Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
рабочая программа (подготовительная группа)

Белошапка Оксана Олеговна

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

Художественно - эстетической направленности

театрального кружка «Фантазёры»

Срок реализации - 2 года

Возраст детей 5 -7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantazery.docx54.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад №1 «Радуга»

г. Уссурийска

Уссурийского городского округа

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

Художественно - эстетической направленности

театрального кружка «Фантазёры»

Срок реализации - 2 года

Возраст детей 5 -7 лет

                                                                                                        Автор составитель:                            

                                Белошапка Оксана Олеговна

музыкальный руководитель

г. Уссурийск

2024

Содержание

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ1

Пояснительная записка1

Актуальность программы 4

Отличительные особенности программы «Фантазёры».5

Возрастные особенности развития детей 5- 6 лет 5

Возрастные особенности детей 6- 7 лет7

Особенности организации образовательного процесса.8

1.2 Цель и задачи программы9

1.3 Содержание программы

Учебный план программы «Фантазёры»13

1.4 Планируемые результаты 14

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ16

2.1 Условия реализации программы.16

Нормативно-правовая база 17

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации.18

Целевые ориентиры19

Результаты и критерии их оценки.20

Литература22

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

    Рабочая программа дополнительного образования «Фантазёры» представляет систему, обеспечивающую интенсивное развитие связной речи, музыкальных способностей, физических возможностей ребёнка, что обуславливает формирование коммуникативных навыков и общего психического развития детей дошкольного возраста, как основы успешной его социализации в школе. Этим и обусловлена значимость программы.

Известно, что сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. В театрализованных играх и представлениях по сказкам с помощью таких выразительных средств, как интонация, пластика движения, мимика, дети знакомятся не только с содержанием, но и учатся сопереживать героям произведений. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Театр — это мир, в котором ребенок радуется, и играя, познает окружающее. Театральная деятельность развивает умственные способности ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, прививает устойчивый интерес к литературе. Такой вид деятельности помогает ребенку эмоционально и физически разрядиться, и музыка здесь просто необходима, как мощный источник творческого вдохновения.

Основной акцент в организации театрально-музыкальной деятельности со старшими дошкольниками делается не на результат в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. Ребёнок учится взаимодействовать с коллективом, обмениваться информацией, что способствует созданию общности детей, сотрудничеству между ними.

Актуальность программы

          Дополнительное образование в ДОУ ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей детей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнёрстве, уважении достоинства личности ребёнка.

         Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об её универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сферах. Известно, что в период психической адаптации ребенка к школе у 67% первоклашек возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей недостаточно развиты память и внимание. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных методов работы в области укрепления психического и физического здоровья, интеллектуального и эмоционального развития детей. 

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и творческому воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Необходимо еще в дошкольном возрасте пробудить в детях интерес к познанию, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал. Самой благодатной почвой для этого является музыкальный театр. Здесь ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя героем, которого играет, преодолевая стеснительность, скованность движений, комплексы.

 Приобщить ребенка к музыкальному и театральному искусству, тем самым значительно обогатить его жизнь, направленна программа дополнительного образования в ДОУ «Фантазёры».

Направленность программы: художественная.

Уровень освоения: общекультурный.

          Отличительные особенности программы «Фантазёры».

         В основе программы лежит технология деятельностного метода. Партнерские взаимоотношения детей и взрослого, их взаимное обучение и развитие. Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки театральных сюжетов с музыкальными номерами, способствует повышению творческой инициативы у детей, развивает сознание взрослого.

Особенности программы:

  • участие в театрально – музыкальной деятельности на основе добровольного выбора детей (семьи) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей;
  • возможность выбора режима ее освоения.

Адресат программы: дети 5 – 7 лет.

   Возрастные особенности развития детей 5- 6 лет

           Освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь ее форма и смысловая нагрузка. Роли в игре распределяются до ее начала, не редко это сопровождается конфликтами, так как появляется осознание иерархии ролей. На этом же этапе выстраивается соответствующее поведение игроков.

