Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Лимон-волшебник»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Вашему вниманию представлен проект для детей старшего возраста "Лимон- волшебник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Лимон-волшебник»
Воспитатель: Бельченко Е.В.
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Лимон-волшебник»
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Ребёнок в дошкольном возрасте познаёт мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает, их познавательные способности, которые можно выразить девизом: «Хочу всё знать!». Желание получать новые впечатления, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Наблюдая за детьми, я обратили внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, и это отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другим видам деятельности. Поэтому возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Цель проекта: Расширение знаний детей о полезных свойствах лимона для здоровья человека, его применении в быту, парфюмерии, кулинарии.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении
- формирование у детей диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта;
- расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
-расширение детского кругозора;
- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
По продолжительности: краткосрочный.
Объект исследования: лимон.
Предмет исследования: неживая природа.
Проблема: Многие люди испытывают зимний и весенний авитаминоз,
т. е. нехватку витаминов. Хорошим профилактическим средством являются лимоны. Они не теряют свои полезные свойства в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина «С» (аскорбиновой кислоты, которая поддерживает наш организм в рабочем состоянии, укрепляет иммунитет). И это лишь одно из достоинств этого «чудо–фрукта»! Когда кто-то болеет, то всегда пьют чай с лимоном. Интересно, чем же полезен лимон при простуде? (убивает микробы в организме человека). Какими ещё полезными свойствами обладает лимон и есть ли у него другие достоинства? Чем же еще полезен и интересен лимон?
Растёт на дереве лимон –
По витаминам чемпион.
И тот, кто любит чай с лимоном,
Стать может тоже чемпионом.
Актуальность.
Лимон – один из основных источников витамина «С», его применение укрепляет иммунную систему человека, повышает эластичность кровеносных сосудов, помогает очистить организм от токсинов – веществ загрязняющих и ослабляющих организм, и самое важное - лимон предотвращает авитаминоз!
Мы очень любим чай с лимоном! Считаем, что этот фрукт добавляет чаю аромат и прибавляет нам сил и бодрости!И мы задумались: чем ещё полезен лимон, где и как его ещё можно применить?
Мы поставили перед собой цель: изучить полезные и необычные свойства лимона.
Необходимо было решить ряд задач: изучить литературу о лимоне и его свойствах;
провести серию опытов по изучению удивительных и волшебных особенностей лимона.
Лимон — вечнозелёное, многолетнее растение высотой от 3 до 7 метров. Лимон относится к цитрусовым растениям.Его ближайшие родственники: апельсин, мандарин, помела, грейпфрут, лайм. Родиной лимона принято считать Индию. Известно, что войска Александра Македонского привезли лимоны из Индии в Европу. Лимоны были очень дорогими, практически на вес золота.
В Россию лимон был завезён из Турции во времена Петра 1. Богатые люди выписывали лимоны из Голландии, а доставляли их в Россию в солёном виде.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап: Подготовка материалов для проведения исследовательской работы: сбор дополнительной информации о лимоне, его свойствах, подбор литературы, посуды, инструментов для организаций опытной деятельности.
Основной этап: Опыты с лимоном; Чтение художественной и научной литературы.
Заключительный этап: Демонстрация фотоальбома «Наши опыты с лимоном»
Применение.
Древние китайцы использовали лимон с целью привлечения хорошей энергетики в дом и изгнания духов. Древние греки для борьбы с молью клали дольки лимона между складками одежды и были спокойны за свои вещи.
Лимон спасает от простуды, улучшает память и внимание. Лимон используют для отбеливания кожи лица. Полезен он для рук и ногтей. Полоскания раствором лимонного сока освежают и дезинфицируют полость рта. Чтобы придать блеск потускневшим волосам, их можно ополоснуть водой, в которую добавлен лимонный сок. Если в вашем доме завелись муравьи, не паникуйте! Смажьте лимонным соком их «любимые места» и муравьи забудут дорогу в ваш дом. Можно спасти пересоленное блюдо, добавив в него немного лимонного сока. И еда становится не только вкусной, но и полезной.
Лимонный сок ещё добавляют в лимонады и другие напитки. А лимонную кислоту кладут во многие кулинарные изделия. Помните! Самое неполезное в лимоне — это косточки. Они могут спровоцировать сильное выделение желчи и аллергическую реакцию. А самое полезное — белая прослойка. В ней больше всего витамина С.
