Консультация для педагогов
консультация (средняя группа)

Брындина Татьяна Юрьевна

 

« Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность средствами макетной деятельности »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_dlya_ped.docx726.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное автономное учреждение

«Ивановская СОШ»

(дошкольный уровень)

Консультация для педагогов

 « Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность средствами макетной деятельности »

                   

                                                             Выполнила:         воспитатель    группы

                                                             общеразвивающей       направленности

                                                     детей 5-6 лет  Брындина Т.Ю.

Оренбургский район   2024

 «Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет

 развитие духовного мира детей…»

(Б.М. Теплов).

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

ФГОС  выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию дошкольников. К числу этих требований относятся:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении, происходит становление всех сторон личности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.

Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная деятельность  включает:

- разыгрывание сказок, сценок;

- ролевые диалоги по иллюстрациям;

- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.);

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

 -игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры;

-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию. В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

Ознакомление детей с социальной действительностью, повышение уровня статуса семьи, уважительное отношения к собственному имени (а в старшем возрасте и отчеству), также закрепляются на занятиях театрализованной деятельностью. Игры «Назови себя»; «Укрась свое имя»; «Назови меня ласково»; «Я уже взрослый» и др. помогают детям привыкнуть к звучанию своего имени, фамилии, отчеству. Невольно заходит разговор о фамильной гордости и умении уважать других. Привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям, изготовление атрибутов и костюмов для театральных постановок, изготовление афиш и пригласительных билетов на спектакли поднимает в глазах ребенка статус семьи и повышает уровень социальной культуры родительского коллектива.

В детском саду используют разнообразные виды ( макеты) театров: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой и др.

- настольный театр игрушек.Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении;

- настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей;

- стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события;

- теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Различные макеты, атрибуты позволяют заинтересовывать детей, так как естественная потребность потрогать, взять в руки, переплеснуть, одеть на себя  вмешаться в ход событий заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Предлагаю вам несколько конспектов театрализованной деятельности с детьми с использованием макетов и атрибутов. (Приложение 1, 2, 3)

Таким образом, театрализованная деятельность имеет широкий развивающий  потенциал, который позволяет использовать ее  в образовательном и воспитательном процессе.

Список литературы

1. Михневич С.П. Социально-коммуникативное развитие дошкольников через театрализованную деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mihnevich-estalsad51.edumsko.ru/folder/social_no-kommunikativnoe_razvitie_doshkol_nikov_cherez_teatralizovannuyu_deyatel_nost (дата обращения: 28.11.2016).

2. Сорокина Н.Ф. Театр – творчество – дети / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: Просвещение, 1995.

3. Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

  1. Приложение

Разыгрывание сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям; уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь; уметь составлять на столе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать диалогическую речь; подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей; уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного.

Ход проведения

1. Воспитатель вносит “волшебный сундучок”, на крышке которого изображена иллюстрация к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”. Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

2. Воспитатель показывает детям, что в “волшебном сундучке” спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

C:\Users\Марина\Desktop\CIMG0745.jpg

Настольный театр «Лисичка-сестричка и серый волк».

C:\Users\Марина\Desktop\IMG_20160225_170040.jpg

Теневой театр  «Лисичка-сестричка и серый волк».

Обыгрывание сказки  «Лисичка-сестричка и серый волк».

C:\Users\Марина\Desktop\detsad-216792-1468485018.jpg

C:\Users\Марина\Desktop\detsad-216792-1468485160.jpg

C:\Users\Марина\Desktop\detsad-216792-1468485621.jpg

  1. Приложение

 Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки; развивать диалогическую речь; закреплять умение создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец; учить использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки; воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения

1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок “Теремок” “Колобок”, “Маша и медведь” и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.

4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

5. Показ спектакля гостям.

  1. Приложение

Старая сказка на новый лад. Конспект занятия для средней группы

Программное содержание: учить составлять новую сказку на основе знакомой; формировать умение использовать полученных ранее знания в нестандартных ситуациях; развивать творческое воображение; активизация и обогащение словарного запаса, закрепление в речи названий диких животных, их жилищ, следов, рациона питания; развивать диалогическую речь; развивать умение изменять силу и высоту голоса, передавая интонацией различный характер животного; продолжать развивать мышление, внимание и двигательную активность.

Материал к занятию: маски животных, декорации деревьев, колобок, изображение следов, геометрические фигуры цветовой гаммы соответствующей окраски животного; полоски бумаги, клей.

Предварительная работа: чтение сказки, беседа по содержанию сказки, распределение символов-ролей, этюды на развитие эмоций; разучивание физ.минутки, режиссерские игры с использованием различных театров.

Ход занятия

Воспитатель говорит ребятам:

По дорожке мы пойдем,

Прямо в сказку попадем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем в сказку мы играть.

Посмотрите, какой у меня есть сундучок, а в нем посмотрите, кто сидит? (или загадкой). А кто сочинил эту сказку? (народ).

А вы хотите сами сочинить свою сказку про колобка?

Тогда давайте начнем ее, как начинаются многие русские народные сказки.

Один ребенок начинает рассказывать сказку.

Диалог старика и старушки.

Ну, пойдемте вместе с колобком в лес. (песенка колобка фонограмма)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки,

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

А кого первым встретил колобок, вы узнаете по следам. Чьи они? (волк).

Ребята, посмотрите у вас на груди кружки разных цветов. Как вы думаете, кто будет играть волка? Почему? (Ответы детей. Волка играет ребенок, у которого кружок серого цвета, так как волк серый).

Дети разыгрывают диалог волка и колобка.

Не ешь меня, у меня для тебя кое-что есть. (Воспитатель достает из сумки морковку, косточку, шишку и спрашивает, чем можно угостить волка).

И покатился колобок дальше. Посмотрите, кого он встретил. Чей это домик? (белки).

А как называется домик белки? (дупло). Белку обозначает кружок серо-оранжевый.

Дети разыгрывают диалог белки и колобка. Колобок отдает белке шишку.

Покатился дальше. Посмотрите кто здесь на картинке? Зайчата. Так вот колобок встретил их папу (или маму) значит кого? (зайца). Заяц обозначен бело-серым кругом.

Разыгрывается диалог, и отдают морковку.

Посмотрите, чей это хвост из-за дерева торчит? (лиса). Лиса обозначена оранжевым цветом.

Разыгрывается диалог.

Ребята, что же делать гостинцев в сумке не осталось. Чем лису угостить можно? (ответы детей).

Лисичка, а ты любишь сушки? (да). А давайте мы для лисы сушки сделаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...