           Важную ступень занимает речь детей в процессе игры, она отличается от реального общения — становится более эмоциональной, интонационно нагруженной в зависимости от взятой роли.  Чтение стихов становится наиболее выразительным — акцентируется внимание на смысловой составляющей текста, обогащается лексика посредством использования синонимов/антонимов. Отмечается активное словотворчество — составить пересказ или рассказ по картинке, при этом внимание уделяется и деталям.

  На шестом году жизни дети эмоционально отзываются на музыку, у них появляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Они не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным его формам.

          Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Дети привыкают пользоваться слуховым контролем и начинают произвольно владеть голосом. У некоторых голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется определенный тембр.

           В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям.

           Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость.

            Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.)

          Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

          Очень важно то, что возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

                       Возрастные особенности детей 6- 7 лет

У детей происходят изменения, которые касаются физиологического развития.

  • продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы;
  • совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;
  • улучшается моторика и координация движений;  

Это находит свое выражение в том, что у детей шестилетнего возраста: повышается двигательная активность, увеличивается сила и скорость движений, развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение, совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.  Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.

Отмечается бурное развитие основных психических процессов.

  • Память остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.
  • Преобладает наглядно- и действенно-образное мышление. Начинает проявляться логическое мышление.
  • Дети способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи.
  • Самостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересуются новой информацией.
  • Имеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого могут делать собственные выводы.
  • Могут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.
  • Очень развито воображение. Любят фантазировать, придумывают яркие    ассоциации и образы.

         Значительные изменения происходят в интеллектуальном развитии. Основным видом познавательной деятельности у детей 6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Особенности организации образовательного процесса.

В кружок принимаются дети, достигшие 5-летнего возраста, независимо от их природных артистических данных. Основным критерием отбора является психологическая готовность и желание ребенка заниматься музыкой.

режим занятий. 

Количество занятий в неделю

2 занятия

Количество занятий в год

60 занятий

Продолжительность занятия в старшей группе

25 минут

Продолжительность занятия в подготовительной к школе группе

30 минут

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: пробуждать творческую активность детей, путем создания психологического комфорта и условий для самореализации.

Задачи.

Воспитательные:

- сформировать правильную модель поведения в современном мире;

- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;

- воспитывать культуру поведения в театре.

Развивающие:

- познакомить и прививать интерес к литературе, музыке, изобразительному искусству, правилам этикета;

- познакомить детей с различными видами театров, их историей (устройство, театральные профессии, костюмы, атрибуты, театральная терминология);

- побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения).

 Обучающие:

- учить ребёнка согласовывать свои действия с действиями других детей, коллективному сотворчеству.

- учить передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации.

- формировать правильную артикуляцию, интонационную выразительность речи.

1.3 Содержание программы

Учебный план программы «Фантазёры»

Программное содержание

Количество часов

Форма

контроля

Всего

Теория

Практика

1-2

Летние зарисовки.

Беседа «Летние впечатления».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Музыкально-ритмическая композиция

«В гостях у лета». Беседа «Что такое театр?».

 Рассматривание иллюстраций

 к теме «Театр».

Пантомимические загадки

и упражнения.

 Подвижные игры.

2

2

Игра

3-4

Что такое театр?

Повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты, /упражнения к этим понятиям/; упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, интонации и эмоций.

2

1

1

Упражнение

   5-6

Играем в профессии.

Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить особенности этих профессий.

2

2

Беседа

7-8

Веселые сочинялки.

Побуждать детей к сочинительству сказок; учить входить в роль; развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно.

2

1

1

Игра

   9-10

Сказки осени.

Познакомить детей

 музыкальной сказкой «Осенняя история»; учить связно и логично передавать мысли, полным ответом отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Различать выразительные средства в музыке, передающие

образ героев сказки.

2

1

1

Беседа

11-12

Музыка ветра.

