Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Немаловажную роль в речевом развитии ребёнка играет семья. Семья - это ближайшее и постоянное окружение ребёнка. ФГОС ДО говорит нам о том, что необходимо устанавливать «… взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №14, «Брусничка»
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста
Воспитатель I категории
Батукаева Л.Р.
Сургут 2023 г.
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста
Немаловажную роль в речевом развитии ребёнка играет семья. Семья - это ближайшее и постоянное окружение ребёнка. ФГОС ДО говорит нам о том, что необходимо устанавливать «… взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Современная модель взаимодействия ДОУ с семьёй основана на формировании межличностного общения, в результате которого у родителей формируется осознанное отношение к своим взглядам и установкам по воспитанию детей.
Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Одной из главных целей педагога ДОУ является помощь семье в воспитании детей. Необходимо строить работу по взаимодействию с родителями поэтапно:
1. продумать содержание и формы работы с родителями, проведение анкетирования;
2. установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, планируя дальнейшее плодотворное взаимодействие;
3. сформировать у родителей более полное представление об образе своего ребёнка, посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье, но она очень важна и интересна родителям (как общается со сверстниками, как относится к труду, каких успехов достиг в продуктивных видах деятельности);
4. в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.
Развитие речи ребёнка без активного участия родителей невозможно. Первые слова, предложения он слышит и произносит в семье. К сожалению, не все родители уделяют достаточно внимания речевому развитию ребёнка. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах речевого развития детей. Основная задача ДОУ по речевому развитию дошкольников – это объяснить родителям, какую роль они выполняют в процессе развития речи ребёнка, например, познакомить с направлениями деятельности взрослых в семье по развитию речи:
рассказать детям о том, что видели, поделиться воспоминаниями о своем детстве; У меня был проект под названием «Фотография из детства. Вместе с родителями организовали выставку «Семейный альбом».
Было интересно смотреть старые альбомы детям в наш век технологий. Естественно после такой выставки у детей было много вопросов на которые им и ответили родители, связь времен состоялась)
рассказать о своей работе; такое тоже применяла в своих проектах. К примеру назывался он «Все профессии важны», онлайн экскурсию проводили желающие родители детей, где рассказывали о своей профессии и проводили экскурсию в режиме онлайн по своему месту работы.
показать детям различные предметы, используемые в быту, рассказать об их свойствах. В этом случае родители и дети посещали музей в Старом сургуте, в рамках проекта «Югра моя»ю А уже дома подготовили вместе с родителями поделки на тему Хантейские узоры (выжигали досточки, шили кукол в национальных костюмах и т.д., фантазии не было предела)
рассматривать и наблюдать вместе с ребенком различные объекты и явления природы в разное время года;
отправиться на экскурсии с детьми;
объяснить ребенку требования безопасности;
демонстрировать уважение к животным, представителям животного мира и другим людям своими действиями и поступками;
заучивать стихотворения с ребенком и т. д.
создать домашнюю игротеку в проекте «Игромания» родителям было дано задание рассказать и презентовать свои традиционные игры в семье с детьми. ВВиде презентаций несколько родителей рассказали о интересных играх в их семье, которые мы взяли на заметку и играли с детьми в группе (например игра Рука, или захват земли)
Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи
В настоящее время при взаимодействии с родителями целесообразно использовать как традиционные, так и интерактивные формы. Традиционные формы проверены временем и направлены на педагогическое просвещение родителей. Оно может осуществляться в двух направлениях:
- внутри детского сада (с родителями воспитанников ДОУ);
- за пределами детского сада (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).
Использование интерактивных форм позволяет установить доверительные отношения с родителями, привлечь их внимание к ДОУ. При интерактивных формах работы процесс взаимодействия построен таким образом, что все участники образовательного процесса вовлечены в процесс познания и обсуждения. Каждый участник диалога может внести свой вклад, обменяться знаниями, услышать другое мнение. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными. Например, обмен опытом семейного воспитания по речевому развитию ребёнка, выработка общего мнения, сплочение группового коллектива (привлечение родителей к изготовлению декораций для спектакля) и др. У родителей появляется возможность лучше узнать своего ребёнка, понаблюдать за ним в другой обстановке, установить более тесный контакт с педагогом. Интерактивные формы строятся на основе диалога с семьями воспитанников. При использовании интерактивных форм задачами педагога становятся направление и помощь процессу обмену информацией, поддержка активности участников, поощрение творчества участников.
Взаимодействие с родителями по развитию речи старших дошкольников реализуется через использование следующих форм работы.
1. Информационно-аналитические формы организации общения с родителями (опрос, анкетирование, мониторинг).
