План самообразования:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
методическая разработка (младшая группа)
План по самообразованию:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovani1.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Цель:
повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей младшего возраста.
Задачи:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- повысить компетентность родителей по данной теме, подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформировать сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформировать представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста..
- Заинтересовать родителей актуальностью сенсорного развития детей.
- Повысить уровень знаний по сенсорному развитию. Научить создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы , анализа исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации была разработана подборка дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.)
Отчет по самообразованию за 2018-2019 учебный год по теме:
Именно использование дидактической игры помогло повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
Список использованной литературы:
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2014.
- Петрова И.В., Лиханова Т.И. «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
14. Венгер В.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» 1998
15. Громова И «Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук» 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
план по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры" воспитателя Ворониной Юлии Владимировны...
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте вы...
План По самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)- образовани...
Самообразование. Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры.
Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»...
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» на 2022 – 2023 г.
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорногоразвития ...
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Цель: Повышение теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»....