Учить детей понимать классическую музыку, различать средства музыкальной выразительности. Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Ставить их в ситуацию поиска.

2

1

1

Этюд

12-13

Осенний лес.

Создать эмоционально – игровую ситуацию; побуждать к двигательной импровизации; побуждать выступать в ролях перед сверстникам.

2

0

2

Игра

14-15

Дети в лесу.

Упражнять детей в выразительном показе характерных особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители, воспитатели и дети) изготовлению декораций к сказке.

2

0

2

Этюд

16-17

Осенняя история.

Вызвать у детей радостное настроение от выступления перед зрителями; развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

2

2

2

концерт

18-19

Сказка зимнего леса.

Формировать умение внимательно слушать сказку; представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.

2

2

0

Беседа

20-21

Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

познакомить детей с музыкальными номерами сказки; побуждать к двигательной активности.

2

1

1

Этюд

22-23

Музыкальная.

Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, в соответствии с характером произведения.

2

0

2

Хореографическая постанов.

24-25

Чудесен мир театра.

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличие от других видов искусств /живописи, музыки, литературы/; побуждать к совместной работе воспитателей, родителей и детей.

2

2

0

Беседа

26-27

Карнавал животных.

Развивать у детей творческое воображение и фантазию; совершенствовать умение выразительно передавать в танцевальных движениях музыкальный образ.

2

0

2

Этюды

29-30

Мастерская актера.

Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессиях в мире театра.

2

2

0

опросник

31-32

У страха глаза велики.

Продолжить развивать умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость); продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки. 

2

1

1

беседа

33-34

Дюймовка.

Познакомить с музыкальной сказкой «Дюймовочка»; осмыслить настроение героев сказки; совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других. 

2

2

0

беседа

35-36

Мир игры.

Продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы, продолжить работать над развитием дикции.

2

0

2

игра

37-38

 Музыкальная сказка.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; учить слушать музыкальное произведение внимательно, чувствовать его настроение. 

2

1

1

Игра - беседа

39-40

Давай поговорим.

Побуждать детей к совместной работе; обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией.

2

1

1

беседа

41-42

Расскажи сказку.

Пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре.

2

0

2

беседа

43-44

Мир природы.

Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.

2

0

2

игра

45-46

На полянке.

Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации.

2

0

2

игра

47-48

Музыкальный калейдоскоп.

Соединить отдельные музыкальные номера в единое целое; работать вместе с детьми над текстом и выразительным исполнением своих ролей.

2

0

2

репетиц

49-50

Рисуем сказку.

Подготовить декорацию, костюмы и атрибуты к спектаклю. Побуждать к совместной работе детей, родителей и воспитателей. 

2

0

2

занятие

51-52

Играем сказку.

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

2

0

2

игра

53-54

Веселые игры.

Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство.

2

0

2

игра

55-56

По следам сказок.

Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в

костюмы.

2

0

2

игра

57-58

Рисуем сказку.

Закрепить знания детей профессий художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессиях в мире театра.

2

1

1

беседа

59-60

Мой любимый театр.

Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

2

1

1

спектакль

итого

60

22

38

1.4 Планируемые результаты 

В результате освоения Программы ребёнок:

  • владеет навыками культурного поведения в процессе группового общения;
  • способен к внутреннему переживанию художественного образа;
  • чувствует стиль произведения и импровизирует на тему;
  • ребенок тонко чувствует настроение и характер музыки;
  • понимает жанровые особенности музыки;
  • различает виды театров (устройство, театральные профессии, костюмы, атрибуты, театральная терминология);
  • передаёт игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
  • владеет интонационной выразительностью речи;
  • знает, как вести себя в театре.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

      Обучение театрально – музыкальному искусству обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие детей. У дошкольников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах детского сада, культурных событиях региона.

