Сценарий мастер-класса «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством технологии смарт-тренинг»
методическая разработка

В 2024 году нашему детскому саду присвоен статус инновационной площадки на федеральном уровне «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников».

На наш взгляд, обучению дошкольников головоломкам уделено недостаточно внимания. Поэтому педагогов нашего детского сада заинтересовала технология Смарт-тренинг, которая направлена на развитие интеллектуальных способностей ребенка с помощью игр-головоломок. Наши педагоги прошли обучение и нами был приобретен игровой комплект “МИР ГОЛОВОЛОМОК” авторами которого являются И.И. Казунина, Е.Ю. Соловей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar1.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Слайд1.

Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с такой цитаты:

Слайд 2

«Интеллектуальный рост должен начинаться с рождения и прекращаться только со смертью» (А. Эйнштейн)

Сегодня первое заседание нашего семинара, поэтому предлагаю вам познакомиться. Т.к тема семинара связанна с интеллектуальным развитием, знакомство пройдет в необычной форме. На экране будет появляться имя, зашифрованное в ребус. Вам необходимо расшифровать его. Чье имя будет на экране выходят в центр!

Слайд3-15

Слайд 16

Тема моего семинара звучит «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством технологии смарт-тренинг», давайте сначала разберемся, а что же такое интеллектуальное развитие? (ответы участников).

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решений нестандартных задач. Развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста, т.к. дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в возрасте с 2 до 8 лет.

Современные педагоги для раннего развития детей используют самые разнообразные средства, но одной из самых эффективных средств формирования и развития интеллектуальных способностей ребенка – головоломки – в образовательно-игровой деятельности дошкольников.

Слайд 17

В 2024 году нашему детскому саду присвоен статус инновационной площадки на федеральном уровне «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников».

На наш взгляд, обучению дошкольников головоломкам уделено недостаточно внимания. Поэтому педагогов нашего детского сада заинтересовала технология Смарт-тренинг, которая направлена на развитие интеллектуальных способностей ребенка с помощью игр-головоломок. Наши педагоги прошли обучение и нами был приобретен игровой комплект “МИР ГОЛОВОЛОМОК” авторами которого являются И.И. Казунина, Е.Ю. Соловей).

Слайд 18

Что такое смарт-тренинг в дошкольной образовательной организации?

Начнем с определения слова «смарт» (от англ. smart) основное значение которого определяется как, толковый, сообразительный, умный, находчивый. Акроним «smart» хорошо известен, как метод определения«умной» цели и постановки задач, расшифруем его:

Specific– конкретный, Measurable – измеримый, Attainable – достижимый, Relevant – значимый, Time-bound – ограниченный во времени

Слово «тренинг» (англ. training от train– обучать, воспитывать) обозначает метод активного обучения, направленный на развитие ЗУН (знаний, умений и навыков).

Под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.

Организация игровой деятельности в смарт-тренинге предполагает, прежде всего, умственное воспитание детей дошкольного возраста.

Слайд 19

Итак, представляю вашему вниманию игровой набор «Мир головоломок». В этот набор входят геометрические головоломки, потому что они более понятны и просты и выполняются в одной проекции. И объемные головоломки, которые привлекают детей формой и объемом деталей. В комплект каждой головоломки входят карточки трех видов и трех уровней сложности. Самый простой уровень обозначен одной звездочкой, более сложный – двумя, а самый сложный – тремя звездочками.

Слайд 20-21

Игра – головоломка «Складушки».
Знакомство с головоломкой можно начинать с 2,5 лет.
Головоломка «Складушки» представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.
Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы и (или) стороны совпали по цвету.
Головоломка имеет три уровня сложности, отмеченные на карточках звездочками.
В игре можно использовать одновременно несколько наборов головоломки. В этом случае целесообразно будет промаркировать фишки каждого набора с обратной стороны.

