Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
статья

Светлана Викторовна Гришина

На сегодняшний день нравственно-патриотическое воспитание является важной составляющей каждого дошкольного учреждения. Нравственные качества могут формировать родители, а в детском саду этим занимается в первую очередь педагог. Воспитатель может направлять семью в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника, а также создавать необходимую для этого развивающую предметно-пространственную среду. Очевидным является и необходимость развития и усиления воспитывающей среды детского сада для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_2.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

На сегодняшний день нравственно-патриотическое воспитание является важной составляющей каждого дошкольного учреждения. Нравственные качества могут формировать родители, а в детском саду этим занимается в первую очередь педагог. Воспитатель может направлять семью в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника, а также создавать необходимую для этого развивающую предметно-пространственную среду. Очевидным является и необходимость развития и усиления воспитывающей среды детского сада для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Если не заниматься нравственно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения, то возникнет опасность разрушения социального уклада и угроза для ценностно-ориентационного единства государства. Именно поэтому в нашей группе постоянно происходит совершенствование и пополнение воспитывающей среды способствующей воспитанию необходимых качеств у дошкольников.

Ключевые слова: воспитание, среда, педагог, семья.

В эпоху стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности людей вопросы обновления воспитывающей среды, воспитательного компонента содержания образования как способности системы образования обеспечить достижение целей личности, общества и государства заслуживают особого внимания.

Воспитание в ДОУ строится как органическая система, в которой каждый элемент является составной частью более широкого целого. Ключевыми элементами системы являются: уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие.

Для обеспечения воспитательных эффектов, пусть и отсроченных по времени, в ДОУ необходимо использовать следующие возможности воспитывающей среды:

- факторы, которые влияют на становление и развитие ребенка, его социально-психологические качества, которые весьма разнообразны (семья, ДОУ, дружеские группы, средства массовой информации и др.);

- возрастные и индивидуальные особенности детей. Внешние проявления ценностей, ценностных ориентаций и качеств личности каждого ребенка будут, естественно, различными. Очевидно, что необходимы и разные методы воспитания, учитывающие индивидуальные особенности развития воспитанников группы;

- воспитательная деятельность должна быть основана на системном подходе, включающем все ключевые компоненты воспитательной системы в целостности ее структуры, процессов (явлений) и результатов.

Общество всегда волновал вопрос воспитания и развития человека. Особенно в современном мире часто встречается жестокость среди людей и поэтому вопрос воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста становится наиболее актуальным. В дошкольном учреждении в первую очередь воспитатель может повлиять на воспитание и развитие ребенка и уделить этой проблеме важную роль.  Поэтому решая вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста, педагог должен ориентироваться на нравственные качества каждого воспитанника и помочь установить свои ценностные ориентиры жизнедеятельности.

Для успешного развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста необходимо постоянное совершенствование воспитывающей среды, для этого необходим современный педагог - воспитатель:

- педагог: заботится о воспитательном компоненте совместной и самостоятельной деятельности, каждого занятия, каждого режимного момента в распорядке дня;

- психолог – знает психологические особенности воспитанников, содержание их духовного мира;

- аналитик – грамотно анализирует свою деятельность, деятельность субъектов воспитания в реализации принципов, целей и задач воспитания;

- стратег – заботится о развитии воспитательной среды, определяет стратегические направления воспитательной деятельности, решающие те или иные возникающие проблемы;

- воспитатель, заинтересованный участник детско-взрослой общности, вводит в контекст духовно-нравственных ценностей;

- воспитатель-партнер родителей – просвещает, образовывает родителей в актуальных вопросах воспитания детей;

- управленец – организует субъектов воспитания на формирование, становление и развитие воспитательной среды, на разработку программ и проектов, способствующих развитию воспитанников на каждой возрастной ступеньке.

Главным средством нравственно-патриотического воспитания дошкольника является развивающая предметно-пространственная среда. Грамотно построенная среда в группе помогает детям понимать и оценивать чувства и поступки людей, получить новые знания, найти любимое занятие, научиться взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Для этого в нашей группе оформлен центр нравственного и патриотического воспитания который педагоги меняют и дополняют в соответствии с тематической событийностью периода. Так, например, при освоении детьми тематики «Каждый мальчик хочет стать солдатом» мы оформляем выставку книг и игр военной тематики, готовим атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр (военные накидки, головные уборы, погоны, ремни и форма, макет с импровизацией военных действий, небо с самолётами, море с кораблями).

В группе создан мини-музей «Русская изба», где размещены макет русской печи, деревянная посуда с различными видами росписи, костюмы русского народа, люлька с набором постели в народном стиле, утюги, ухват, кочерга, чугунки, прялка, сундук, коромысло и многое другое. В мини-музей к нам приходят дети со всего детского сада. Здесь они узнают о культуре и быте русского народа. Часто проводим мастер-классы и занятия, где дети учатся создавать различных кукол, шить и вышивать, расписывать тарелки под гжель, досточки  и ложки под хохлому, а также вазы в разных стилях декоративно-прикладного искусства.  

На утреннем и вечернем круге обсуждаем темы: «Как прошли выходные?» «Кому нужно помогать на улице и дома?», «Какие произведения российских писателей ты услышал?», «Какие праздники отмечает русский народ?», «Какие достопримечательности родного города мы знаем?» и многое другое. Такие беседы формируют у детей чувство сострадания, привязанность к семье, любовь к родному городу и русской литературе.

На различные мероприятия и праздники приглашаем гостей различных общественных патриотических организаций для того чтобы дети познакомились с жизнью и трудом людей во времена Великой Отечественной Войны. Такие душевные встречи всегда производят на детей и взрослых неизгладимое впечатление и большой эмоциональный отклик.

Большой вклад в развитии предметно-пространственной среды вносят родители. Они помогают изготавливать атрибуты для игр, шьют костюмы, создают различные альбомы, участвуют в мероприятиях и конкурсах совместно с детьми. Для родителей мы проводим консультации, беседы и мастер-классы по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

При организации и развитии воспитывающей среды группы мы стараемся соблюдать следующие принципы в соответствии с ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, доступность, безопасность, содержательность и полифункциональность.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является неотъемлемым средством воспитания и формирования нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 479-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454050/ (дата обращения: 23.10.2023).

2. О направлении примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования: письмо Минпросвещения России от 16.07.2021 № АЗ-288/06 [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-16.07.2021-N-AZ-288_06/ (дата обращения: 23.10.2023).

3. Науменко Т. М., Савенко И. В., Чувылкина О. В. Предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников // Актуальные исследования. 2021. №48 (75). Ч.II.  С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/3314-predmetno-prostranstvennaya-sreda-kak-sredstv


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Большая и малая Родина»

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям, к семье, людям, окружающим ребенка в первые годы жизни, к малой и...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....