В мире много неизвестного и, конечно, интересного. Что за чудо наш лимон, приглашает в гости он!
Проведём опыты.
Опыт №1 «Спасательный жилет».
Оборудование: Две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).
Ход проведения: Опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно, а лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.
Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт №2 «Получаем лимонный сок».
Оборудование: Лимон, марля, соковыжималка, ситечко.
Ход проведения: Для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.
Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.
Опыт №3 «Лимон надувает воздушный шар».
Оборудование: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса (или лимонная кислота, воздушный шарик, стакан и бутылка, воронка.
Ход проведения: Наливаем в бутылку воду и добавляем лимонную кислоту. В воздушный шарик, с помощью воронки насыпаем соду и надеваем шарик на горлышко бутылки и постепенно выпрямляем шарик.
Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с лимонной кислотой, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.
Опыт №4. «Чай с лимоном»
Цель: Узнать, как лимон действует на натуральный краситель содержащийся в чае, который меняет цвет наших зубов.
Оборудование: Чайник с заваренным чаем, два стакана, лимон.
Ход проведения: Мы взяли 2 стакана и налили в них крепкий чай. После этого, положили в один из стаканов кусочек лимона. Лимон обесцветил чайную окраску.
Вывод: Благодаря своим свойствам, а именно содержанию лимонной кислоты, лимон обесцветил чай, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка.
Опыт №5. «Лимон-пятновыводитель»
Цель: узнать, как «ведет себя» лимон с пятнами на ткани, одежде.
Оборудование: йод, ватные диски, лимон.
Ход проведения: На ватный диск мы капнули йод. Затем на него выдавили лимонный сок. Через некоторое время пятнышко стало исчезать.
Вывод: лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ.
Опыт № 6«Извержение вулкана»
Оборудование: лимон, сода, пластиковый поддон, красный пищевой краситель, моющее средства, макет вулкана.
Ход проведения: Разрезаем лимон пополам и выжмем сок. Смешиваем в «жерле вулкана» пищевой краситель, моющее средство, теперь добавьте туда соду и добавляем сок лимона. Вот и наш вулкан проснулся!
Вывод: при соединении соды и уксуса начинается бурная реакция с выделением углекислого газа (жидкость для мыться посуды добавляется, чтобы усилить пенообразование, а краситель - для более эффектного цвета, напоминающего лаву).
Опыт №7 «Лимонад»
Цель: Узнать, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок и воду.
Оборудование: стакан воды, пищевая сода, лимонный сод.
Ход проведения: В стакан с водой добавили немного лимонного сока, после этого всыпали туда пищевой соды. При соединении этих ингредиентов произошла «шипучая реакция».
Вывод: При взаимодействии соды и лимонного сока, создается реакция, с помощью которой при добавлении воды можно готовить лимонад.
Заключение.
Наши опыты показали, что лимон обладает волшебными свойствами! Предлагаю и вам начать исследовать чудо-фрукт, но прежде — выпейте чай с лимоном - зарядитесь энергией и хорошим настроением!
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В ходе проведенной работы мы изучили роль лимона в жизни человека, выделили его полезные свойства, узнали его историю. Лимонные свойства многогранны. Лимон служит как профилактическое, отбеливающее, ароматизирующее, общеукрепляющее вещество. Лимон имеет широкое применение как в кулинарии, косметологии, в быту. Опытным путем мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что лимон не только полезен для здоровья, но имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами и может активно использоваться человеком в разных видах деятельности. Поистине, лимон полезный фрукт, таинственный фрукт, волшебный и загадочный фрукт
Список литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
2. Киселева Л. С. Проектныйметод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
3. Куликова В. Н. - "Лимон - природный целитель.Издательство: АСТ, 2009 г.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М.: АРКТИ, 64 с.
5. Шайденкова Л. В, Гаврилов Г. С. Лимон. Выращивание. Уход. Разведение.Издательство: Харвест, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.САД-ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...
Познавательно – исследовательский среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "МИР ВОДЫ"
Период дошкольного детства - это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...
Познавательно – исследовательский. Среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ. ОХРАНА РЕДКИХ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, друг...
Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений....
Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...