Проект по робототехнике " Занимательная робототехника"
проект (старшая группа)

Долгосрочный проект по Робототехнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_robototehnika.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Городской центр развития образования»

Аттестационная работа

«Занимательная робототехника»

в рамках курсов повышения квалификации

«Реализация STEM-направления в дошкольной образовательной организации на современном этапе"»

Работу выполнила: Кононова Олеся Владимировна.

МДОУ, Детский сад 108"

г. Ярославль.2023

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

По срокам проведения: долгосрочный –апрель 2023-март 2024.

По составу: групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Актуальность введения робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно- пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. [1] Робототехника и конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как она оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что техническое конструирование является одним из самых любимых и занимательных занятий детей. Систематически занимаясь техническим конструированием, дети успешно осваивают внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения), приобретают важные компоненты деятельности, такие как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, анализировать полученный результат, делать выводы. С помощью технических конструкторов и робототехники можно обучать и развивать дошкольников. Поэтому мы выбрали эту тему, чтобы познакомить детей с различными роботами. В рамках кружковой деятельности по программе «STEM – образование» мы проводим занятия по робототехнике. Это знакомит наших ребят с законами реального мира, учит применять теоретические знания на практике, развивает наблюдательность, инженерное мышление, креативность, способствует интеллектуальному развитию. [2] Идея проекта заключается в поиске новых инновационных технологий за счет обновлений содержания дошкольного образования, парциальной программы "STEM – образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности, нам удастся выстроить четко организованную систему, обеспечивающую важную для современного общества задачу - воспитание будущих инженерных кадров. Цель проекта: развивать инженерно– технические способности у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора ЛЕГО. Задачи проекта:

  • Организационные:
  • создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса;
  • разработать механизм внедрения ЛЕГО – конструирования в рамках культурной образовательной практики;
  • создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
  • Развивающие:
  • развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
  • развивать мелкую моторику.
  • Воспитательные:
  • воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
  • развивать коммуникативные компетенции: участие в беседе, обсуждении; формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  • развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Ресурсы проекта

Кадровые: Педагог, руководитель проекта–прошедший курсовую подготовку "LEGO-конструирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО", имеющий опыт участия в конкурсах инновационных проектов различных уровней.

Информационные:

Методические пособия: - конспекты занятия;

- художественная и познавательная литература для работы педагога с детьми

-консультации для родителей

- консультации для педагогов

Материально-технические:

- познавательно - обучающие видео ролики

- дидактические игры

- иллюстрации - разновидностей роботов, фотографии

-цветные карандаши, фломастеры

- акварельные краски

- Ноутбук, мышка

- Конструкторы LEGO

Этапы реализации проекта

I этап. Исследовательско – подготовительный:

- Разработка проекта;

- Изучить методическую и научно-популярную литературу;

- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме LEGO -конструирование и робототехника;

- Подбор и изготовление дидактического материала и пособий (конструктор);

- Составить план работы (занятий, мероприятий).

- Повышение профессионального мастерства педагогов: курсы повышения квалификации, консультирование, практикумы и т.д.

- Консультации для родителей.

II этап. Практический:

- Реализация мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников;

- Апробирование модели, обновления содержания конструктивной деятельности дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику;

III этап. Рефлексивно-обобщающий:

Этот этап предполагает подведение итогов проекта, анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте.

-Проведение открытых занятий с воспитанниками по LEGO –конструированию и робототехнике.

-Проведение итогового отчёта деятельности для родителей, педагогов.

-Проведение обучающих семинаров, круглых столов для обмена опытом по работе с инновационным оборудованием на муниципальном уровне.

-Участия воспитанников в фестивалях робототехники.


Календарный план реализации проекта

№ п/п

Мероприятие проекта

Сроки

Ожидаемые результаты

I этап: Исследовательско – подготовительный

1.

Изучение возможностей внедрения LEGO -конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий.

апрель

Анализ условий и выбор оптимальной формы внедрения LEGO –конструирования и робототехники в ДОУ.

2.

Сбор, систематизация и изучение методического, теоретического материала по проекту.

Апрель-май

Изучение методической и научно-популярной литературы.

3.