      В результате освоения содержания программы происходит гармонизация   интеллектуального и эмоционального развития личности   ребёнка, формируется целостное представление о мире. Развивается образное восприятие через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание

Личностные результаты

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;
  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в театрально-музыкальном виде искусства;
  • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности;
  • возможность научиться быть готовым и способным к саморазвитию;

Метапредметные результаты

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о драматическом произведении;
  • применять речевые средства для решения коммуникативных задач.

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • осуществлять выделение необходимой информации для выполнения заданий.

                                         Предметные результаты

  • овладение практическими умениями и навыками театрального творчества;

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы.

     1. Материально-техническое обеспечение:

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

       Важнейшие образовательные ориентиры:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
  • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Важную роль в решении задач по театрально - музыкальному воспитанию играют музыкальные инструменты, технические средства обучения, наглядный иллюстративный материал, дидактические пособия, фонотека.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

для сохранения системности необходим ряд условий развития:

  • оборудованное помещение;
  • литературно-художественный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации речевой деятельности детей, расширения представлений о музыкальном театре;
  • атрибуты к разным видам игр и постановок;
  • фонотеки — подбор классических и современных произведений, детского репертуара в соответствии с разработанными темами.
  • подборка развивающих, релаксационных, подвижных игр.

непрерывность, т. е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыкам.

Нормативно-правовая база: 

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в действие 11 декабря 2018 года);
  • Федеральный закон РФ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 г. № 273;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации

государственной политики в области образования и науки»;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы,  утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497;
  • Концепция развития дополнительного образования (утверждена Распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) и план мероприятий по   реализации на 2015-2020 гг.
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
  • «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г.);
  • Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом РФ 27 мая 2015 г.;

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации.

Показ спектакля.

    Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют публичные выступления - результат, по которому оценивают работу кружка. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

        Отчетный показ спектакля - это финал годовой работы. Обязательно выступают все дети, демонстрируют результаты, достигнутые за год.

     Воспитать необходимые для исполнения качества, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством - основная задача педагога.

         Целевые ориентиры

  • показывают эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  • хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • показывают три-четыре пальчиковые гимнастики;
  • сочиняют этюды на заданную тему индивидуально и коллективно;
  • выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения; четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
  • действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно; двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
  • создают пластические импровизации под музыку различного характера;
  •  держатся на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

Речевая культура

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет единицы литературного произведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

Основы коллективной музыкальной деятельности

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Двигается под музыку, точно передавая пластику героя, четко слышит сильную долю в аккомпанементе. Правильно интонирует мелодию, поет без напряжения как в ансамбле, так и соло.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Согласовывает свои движения в танце, с движениями коллектива. Поет без крика и напряжения.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. Не согласовывает свои движения в танце, с движениями коллектива. Не обладает навыком ансамблевого пения.

Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы другим группам, родителям.

Результаты и критерии их оценки

Высокий уровень.

  • Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и музыкальной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
  • Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.
  • Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
  • Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень.        

  • Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и музыкальной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях.
  • Понимает содержание произведения.
  • Дает словесные характеристики, персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
  • Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
  • Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.
  • С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.  
  • Проявляет активность и согласованность действий с партнерами.
  • Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень.

  • Мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
  • Знает правила поведения в театре.
  • Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
  • Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
  • Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
  • Не может подобрать музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.  
  • Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
  • Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Литература

1. Артемов Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1999.

2. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – 2-е изд., переработ, и доп. – Л.: Дет. лит. 1990.

3. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. – М.: Сфера, 2005.

4.  Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: Сталкер, 2005.

5. Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2002.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.

7.  Мерзлякова С.И. Фольклор-музыка-театр. – М.: ВЛАДОС, 1999.

8. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2002.

9. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008

10. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.

12. Трифонова Н. М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.

13. Костина Э.П. Камертон – Программа музыкального образования детей дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2008.

14. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – М.: Фирма «Издательство АСТ», 1998.

15. Журнал «АиФ Детская Энциклопедия» № 03 (149) от 28 марта 2008.

16. http://music-fantasy.ru/

17. http://www.pedsovet.ru/ 

18. http://festival.1september.ru/

19. http://ext.spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....