Слайд 22-23

Игра – головоломка «Слагалица».
Знакомство с головоломкой можно начать с 5 лет.
Головоломка «Слагалица» состоит из 7 геометрических фигур, уложенных в коробочку. Площадь каждой фигуры соответственно составляет 1,2,3,4,5,6 и 8 условных квадратных единиц (квадратиков). Общая площадь всех элементов – 28 квадратиков.
В некоторых заданиях коробочка может использоваться как элемент игры.
Суть игры – составление жанровых картинок, фигур по заданным силуэтам или составление фигур с заданными свойствами.
К комплект входят карточки трёх уровней сложности. В некоторых случаях игроку необходимо из предложенных 7 геометрических фигур выбрать необходимые (при создании могут быть задействованы не все детали головоломки) и сложить из них предложенный образ.
Карточки можно использовать во время проведения игр-соревнований (индивидуальных, командных), например: « Кто быстрее соберет», «Кто больше придумает жанровых картинок».

Слайд 24-25

Головоломка «Репка».
Знакомство с данной головоломкой можно начать с 5 лет.
Головоломка «Репка» представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку.
Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, путем соотнесения с изображением на карточке, путем подбора недостающих элементов, а также решение головоломки – составление образа по сплошной заливке.
Для работы с детьми 5-7 летнего возраста рекомендуется использовать серию карточек с заданиями разного уровня сложности, которые обозначены звездочками.

Слайд 26-27

Игра-головоломка «Осенний кубик».
Игра представляет собой набор из 6 деревянных игровых элементов.
Суть игры – составление конструкций в 2Д и 3Д моделировании.
Головоломка имеет три уровня сложности, отмеченные на карточках звездочками.
Конструкция 2Д- моделирования, отмеченные на карточках одной или двумя звездочками, доступны детям с 5 лет. Конструкции 3Д-моделирования предполагает объемные постройки. Отмеченные на карточках тремя звездочками, их следует предлагать детям с 6 лет.

Слайд 28-29

Игра – головоломка «Гала –куб».
Рекомендуемый возраст 5+
Головоломка «Гала – куб» представляет собой набор из 8 деревянных деталей.
Суть игры – выполнить различные постройки из элементов набора, познакомится с симметрией.
Головоломка «Гала – куб» имеет три уровня сложности, отмеченные на карточках звездочками.

Слайд 30

Решение головоломок активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Практическая часть

Теперь я хотела бы перейти к практической части нашего мастер-класса. Т.к впереди новый год, я предлагаю вам побыть помощниками Деда Мороза. У нас с вами есть елочка, но чего -то ей не хватает. Конечно игрушек.

Слайд 31

Дед мороз приготовил шарики на елку, но злая баба яга их разбила. Как мы можем помочь?

Слайд 32

На ваших столах лежат наборы головоломок «Складушки», поможем деду морозу собрать новогодние шарики!

Слайд 33

Молодцы!

Итог

Уважаемые коллеги! Я продемонстрировала вам только часть той работы, которую можно проводить по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что мой мастер – класс был для вас полезен!

А теперь немного волшебства и наши шарики превратились в украшения для нашей елки!

Повесьте на елку зеленый шарик если наша сегодняшняя встреча вам понравилась и у вас все получилось, желтый если у вас возникли затруднения, красный если вам было трудно и данный материал вам не пригодится в вашей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных  видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

Программа развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности

Нами предоставляется  возможность,  детям и их родителям, продемонстрировать свои  таланты и способности. Музыкально – театральная деятельность дает шанс   активно...

УМК к программе развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности раздел актёрское мастерство

Работа содержит систему специальных мероприятий по актёрскому мастерству - способствующих развитию творческого потенциала и музыкальных  способностей детей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ - как средство развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста

Теперь ребенка окружает огромное количество разных источников информации. Развлекательная направленность современных СМИ и компьютерные игры, в которые так любят играть наши дети,...

педагогический проект "Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники экологического содержания"

В публикации представлен проект по развитию речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники...