребенка в процессе приобщения к устному народному творчеству».
3. Создать электронную библиотеку для родителей по вопросам речевого развития детей раннего возраста. | В течение года, по плану работы с родителями | Сценарии и конспекты игр и досуговых мероприятий с участием родителей. Электронная библиотека для родителей. |
| ||||
1 | Взаимодействие с педагогами |
- открытый показ «Активизация речевой деятельности детей на основе фольклора в процессе режимных моментов» (совместно с младшим воспитателем); - развлечение «Чики-чики-чикалочки!» (совместно с музыкальным руководителем). 2. Провести мастер-класс «Изготовление дидактических игр по речевому развитию дошкольников». | В течение года, по плану работы с коллегами | Сценарии мероприятий. Сценарий мастер-класса. |
| ||||
1 | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования |
- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. 4. Представление опыта работы в форме: - презентации «Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры»; - выступления «Организация речевой предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»; - публикации «Малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста», - оформления методической папки «Формы и методы развития речи детей раннего возраста на основе произведений народного творчества». | Апрель – май 2024 | Отчет по теме самообразования. Аналитическая справка по мониторингу речевого развития. Презентация. Текст выступления. Публикация. Методическая папка. |
- Литература
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Ветрова В. Во что играть с ребенком до трёх лет. - М: Сфера, 2009.
- Гербова В.В. Развитие речи у детей 2-4 лет. Учебно-наглядное пособие. – М.: Владос, 2017.
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей. - М.: Сфера, 2010.
- Касаткина Е.И. Дидактические игры для детей раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Цветной мир, 2018.
- Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста. – М.: Цветной мир, 2018.
- Лепская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М.: РГГУ, 2013.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
- Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика Синтез, 2010.
- Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления, - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
- Романович О.А., Стефанова Н.Л., Селищева Т.В. Дидактические игры для дошкольника. «Я и мои игрушки». Игры-занятия для сопровожд. – Волгоград, Учитель, 2017.
- Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. – М.: АСТ, 2009.
- Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Сиетез, 2010.
- Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2012.
- Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить. – М.: Эксмодетство, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/16/picture-1044111-1645036915.jpg)
Педагогический проект «Воспитание этнографической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры »
АктуальностьОбращение государства на современном этапе развития общества к нравственным и духовным истокам России и возрождению культурного наследия, к своей истории, к воспитанию гражданина с дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-794579-1675723834.jpg)
План самообразования:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
План по самообразованию:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»...
Отчет по самообразованию «Проектная деятельность в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре» за 2019-2020 учебный год https://cloud.mail.ru/public/wLfi/QiD1vQAk8
https://cloud.mail.ru/public/wLfi/QiD1vQAk8...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/16/picture-1347006-1631792801.jpg)
План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».
Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность...
Развитие речи детей раннего возраста через знакомство с русской народной сказкой.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, учат детей передавать свое настроение с помощью мимикой лица, эмоций,жестов,учат детей добру. Быть дружными, работать в команде. Поэтому для реш...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-1143444-1614438315.jpg)
План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность». 2022-2023г.
laquo;Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность» ...
Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры»
В консультации говорится о важности развития речи ребёнка дошкольного возраста .Одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста является приобщение их к истокам русской народной...