Образовательный проект "Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)
Практический материал по реализации проекта с детьми подготовительного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazkoterapiya.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Составители:
Зырянова И.А., Семенова А.А.
2019-2020 г.
МБДОУ д/с № 23
Информационная карта проекта
Наименование проекта | «Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ЗПР» |
Вид проекта | Творческий, ролево-игровой, комплексный |
Основание для разработки проекта |
программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. ВАсильевой |
Цель проекта | Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии. |
Задачи проекта |
|
Описание проекта | В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ. Проект содержит перспективные планы работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ; конспекты занятий, творческие игры и задания. Для эффективной реализации проекта необходимы условия, которые представлены как ресурсное обеспечение проекта. |
Сроки реализации | 1год (с сентября 2019г. - май 2020г.). |
Этапы реализации проекта | I этап (подготовительный): Диагностика детей, составление плана работы, подготовка практического материала; II этап (основной): Проведение занятий, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра, проведение совместных мероприятий с родителями; III этап (заключительный): Показательное выступление - лучшая фитбол - сказка, придуманная детьми и родителями по конкурсу «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года с целью отслеживания результата работы |
Порядок управления реализации проекта | Управление реализацией проекта осуществляется специалистами дошкольного учреждения в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОУ. |
Участники проекта | Дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ |
Ожидаемые результаты |
|
Краткая аннотация проекта
В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, а также эффективные формы обучения детей дошкольного возраста, направленные на активизацию творческого потенциала личности ребенка, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.
Актуальность
Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно даже сказать в плотную идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей психолога ДОУ в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов). Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказами).
Цель проекта – развитие творческих способностей детей ОВЗ дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
- формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
- развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
- развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
- совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей
Воспитательные:
- воспитание интереса к сказкам;
- воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Ожидаемые результаты
- формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
- развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
- выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
- формирование устойчивого интереса к сказкам;
- повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Исполнители проекта и основные участники:
В данном проекте примут участие дети дошкольного возраста с ОВЗ, их родители, воспитатели и специалисты ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.
Формы подведения итогов реализации проекта:
- Показательное выступление - лучшая фитбол - сказка, придуманная детьми и родителями по конкурсу «Семейное словотворчество»
- Диагностика на начало и конец года (приложение 1).
Сроки и этапы реализации проекта:
Раздел | Формы работы | Выход |
1.Подготовительный | Диагностика детей, составле-ниеплана работы,подготовка практического материала: наг-лядно– дидактических посо-бий, иллюстраций, аудио и видео материалов, подбор библиотеки, оформлениеуголка для родителей по рус-ским народным сказкам- консультационный материал, советы, рекомендации. | Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры: «Узнай сказку» «Собери сказку» «Кто лишний» «Узнай по силуэту» |
2. Основной | Совместная деятельность взрослых и детей: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, прослушивание русских народных сказок в аудиозапи-си, драматизация сказок, показ настольного театра, проведе-ние совместных мероприятий с родителями: мастер-класс, семейное словотворчество, совместно-продуктивное творчество (конкурсы рисун-ков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, афиш к спектаклю, разных видов театра. | Открытые мероприятия, выставка детских рисун-ков по теме «Моя люби-мая сказка», наполнение предметно–развивающей среды костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, разными видами театра |
3.Заключительный | Показательное выступление: лучшая фитбол-сказка, приду-манная детьми и родителями по конкурсу: «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года с целью отслеживания результатов работы | Рефлексия (самоанализ) |
Перспективный план работы с детьми
№ п/п | Тема | Цель | Формы работы | Месяц |
