Самообразование 2023-2024
учебно-методическое пособие
План и отчет по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста по средствам музыки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.21 КБ |
![]() | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
План индивидуального самообразования
музыкального руководителя
Савченко Олеси Валентиновны
на 2023 -2024 г учебный год
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста по средствам музыки»
Актуальность:
Одной из главных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая, культурно-исторический опыт народа создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства, которые восхищают и удивляют своим глубоким содержанием к совершенной формой.
Знакомство с таким материалом интересно и само по себе (как часть нашего прошлого, нашей истории), и по той причине, что этим многовековым периодом во многом определяется сегодняшний тип русской культуры и русского характера. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.
Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста;
- выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы для работы с детьми;
- продолжать ознакомить детей с устным народным творчеством, приобщать детей к русскому фольклору;
- обогащать речь детей, развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
- сплотить детский коллектив, воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год
н
ч Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
фол Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (папки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Работа с детьми по самообразованию
- формируется интерес к устному народному творчеству, обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников: пополнению и обогащению их словарного запаса;
- позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
- приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
- произведения учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в практической деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста
План работы на 2023 – 2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Теоретический этап |
|
| Изучение методической литературы Подбор материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами |
В течение года |
2. | Практический этап |
|
2.1. | Тема: «Устное народное творчество в развитие ребенка дошкольника. Роль потешек в развитии речи ребенка».
Работа с детьми: 1) Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в образовательной деятельности . 2)Чтение детям русских народных сказок. 3)Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам малых форм фольклора. 4) Разучивание и проговаривание потешек. Работа с коллегами Разучивание ролей различных персонажей к праздникам с педагогами. Консультация: «Как разучивать песню с дошкольниками» Привлечение педагогов к оформлению музыкального зала в русском народном стиле. | Сентябрь
В течение года
|
2.2 | Тема: Изучение темы «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста».
Работа с детьми: 1)Использование загадок в образовательной деятельности . 2)Загадки в режимных моментах. | Октябрь
|
2.3. | Тема: «Использование фольклора в работе с детьми».
Работа с детьми: 1) Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». 2)Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор.
| Ноябрь
Ноябрь - декабрь
|
2.4. | Тема: «Роль сказки в воспитании детей».
Работа с детьми: 1)Беседы на тему: «Мои любимые сказки». 2)Беседы на тему: «Народные игры – как средство социализации детей».
| Декабрь
В течение года
|
2.5. | Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
Работа с детьми: 1)Развлечение «Широкая Масленица». 2) Развлечение «Вороний день» 3) Развлечение «День Сороки» Работа с коллегами: 1) Постановка театрализованного представления по мотивам сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»
|
Март Апрель
|
2.6. | Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».
Работа с детьми: 1)Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
| В течение года
|
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование 2023-2024
Самообразование...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-1320817-1615976932.jpg)
Самообразование 2023-2024 Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку...
Самообразование 2023-2024 год Проект "Финансовая грамотность дошкольника "
формировать основы финансовой грамотности у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
САМООБРАЗОВАНИЕ 2023-2024
Содержание:1. План самообразования.2. План работы на год.3. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.4. Конспекты ОД.5. Консультации для родителейПлан самообразования«Нравственн...