Опыт работы «Наблюдение как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск
Костромской области «Детский сад № 2 Солнышко»
Опыт работы
«Наблюдение как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Воспитатель Попова Елена Вадимовна
2024 г.
Рецензия
на опыт работы воспитателя
МБДОУ общеразвивающего вида городского округа
город Волгореченск Костромской области
«Детский сад № 2 «Солнышко»
Поповой Елены Вадимовны
Тема: «Наблюдение как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
Проблема экологического воспитания и образования детей чрезвычайно актуальна в настоящее время. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет познавательное развитие одним из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста.
Тема опыта раскрыта достаточно полно и глубоко. Елена Вадимовна дает обоснование выбранного в работе направления.
Целью работы Елены Вадимовны является - через наблюдение объектов и явлений живой и неживой природы развивать познавательную активность детей дошкольного возраста.
Для реализации этой цели верно выбраны задачи. Продуманы условия и создана система работы с детьми, педагогами, родителями. Описаны принципы, формы, методы и приемы работы.
В опыте подробно представлены различные формы работы с детьми, педагогами и родителями.
В опыте широко продемонстрирована развивающая среда ДОО. Елена Вадимовна, описывая опыт работы, представила и практические материалы:
-Конспекты НООД
-Конспект прогулки
- Исследовательский проект
-Консультации для родителей и педагогов
Опыт работы был представлен на уровне образовательной организации и размещён в социальной сети работников образования «Наша сеть».
Старший воспитатель: Скрябина М.П.
Введение.
«Человек стал человеком, когда услышал
шёпот листьев и песни кузнечика, журчание
весеннего ручья и звон серебряных
колокольчиков жаворонка в бездонном
летнем небе, шорох снежинок и завывание
вьюги за окном, ласковый плеск волны
и торжественную тишину ночи»
В.А.Сухомлинский
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребёнка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь образовательный процесс - в повседневной жизни и во время непосредственной организованной образовательной деятельности.
Актуальность
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития детей определяется познавательное развитие (пункт 2.6 ФГОС ДО). Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы.
Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО, содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей, прежде всего в форме «игры, познавательной и исследовательской деятельности».
В пункте 2.7 ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность определена как сквозной механизм развития ребёнка, наряду с игрой и общением. Таким образом, познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков, а определяется как процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.
Познавательная деятельность, в соответствии с пунктом 1.2, 1.4 ФГОС ДО, осуществляется в различных формах работы с детьми: экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание и т.д.
Согласно ФОП ДОО решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено, в частности, на приобщение детей к ценности «Природа», что предполагает: воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
«Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»
И. В. Гете
Теоретическое обоснование.
Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
И.Г. Песталоцци отмечал, что природа – это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». «Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы» - писал великий педагог.
Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.
Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, то есть элементарно объяснять наблюдаемое, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Наблюдение – сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно- образная форма мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развивает познавательную активность.
Цель моей работы:
Через наблюдение объектов и явлений живой и неживой природы развивать познавательную активность детей дошкольного возраста.
Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом знания, как показали научные исследования отечественных педагогов: Кондратьевой Н.Н., Логиновой В.И., Николаевой С.Н., Саморуковой П.Г., приобретают качество системности.
Тем самым возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Для реализации этой цели я определила следующие задачи:
Образовательные
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка, использовать наблюдения, как способ познания;
- Помочь детям овладеть всеми способами сенсорного анализа, учить сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам;
- Помочь детям осознать характерные и существенные признаки, частные и общие связи, используя разные модели;
Развивающие
- Развивать познавательный интерес к миру природы.
- Развивать психические процессы;
Воспитательные
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы.
- Воспитывать экологическую культуру и сознание;
- Воспитывать трудолюбие и отзывчивость в заботе о живых объектах природы.
Решение этих задач невозможно без соблюдения следующих принципов:
1. Принцип научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Стараюсь в доступной форме раскрыть идею единства и взаимосвязи живого и неживого, взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющуюся и в конкретных формах приспособления живых существ к ее условиям.
2. Принцип последовательности и системности предполагает логический порядок изучения материала в определенной последовательности, чтобы новые знания опирались на ранее полученные, с последующим усложнением.
3. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объем учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и соотнесением содержания учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
4. Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.
5. Принцип индивидуализации дифференцированного подхода.
Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности – одни быстро находят ответы, другим нужно подумать. Знания даются детям с учетом индивидуального подхода.
6. Принцип воспитывающего обучения.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Воспитание доброты, человечности, эмоциональной отзывчивости, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, и потомкам, которым, нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни – все эти качества следует формировать у детей как можно раньше.
Условия.
Для достижения цели в детском саду созданы необходимые условия: предметно – развивающая среда, художественная и методическая литература, взаимодействие с родителями, совершенствование самообразования.
Важным условием является построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении. По территории детского сада проходит маршрут экологической тропы. Здесь находятся деревья различных пород: клен дает густую тень, ясень интересен формой семян, липа прекрасна своим ароматом в разгар лета, рябина красиво цветет и расцвечивает листья, тополь быстро растет и хорошо защищает от пыли, черемуха замечательно пахнет и выделяет фитонциды, белоствольная березка очень красива, боярышник привлекает своими резными листьями, величавый дуб красив во все времена года, украшением территории детского сада являются сосны и ели, а высокие кустарники создают нижний защитный ярус. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров по всей территории. Так же на территории детского сада имеется огород; посажены фруктовые деревья: яблоня, вишня, слива, ягодные кусты; разбиты цветники и клумбы. Ежегодно мы с детьми выращиваем цветочную рассаду, которую высаживаем на клумбах, альпийской горке. (Приложение, фото 1-7)
Для наблюдений за погодой на территории создана метеорологическая площадка. (Приложение, фото 8-15)
В детском саду создан экологический центр, в котором имеются различные виды растений: светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые; животные: кролик, попугай, аквариумные рыбки. Всё это создаёт хорошие условия для организации наблюдений детей за живыми объектами природы. Большой интерес имеет для детей наблюдение и уход за животным. (Приложение, фото 16-18)
Украшает нашу группу хорошо оборудованный уголок природы, который доставляет детям удовольствие, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями.
В уголке природы дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их название, характерные особенности. Узнают, что растения – живые существа, у них есть свои потребности и им необходимы определенные условия: питательная почва, вода, свет, тепло, воздух. У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают объекты уголка природы, охотно участвуют в коллективных наблюдениях, задают вопросы, слушают рассказы воспитателя.
В группе имеется:
- календарь погоды;
- схемы: экосистем (лес, луг, водоем), различных сред обитания животных (наземная, воздушная, водная), фаз жизненного цикла растений, животных, способов ухода за растениями;
- модели: «Насекомые», «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Части растения»
- природоохранительные и запрещающие знаки;
- альбомы «Комнатные растения», «Уголок природы», «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелетные птицы» и др., набор игрушек «Насекомые», «Дикие и домашние животные», «Мы и природа», «Мое любимое животное»;
- материалы для ухода за растениями, природный материал;
- выставки овощей, фруктов, поделок из природного материала;
- огород на подоконнике: выращивание лука, гороха, цветочной рассады;
- посадочный материал;
- материал для опытно - исследовательской деятельности, картотека опытов, песочные часы, карточки - схемы для фиксации опытов
- художественная и энциклопедическая литература о природе;
- различные коллекции: шишек, ракушек, коры деревьев, камней и минералов, бумаги и картона и др.
- дидактические игры. (Приложение, фото 19-27)
Активное участие по созданию развивающей среды в группе принимают родители. Многие из них помогали «озеленять» группу, обустраивать аквариум. При активном взаимодействии с родителями мы смогли пополнить экологическую тропу такими деревьями как дуб и сосна. (Приложение, фото 28-31)
Дети рассказывают родителям, как правильно называется то или иное растение, как нужно ухаживать за рыбками, попугаем. Я считаю это очень важным воспитательным моментом в общении родителей с детьми.
Для родителей я оформила папку-передвижку «Это интересно», провела консультации «Комнатные растения дома», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», анкетирование родителей «Растения в вашем доме».
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников наблюдение занимает ведущее место. Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей органической связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения:
1 этап - подготовительный.
Цель его - вызывать у детей интерес к объекту наблюдения.
В ходе этого этапа указываю цель и задачи наблюдения и даю задания к предстоящему наблюдению. Вызвать интерес можно различными приемами:
А) использование личного опыта детей;
Б) краткая беседа;
В) чтение литературного произведения;
Г) рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов, рисунков.
