«Сторителлинг как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста»
консультация

Позднышева Анна Павловна

Новый интерактивный метод- "сторителлинг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Сторителлинг как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста»

XV городская конференция

«Фестиваль педагогических идей-2022»

Представила опыт работы

воспитатель

МКДОУ «Детский сад № 14»

А.П.Позднышева

Здравствуйте коллеги! Меня зовут Анна Павловна Позднышева

Слайд 1.

Тема сегодняшнего выступления «Сторителлинг как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста».

Слайд 2. «Под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое».

Слайд 3. Во время непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи, я как воспитатель столкнулась с проблемой развития связной речи. В рассказах детей встречаются несоблюдения последовательности пересказа текста, события перестраиваются местами. Трудности у чаще всего возникают в выборе художественно-выразительных средств, бедный активный словарь. Составляя рассказ, ребята используют обыкновенные слова. Для решения проблемы я изучала литературу, просторы Интернета и подчеркнула для себя новый интерактивный метод- «сторителлинг». Он дает возможность в игровой форме улучшать и разнообразить речь, воображение, коммуникативные качества дошкольников.

Слайд 4.

Изобрел и испытал на опыте технологию человек отдаленный от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.

Слайд 5. Цели и задачи представлены на экране.

Слайд 6.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. С дошкольниками для развития речи я использую следующие виды сторителлинга:

1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. Допустим в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения (может быть классическим и активным).

2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «К нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом, повышается интерес ребёнка (классический сторителлинг).

3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов (активный сторителлинг).

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом (активный сторителлинг).

Слайд 7.

Дошкольникам сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

Слайд 8.

Это отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Слайд 9.

Выделяют несколько принципов хороших историй:

- простота; - неожиданность; - конкретность - реалистичность

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

#1042;ступление

Однажды , много лет назад…
В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили-были…
Когда-то давным-давно…

#1054;сновная часть истории

Что произошло с героем?
Кого он встретил или что нашел?
Что он планирует с этим делать?

#1047;аключение

Появляется решение поставленной проблемы
Короткий вывод (итог рассказа)

Слайд 10. На основе технологии сторителлинг создана игра «Story cubes». Оригинальную игру мы заказали в интеренете, но для детей она сложна в использовании.

Слайд 11. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились простые кубики (деревянные, пластмассовые, картонные), клей, ножницы и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков, в этой работе мне активно помогали и сами дети, мы сложили наборы кубиков в «волшебный мешочек». Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей. С помощью кубиков историй можно не только сочинять истории, но и играть в разнообразные речевые игры. Коллекция кубиков и игр постоянно пополняется.

Слайд 12 .

Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала детям сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди. Например, первый кубик бросил ребёнок, а следующий - я, и т.д. Таким образом, я направляю и корректирую сюжетную линию в нужном направлении. Уже после нескольких игр дети начали составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Слайд 13.

Существует множество способов игр с «Кубиками историй», в своей работе на данный момент использую два способа игры с «Кубиками историй».

1 способ. Для воспитанников младшего дошкольного возраста я использовала «Кубики историй» для обучения составлению фразы из 2-4 слов. Например, для закрепления материала, используются кубики с картинками из категорий «Домашние животные», «Фрукты», «Овощи». Ребенку предлагается встряхнуть кубики и бросить на стол. Выпавшие картинки поставить в ряд и рассказать, что у него получилось. Так как кубики ассоциируются у детей, прежде всего, с игрой, то они делают процесс обучения связному высказыванию увлекательным, веселым и незаметным для ребёнка.

2. второй способ игры, соченный мною и детьми вы можете увидеть на слайде. Этот способ эффективен на начальных этапах, при ознакомлении детей по обучению составлению коротких рассказов (из нескольких предложений). Для этого я использую только кубики с картинками из одной категории, так чтобы на выпавших гранях мы увидели один персонаж, одно место действия, один предмет и т.д. Складываю отобранные кубики (3 или 6 штук) в «Волшебный мешочек», трясём его и высыпаем кубики на стол. Затем помогаю детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернуться события, при каких обстоятельствах. Вместе с детьми раскладываю кубики для вступления, основной части и конца, помогаю выбрать подходящие слова для начала рассказа или сказки. В процессе составления рассказа задаю наводящие вопросы, помогаю связать выпавшие картинки в единую историю. Предлагаю составить сначала короткий рассказ из 3-х кубиков (персонаж, место действия, предмет), затем усложняю задачу: возьмем 6 кубиков (волшебник, персонаж, волшебный предмет, место действия, действие).

Слайд 14.

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая тема может раскрываться историей в картинках. Используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, я могу услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь. Данная игра интересна тем, что в ней нет неправильных ответов. Здесь никогда нет проигравших или победителей, ведь смысл игры не в состязании, а в творческом самовыражении ребенка, сочинении интересной истории. Планирую продолжать свою работу по данной теме.

Слайд 15.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста

В  развитии речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений выразительно воспроизводить стихи и п...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...