1 | Знакомство со сказкой «Теремок» | Познакомить детей с дей- ствием сериации (выстра-ивание объектов в порядке возрастания и убывания какого - либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте; развитие твор-ческого воображения и речи. | 8 занятий: 1.читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2раскладываем картинки; 3.замещаем персонажей сказки; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии) | сентябрь |
2 | Сказка с шумовым сопровожде-нием «Заяц в лесу». | Комплексное развитие ребенка: мелкой мотори-ки, слуховой памяти, творческой фантазии, формирование навыков сотрудничестваисотвор-чества. | Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты | октябрь |
3 | «Просто так» (стретчинг с элементами сказкотера-пии) | Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти, творческого мы-шления и воображения. | Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме под речитатив сказок | ноябрь |
4 | Сказка «Три медведя» | Развитие мышления, творческого воображения и речи. | 8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскла-дываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моде-лируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фраг-менты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью театра-масок или магнитного театра | декабрь |
5 | «Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем» «Звери шли к теремку и оставили следы» | Развитие творческого воображения и мышления закрепление пройденного материала (сказка «Теремок»), развитие творческого воображения | Семейное словотворчество Игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу) | январь |
6 | Сказка «Три поросенка» | Развитие мышления, творческого воображения и речи. | 8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью кукольного театра или «театра кружек» | февраль |
7 | «Моя любимая сказка» Сказка «Репка» | Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти и творческого воображения | Изобразительная деятельность Рызыгрываем сказку с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии) | март |
8 | Игровые занятия: «Сказка за сказкой»; «Сказка по кругу» (с мя-чом); «Вы попали в сказку»; Игра-танец «Мы из сказ-ки»; Игры в уголке ряженья (переодевание в костюмы персонажей сказки) | Продолжать знакомить детей с разными чертами характера литературного персонажа. Учить рассказывать но-вую сказку, передавая мяч друг другу. Развивать творческое мышление детей Учить выполнять рит-мико - двигательные дви-жения, проявляя твор-ческую импровизацию | Игровая деятельность Художественная деятельность | апрель |
9 | Игровая деятельность Д/игры: «Узнай сказ-ку», «Собери сказку», «Кто лишний», «Узнай по силуэту». | Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных геро-ев, описывать их внеш-ний вид и характерные признаки. | Игровая деятельность | апрель |
10 | Аппликация: пригласитель-ная открытка на спектакль | Воспитывать интерес к театрально - игровой дея-тельности, желание создавать открытки - при-глашения для родителей, поддерживать стремление проявлять свою творческую фантазию, воображение в изготовлении приглашений. | Ручной труд | май |
11 | «Фитбол сказки» (придуманные детьми и ро-дителями) | Развитие двигательного воображения, творческого мышления | Художественная деятельность | май |
Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Форма работы | Тема | Сроки |
1 | Консультация – рекомендация на информационном стенде | «Роль сказки в жизни ребенка» | сентябрь |
2 | Работа библиотеки «В помощь родителям» | «Играем в сказку» (сборник Д/игр, заданий, вопросов, аудио-сказок, игровых ситуаций по сюжетам сказок). | сентябрь - октябрь |
3 | Консультация | «Речевые игры по мотивам русских народных сказок» | ноябрь |
4 | Консультация – практикум | «Сказки на кончиках пальцев» | ноябрь |
5 | Консультация в форме презентации | «Вкусная сказка из теста» | декабрь |
6 | Семейное словотворчество | Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем. | январь |
Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля) | Мастерим для театра | февраль -март | |
Изготовление театральной афиши (детско-родительское творчество) | «Спешите видеть!» | апрель | |
Фоторепортаж | «Готовимся к спектаклю» | май | |
Просмотр спектакля и отзывы родителей на премьеру | «Мы спектакль посмотрели..» | май |
Ресурсное обеспечение проекта
- Учебно-методическое:
- Программная литература по проектированию: Романова Т.А. «Проектирование развития ДОУ»;
- Методические рекомендации по сказкам: «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка» (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса);
- Методические разработки «Занимательный материал» (художественная литература, наглядные пособия, дидактические игры, аудио-сказки, подборка речевых, подвижных игр, упражнений с массажным мячом по мотивам русских сказок, подборка консультаций для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, презентации);
- Диагностико-дидактическое обеспечение (Т.С.Комарова)
- Материально-техническое:
- Магнитофон с возможностью проигрывания записей на CD-RW и CD-R как в формате CD-audio, так и в формате МР3, по возможности - компьютер и мультимедийный проектор;
- Театральные реквизиты по сказкам, набор театральных костюмов;
- Разные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной, «театр кружек»;
- Канцелярские принадлежности;
- Спортивное оборудование: гимнастические коврики, мячи «Су-Джок», фитболы.