2 этап - начало наблюдений
Цель его - направить произвольное внимание ребенка и сосредоточить его на наблюдаемом объекте, поддержать интерес к нему.
На данном этапе использую прием сюрпризности, загадочности, неожиданности; игры - поручения; "Угадайки"; чтение литературного произведения; словесные игры; речевые логические загадки.
3 этап - основной.
Цель: последовательное рассматривание (обследование) объекта и осмысление воспринятого.
Рекомендуется использовать на данном этапе приемы фантазирования: оживление, своеобразен прием эмпатии (умение себя поставить на место другого, сочувствие, сопереживание).
В ходе наблюдений задаю вопросы, предлагаю внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнивать их между собой, показываю взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаю точным объяснением того, что видят дети в данный момент, потому как детям впоследствии будет легче применять на практике полученные знания, так как у них останутся конкретные и яркие представления об объекте.
4 этап - заключительный.
Цель - подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний об объектах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались. При подведении итогов необходимо отмечать то новое, что узнали дети, а не перечислять уже ранее названные признаки. Закончить наблюдение можно чтением художественного слова (загадки, потешки, стихотворения; пением песенки (если позволяют сезонные условия), хороводами, подвижными играми, дидактическими заданиями.)
К наблюдениям необходимо заранее подготовиться - выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.
Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:
- определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;
- выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;
- подготовка объекта к наблюдению.
- подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.
- необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.
Классификация наблюдений.
Можно классифицировать по разным принципам.
1. Виды наблюдений:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю).
- длительные наблюдения (для детей среднего и старшего возраста - направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года).
- обобщающие наблюдения (более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы).
2. По месту проведения:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей:
- Индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—8детей);
- коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
6. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
7. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
Процесс познания происходит только, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины. Это и парк около детского сада, и полянка, и живописная территория самого дошкольного учреждения. Всё это первые шаги к внедрению экологических проектов.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно - исследовательской деятельности.
Я считаю, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Наблюдение как наглядный метод обучения осуществляется в комплексе с другими методами обучения.
Словесный метод обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить намеченную задачу, раскрыть содержание и структуру задания. Для успешного достижения поставленной цели следует продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задать вопросы, предложить обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. В. А. Сухомлинский говорил:
«В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами; слушая о путешествии капли воды, он рисует в своем представлении и серебристые волны утреннего тумана, и темную тучу, и раскаты грома, и весенний дождь».
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились.
Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления.
Художественная литература помогает отыскать ответы на многие вопросы, глубже всмотреться в окружающий мир.
Многие книги о природе для детей написаны учеными – биологами, их содержание научно достоверно, позволяет детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического понимания. В своей работе я использую художественные произведения: А.С. Пушкина, А. Майкова, Н. Некрасова, М. Пришвина, В. Зотова, Г. Скребицкого, Л. Толстого, В. Бианки, В. Чарушина, К. Ушинского, Н. Сладкова, а также произведения устного народного творчества.
Практический метод позволяет закрепить на практике знания, умения и навыки, способствует созданию представлений детей, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Для того чтобы знания о природе были осознанными в своей работе использую экспериментирование, так как данный метод дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
У детей в процессе опытов формируется познавательный интерес к природе, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность. (Приложение, фото 32-35)
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Например, чтобы удалить пыль с растений, с использованием моделей по трудовому обучению, я обратила внимание на характер поверхности листьев, их величину, прочность. Во время обследования внесла сенсорную модель, в которой выставлены карточки, моделирующие признаки растения (гладкость, шероховатость), обсудили орудие труда при уходе за данным растением, последовательность работы, обосновали данный уход.
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми, основными являются: занятия, экскурсии, совместная деятельность.
Во время занятий побуждаю детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, обращаюсь к детям за помощью, нацеливаю на рассуждение, предположение.
Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение различных объектов и явлений природы в естественных условиях. В. А. Сухомлинский говорил:
«Чтобы воспитать любовь к природе, нужно к ней прикоснуться».
На экскурсии существует уникальная возможность познакомить детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к природе.
Чтобы накопить у детей представления о явлениях природы, которые протекают длительное время, я использую прогулки. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают прочувствовать ее красоту. (Приложение, фото 36-41)
Наблюдая за природой, дети учатся подмечать ее особенности. Наблюдения организую в разных формах: фронтально, с подгруппой (в уголке природы), с отдельными детьми.
