Самообразование 2023-2024
учебно-методическое пособие

Савченко Олеся Валентиновна

План и отчет по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста по средствам музыки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План 25.21 КБ
Файл otchet_23-24_samoobraz_savchenko.docx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

План индивидуального самообразования

музыкального руководителя

Савченко Олеси Валентиновны

на 2023 -2024 г учебный год  

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста по средствам музыки»

 Актуальность:

Одной из главных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая, культурно-исторический опыт народа создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства, которые восхищают и удивляют своим глубоким содержанием к совершенной формой.

Знакомство с таким материалом интересно и само по себе (как часть нашего прошлого, нашей истории), и по той причине, что этим многовековым периодом во многом определяется сегодняшний тип русской культуры и русского характера. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.

Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

-       изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста;

-        выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

-       выбрать наиболее эффективные методы и приемы для работы с детьми;

-       продолжать ознакомить детей с устным народным творчеством, приобщать детей к русскому фольклору;

-       обогащать  речь детей, развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;

-       сплотить детский коллектив, воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми;

-       развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

-       привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Этап работы над темой самообразования: 1 год

н

ч       Формы работы с детьми:

-       совместная деятельность воспитателя с детьми: 

-       индивидуальная работа с детьми

-       свободная самостоятельная деятельность детей.

фол Формы работы с родителями:

-       консультации

-       индивидуальные и групповые беседы

-       оформление наглядной информации (папки)

-       привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Работа с детьми по самообразованию

-       формируется интерес к устному народному творчеству, обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников: пополнению и обогащению их словарного запаса;

-       позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

-       приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

-       произведения учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в практической деятельности.

 

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

-       повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования; 

-       повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста

        

План работы на 2023 – 2024 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Теоретический этап

 

 

Изучение методической литературы

Подбор  материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами

 

В течение года

2.

Практический этап

 

2.1.

Тема: «Устное народное творчество в развитие ребенка дошкольника.

Роль потешек в развитии речи ребенка».

 

Работа с детьми:

1) Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в образовательной деятельности .

2)Чтение детям русских народных сказок.

3)Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам малых форм фольклора.

4) Разучивание и проговаривание потешек.

Работа с коллегами

      Разучивание ролей различных персонажей к праздникам с педагогами.

Консультация: «Как разучивать песню с дошкольниками»

Привлечение педагогов к оформлению музыкального зала в русском народном стиле.

Сентябрь

       

В течение года

             

   

2.2

Тема: Изучение темы «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста».

 

Работа с детьми:

1)Использование загадок в образовательной деятельности .Хочу такой сайт

2)Загадки в режимных моментах.

Октябрь

       

       

2.3.

Тема: «Использование фольклора в работе с детьми».

 

Работа с детьми:

1) Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

2)Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор.

 

Ноябрь

     

Ноябрь - декабрь

           

     

2.4.

Тема: «Роль сказки в воспитании детей».

 

Работа с детьми:

1)Беседы  на тему: «Мои любимые сказки».

2)Беседы  на тему: «Народные игры – как средство социализации детей».

 

Декабрь

   

В течение года

      

2.5.

Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

 

Работа с детьми:

1)Развлечение «Широкая Масленица».

2) Развлечение «Вороний день»

3) Развлечение «День Сороки»

Работа с коллегами:

1) Постановка театрализованного представления по мотивам сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»

 

       

Март

Апрель

 

2.6.

Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».

 

Работа с детьми:

1)Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

 

В течение года

         


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование 2023-2024

Самообразование...

Самообразование 2023-2024 Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку...

Самообразованию 2023-2024

Воспитание у детей дошкольного возраста основ экологической культуры ...

Самообразование 2023-2024 год Проект "Финансовая грамотность дошкольника "

формировать основы  финансовой грамотности у дошкольников...

САМООБРАЗОВАНИЕ 2023-2024

Содержание:1. План самообразования.2. План работы на год.3. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.4. Конспекты ОД.5. Консультации для родителейПлан самообразования«Нравственн...

План по самообразованию 2023-2024

План по самообразованию 2023-2024...

план самообразования 2023-2024 год

Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»....