2. Досуговые формы организации общения с родителями. Досуговые формы общения призваны установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам легче устанавливать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только в том случае, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. К досуговым формам работы можно отнести совместные с родителями тематические развлечения («Играем – речь развиваем»), литературные вечера (по творчеству детских писателей), фольклорные праздники («Посиделки»), работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей), конкурсы детско – родительских поделок («Живая буква»), конкурс сочинений («В мире сказок»). В моей практике это были мастер классы для детей по изготовлению пирогов. С родителями организовали поход в часную пекарню где дети и родители совместно пекли пироги от начала процесса и до его выхода. Проект назывался «Хлеб всему голова». А в одном из проектов под названием «Путешествие колобка» дети и родители готовили театрализованное представление по сказке «Колобок», сами изготовили костюмы, учили роли, дети постоянно что то предлагали в переделывании сказки, то сюжета, то слов. В итоге получилось очень даже не плохо. И родители и дети в совместной дечтельности еще больше укрепили детско родительские отношения. А в проекте «Аэропорт», каждый ребенок совершил со своими родными и близкими онлайн экскурсию по аэропорту города Москва. После этого в группе организовали сюжетно-ролевую игру со всеми отрибутами. В игре дети были так увлечены, что незаметно пролетело время. К проекту посвященному дню доброты, изготовили кормушки для птиц, так же родители и дети участвовали в викторине про птиц. При реализации проекта к Дню Победы, совместно с родителями собирали макулатуру, сдавали ее , на вырученные деньги купили ветерану войны (он был наш подопечный) микроволновую печь и подарили в день победы, устраивали уличные концерты у домов Ветеранов и тружеников тыла.
3. Наглядно-познавательные формы организации общения. Данные формы работы призваны повысить педагогическую культуру родителей, способствуют изменению взглядов на роль речи во всестороннем развитии ребёнка. Наглядно-познавательные формы позволяют знакомить родителей с методами и приёмами речевого развития в ДОУ и условиях семьи. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, материал родительского уголка, организацию выставок и т. д. Основная цель данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами речевого развития детей в детском саду (группе). К ним можно отнести: запись на магнитофон (диктофон) бесед с детьми, видеозапись различных мероприятий (НОД, литературные вечера, игры-драматизации и др.), фотографии, стенды, ширмы, папки – передвижки. На информационном стенде можно оформить «Речевой уголок» («Речевичок», «Говорим правильно»), где вниманию родителей педагоги помещают информацию о формировании речевых навыков детей, рекомендации учителя – логопеда (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и упражнения на развитие фонематического слуха), знакомят родителей с новой лексической темой и дают рекомендации по закреплению данного материала. В разделе «Играем дома» родители могут узнать, какие игры и упражнения способствуют речевому развитию детей. Обязательно на стенде размещают информацию о достижениях детей.
4. Виртуальные формы работы. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому использование ресурсов сети интернет (социальная сетьВконтакте, приложения WhatsApp и Viber) позволяет педагогам быть всегда на связи с родителями. Виртуальное взаимодействие осуществляется различными способами: ознакомление с новостями, информационно - консультативным материалом на сайте ДОУ, обсуждение интересующих вопросов на форуме, проведение опросов, анонсирование мероприятий в ДОУ, просмотр фотогалерей в закрытых родительских группах.
При взаимодействии с родителями необходим индивидуальный подход:– ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.
Взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.
Таким образом, использование в ДОУ данных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию дошкольников позволяет повысить родительскую компетенцию, родители принимают активное участие в воспитании и образовании своих детей, не занимают позицию стороннего наблюдателя. Родители в первую очередь должны стать примером для детей, так как они являются главным авторитетом в их жизни. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия детского сада и семьи в совместной проектной деятельности «Здоровье, спорт, сила, красота».
В прошлом году мы предложили родителям наших воспитанников создать «Портфолио дошкольника», в котором каждый родитель показал и рассказал о личности своего ребенка, его особенностях и потребностях. Тв...
Влияние игр на развитие речи и речевое общение детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете 21.02.2013 г. P.S. Данные восстановлены с сайта dou654@edusite.ru...

Методическая разработка: "Взаимодействие детского сада и семьи при реализации образовательной деятельности "Физическое развитие".
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на изменение качества дошкольного образования, ориентируя систему на создание условий для позитивной социал...

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей
В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом двух партнеров в совместном деле воспитания и развития д...

Организованная образовательная деятельность По развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. Тема "Звук М, буква М"
Тема: «Звуки М и М`»Буква МЦель и задачи:Познакомить со звуками М и М`; Учить определять позицию звука в слове;Определять гласный и согласный звук;Делить слова на слоги;Определять твё...
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Исследования педагогов и психологов обращают наше внимание на важную роль межличностного общения детей дошкольного возраста в контексте формирования полноценной личности и ее взаимоотношений с другими...

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...