Список литературы:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Теремок» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три медведя» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три поросенка» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающаясказкотерапия для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.
- Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.- СПб.: Паритет, 2007.-112с.
- Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
- Овчинникова Т.С, Потапчук А.А. Двигательныйигротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.- 176с.
- «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с.
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.-224с.
- Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
- Ребенок в мире сказок/авт.- сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
- Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/ авт.-сост. Н.А. Фомина –Волгоград: Учитель, 2011.- 91с.
- Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 2000.- 464с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика выявления уровней умений и навыков по театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, бесед с детьми, отражений своих впечатлений в рисунках, наблюдений во время проектной деятельности(таблица 1).
Таблица 1
1. Основы театральной культуры | |||
Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл | |
1. | Проявляет устойчивый Интерес к театрально- игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации сказки) | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности |
2. | Называет различные виды театра, знает различия, с их помощью может разыгрывать сказку | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра, отказывается принимать участие в игре, драматизации |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произ-ведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные харак-теристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать едини-цы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать про-изведение от разных лиц, используя языковые и интонационно - образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпите-ты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмо-циональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требует-ся помощь в выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их про-демонстрировать сред-ствами мимики, жеста, движения |
2. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластичес-кие образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
4. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Мониторинг развития детей по театрализованной деятельности (на начало организации проекта)
№ | Ф.И. ребенка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально- образное развитие | Коллективно-творческая деятельность |
1. | Матвей Б. | н | н | н | с |
2. | Герман В. | н | н | с | н |
3. | Вита Д. | н | с | с | с |
4. | Тимофей И. | н | с | н | н |
5. | Саша Б. | н | с | с | с |
6. | Вика У. | с | с | c | н |
7. | Полина М. | с | н | с | с |
8. | Дима Л. | н | н | с | с |
9. | Артем Р. | н | н | н | н |
10 | Вова | н | н | н | н |
11 | Илья П. | н | н | н | н |
Вывод: Диагностика уровня развития по театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста на начало организации проекта показала, что 90 % имеют низкий уровень.
«Сказкотерапия» - появилась сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке и способна развивать сокровища его души.
Актуальность проекта.
Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно даже сказать в плотную идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей психолога ДОУ в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о незаменимости в учреждениях ДОУ такого метода, как сказкотерапия.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Особенности сказкотерапии с детьми
По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
От психолога требуется выполнение следующих условий:
· При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
· Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
· Нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
· Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
· Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
· Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Однако, как пишет Чех Е.В., сказки должны подходить ребенку по возрасту.
В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».
Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Функции сказок
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
· о жизненно важных явлениях;
· о жизненных ценностях;
· о постановке целей;
· о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
· как устроен этот мир, кто его создал;
· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
· какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
· какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
· как приобретать и ценить дружбу и любовь;
· какими ценностями руководствоваться в жизни;
· как строить отношения с родителями и детьми;
· как прощать.
Типологии сказок
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
1.Художественные сказки
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.
2.Народные сказки
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок.
Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"
Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.
3.Авторские художественные сказки
Чтобы помочь осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.
4.Дидактические сказки
В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.
5.Психокоррекционные сказки
Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. [5] психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.
Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.
1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
6.Психотерапевтические сказки
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"
В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...
«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Методический семинар...
«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Презентация...
Проект Танец как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «МЫ ЛЮБИМ ТАНЦЕВАТЬ!»
Воспитание и развитие здорового человека - это важнейшая составная часть целостного процесса всестороннего формирования личности.Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке можно ознакомиться с результатами творческого проекта...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке вы можете ознакомиться с результатом творческого проекта...