Во время наблюдения, я использую разные приемы:
- фиксация результатов в дневниках наблюдений;
- закрепление знаний в продуктивных видах деятельности (рисовании, аппликации, лепке),
- коррекционная гимнастика: имитация явлений природы, звуков, движений животного.
(Приложение, фото 42-47)
Особое место в жизни дошкольника занимает игра – ведущая деятельность в этом возрасте, поэтому игра и игровые приемы являются неотъемлемой частью занятий.
Чтобы доставить детям радость, внести положительный настрой, стараюсь ежедневно разнообразить прогулки интересной игрой. Очень любят дети разнообразные подвижные игры с природоведческим характером, игры перевоплощения: «Медведи и пчелы», «Паук и бабочки», «Щука и караси», «Лиса в курятнике», «Гуси – лебеди» и т. д.
Большую помощь в развитии психических процессов, в формировании экологического сознания и экологической культуры детей оказывают дидактические игры. Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Любят дети и творческие игры, связанные с природой: песок, снег, глина, камешки. В них дети отражают впечатления, полученные в процессе знаний и повседневной жизни.
Для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков используется труд на участке, который организуется в форме индивидуальных поручений и коллективного труда: уборка участка во все времена года. (Приложение, фото 48-54)
Составной частью экологического воспитания является выполнение трудовых поручений в уголке природы, где постоянно «живут» комнатные растения и животные. Благодаря этому, я стараюсь не только формировать навыки ухода за животными, растениями и воспитать чувство ответственности за них. Задаю вопрос: «От кого зависит жизнь комнатных растений и животных? Почему?»
Моя цель не только научить детей наблюдать за явлениями природы, любоваться сезонными изменениями, но и воспитывать бережное отношение ко всему живому, быть не равнодушными проходя мимо дождевого червя, ползающего в воде, потому что его домик залит водой после дождя, вызвать сострадание, желание спасти.
Не наступить на муравья, спешившего к своей семье и, не повредить его домика – муравейника, огородив его.
Пожалеть птиц зимой, смастерив с папами кормушку для них, порадоваться прилетевшим к кормушке птицам. Утеплить корни деревьев и кустов снегом.
Воспитать у детей бережное отношение к природе нам помогает такая форма работы как социально-значимые акции. Дети вместе с родителями активно участвуют в акциях: «Встречаем птиц», «Каждой пичужке – кормушка», «Городу- зелёный наряд», «Батарейки, сдавайтесь!», «Сдай макулатуру – спаси дерево! (Приложение, фото 56-71)
Чтобы выявить знания детей в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности, я использовала в своей работе диагностику, которая помогла определить эффективность моей работы. По результатам диагностики мы можем видеть динамику освоения детьми экологической культуры.
Перспектива.
В дальнейшем я буду продолжать работать по данной теме.
Разработать картотеку наблюдений за погодой с использованием оборудования на метеорологической площадке.
Библиография
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
- «Детство»: примерная образовательная программа дошкольного образования, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», С - П., «Детство-пресс», 2001 г.
- Воронкевич О.А. «Детские экологические проекты», С – П., «Детство-пресс», 2014 г.
- Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», М., «Вако», 2005 г.
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», М., «Просвещение», 1981 г.
- Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Москва, АРКТИ, 1999 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание»
- Журнал «Обруч»
- Козлова С.А. «Мой мир», М., «Линка-пресс», 2000 г.
- Кондратьева Н.Н. «Программа экологического образования детей», С – П., «Детство-пресс», 2000 г.
- Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. «Мир природы и ребёнок», С – П., «Детство-пресс», 2000 г.
- Молодова Л.П. «Экологические праздники в детском саду», Минск «Аскар», 2001 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников», «Новая школа», 1995 г.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., «Мозаика-Синтез», 1999 г.
- Николаева С.Н. «Юный эколог»: программа и условия её реализации в детском саду», М., «Мозаика-Синтез», 2000 г.
- Прохорова Л.Н. «Экологическое воспитание дошкольников», М., АРКТИ, 2003 г.
- Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования», С -П., «Детство-пресс», 2014 г.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу», М., «Просвещение», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...
«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, наблюдать.В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрыв...
Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуетс...
План работы по самообразованию. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...