Приобрести конструкторы нового поколения.

апрель.

Приобретены конструкторы нового поколения

4.

Изучение LEGO - технологии для дошкольников; изучение основ робототехники.

Апрель-июнь

Придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер

5.

Изготовление дидактических пособий по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей по LEGO-конструированию.

Апрель-декабрь

Наглядный материал, дидактические игры и т.д.

6.

Организовать работу с родителями воспитанников образовательного учреждения по информационному просвещению данного вида деятельности.

Апрель-май

Анкетирование родителей;

Консультации для родителей

II этап Практический:

1.

Разработка примерных планов и методических материалов деятельности по LEGO-конструированию.

апрель

Составление перспективного плана работы.

2.

Кружок «»-

введение дополнительного образования. ЛЕГО- МАСТЕР Организация и проведение индивидуальных, мини - групповых занятий LEGO – конструирование и моделирование построек с использованием лего конструкторов.

На всём этапе проекта

Повышение качества образовательного процесса через LEGO-конструирование и робототехнику применяя конструкторы : LEGO - (1 раза в неделю).

3.

Повышение интереса родителей к LEGO-конструированию и

робототехнике через организацию активных форм взаимодействия с

родителями и детьми.

На всём этапе проекта

-Тесное взаимодействие с родителями;

-Заинтересованность родителей в качестве образовательной услуги по робототехнике;

-Активное участие родителей

в совместных проектах;

-консультации для родителей.

4.

Достижение планируемых результатов воспитанниками по LEGO -конструированию и робототехнике.

январь

-участие детей в конкурсах ДОУ, по LEGO - конструированию и робототехнике.

5.

Распространение успешного педагогического опыта.

февраль

Распространение опыта работы через консультации педагогам ДОУ по LEGO -конструированию и робототехнике

III этап – рефлексивно-обобщающий:

1.

Подведение итогов проекта,

март

Отчет о реализации проекта в ДОУ.

2.

Повышение образовательного уровня

март-апрель

- Проведение обучающих семинаров

- Круглых столов консультаций, практических занятий,

3.

Результаты воспитанников по LEGO-конструированию

апрель

-показ открытых мероприятий с воспитанниками ДОУ педагогов.

-Организация выставки: «Дети играют в ЛЕГО».

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

- определять и называть детали конструктора;

- конструировать по образцу, по чертежу, по заданной схеме, самостоятельно

строить схему;

- уметь работать по инструкции;

- уметь излагать свой замысел, отстаивать свою точку зрения, анализировать

проблемную ситуацию и находить пути решения, данной ситуации;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью

педагога.

- уметь работать в коллективе, распределяя обязанности между собой;

- рассказывать о созданной модели.

Для педагогов:

- Овладение педагогами подготовительных групп новыми педагогическими

технологиями, изучение методических материалов и разработок по

техническому конструированию и робототехнике;

- повышение опыта работы в области робототехники педагогов, путем

изучения опыта работы других организаций, участие в конкурсах, мастер

классах по основам робототехники в ДОУ.

Для родителей:

- Повышение уровня знаний родителей в области робототехники через

вовлечение родителей в совместный процесс воспитания детей в условиях

ДОУ

- выраженная активность родителей в совместной образовательной

деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.


Заключение

За прошедший учебный год разработан и внедрен в образовательный процесс план работы с воспитанниками по робототехническому конструированию. Повысилась педагогическая компетентность педагогов подготовительных групп по данной теме.

Дети освоили азы робототехнического конструирования, научились работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок смог проявить себя, почувствовать себя нужным. Техническое конструирование помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.

Цель и задачи проекта успешно реализованы. Считаю проделанную работу эффективной и перспективной.


Список литературы

1. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

2. Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Легоконструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: /

3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.

4. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.

5. «Лего - конструирование в детском саду» Е.В. Фешин - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

6. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: /

7. «Строим из Лего» Л. Г.Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

8. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л.Г. Комарова– Москва, 2001.

9. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Мастер- класс:

«Робототехника в ДОУ –

первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

Внедрение в деятельность дошкольных образовательных учреждений технического направления работы с детьми обусловлена тем, что сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, осуществляющих огромную помощь людям и заменяющим им физический труд большого количества людей или умственный труд, требующий большой концентрации внимания и математической точности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизни и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки, они пытаются понять, как они устроены. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи робототехники. Эта возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить, как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству. Основы робототехники дети изучают в процессе освоения конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями и решаемыми с ее помощью задачами, которые представлены на слайде. Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным образом их все в себе соединяет.

Электронный конструктор— это настоящая находка для маленького гения! Танк, рыцарь, кузнечик или гоночный болид — каждая из моделей двигается при помощи электромеханического привода. Собирать любой из вариантов или придумывать свой — пусть фантазия юного инженера не знает границ!

Как вы думаете, в какой последовательности следует начинать собирать модели? (ответы коллег)

Обобщая ваши высказывания можно сказать, что в старшем дошкольном возрасте освоение навыков робото-конструирования происходит в 3 этапа:

1. Познакомить с конструктором и инструкциями по сборке #1059;чить собирать простые конструкции по образцу

3. Этап усовершенствования предложенных моделей, создание более сложных. В результате развития навыков, логического мышления и хороших качественных результатов робототехники дети могут участвовать в выставках, конкурсах, проектах, презентациях.

Но чтобы ребёнок смог быстрее освоить, научиться правильно читать схемы, собирать роботов, педагог должен сам научиться создавать их, чтобы потом помочь ребёнку.

Сегодня мы предлагаем вам познакомься с конструктором «ЭВРИКА. Наноботы 4 в 1».

Пожалуйста, просим вас вытянуть жетоны, найти свой цвет и занять место за столами.

Мы предлагаем устроить мини- батлл. Скажите, пожалуйста, что такое батлл?

- Состязание, соревнование.

- Вот и мы сегодня с вами устроим небольшое состязание. Перед вами, дорогие участники, контейнеры с набором деталей.

Конструктор позволит собрать четыре вида роботов — наноботов

Следуйте инструкции и создайте своего космического героя, а затем управляйте им с помощью радиопульта.

За 15 минут вам нужно собрать гоночный болид, используя необходимые детали. Затем мы устроим небольшие соревнования с препятствиями, чтобы проверить ваши болиды.

Чтобы робот пришёл в движение, вставьте в полученное устройство 4 батарейки типа ААА и 2 батарейки типа АА в пульт. Запрограммируйте

пульт так, как показано в инструкции, и наведите его на нанобота. Подчиняясь командам, игрушка будет перемещаться вперёд, назад, вправо и влево, без труда обойдёт все препятствия и быстро разовьёт скорость.

Молодцы! Все болиды дошли до финиша.

Скажите, вам было интересно? Испытывали ли вы затруднения, в чём? Уважаемые коллеги, сегодня всё получилось! Я надеюсь, данный мастер – класс будет полезен в вашей работе по робототехнике.

Так как конструкторы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, мы передаём их на подготовительные группы. Желаем удачи Вам и вашим воспитанникам!


Консультация для родителей

«Робототехника в детском саду: нужна ли она детям 5-6 лет?»

Мы живём в мире цифровых технологий и грандиозных открытий. Именно по этой причине многие родители записывают своих детей в кружки по изучению робототехники. Дошкольное образование способно развить таланты ребёнка и решить определённые задачи!

Почему робототехника нужна в детском саду ? Каждое занятие по робототехнике в детском саду проходит по заранее разработанному плану, используются специальные методики обучения.

Регулярное посещение таких уроков ребёнком позволит решить следующие задачи:

развитие мелкой моторики. Благодаря наличию большого количества мелких деталей ребёнок учится работать с ними, параллельно развивая моторику рук. Именно от движений рук во многом зависит речевая способность малыша, тренировки мелкой моторики способствуют улучшению внимания, развития мышления и воображения, а также зрительной и двигательной памяти;

получение навыков математики и счёта. Во время работы с конструкторами малыш имеет дело с элементами разного размера и формы, а также учится сравнивать их между собой и считать (до 15 деталей);

обучение конструированию. Каждый ребёнок имеет уникальную возможность познакомиться с основами механики и узнать более детально об инженерии.

Кроме этого внедрение робототехники в детский сад научит детей:

действовать в команде;

самостоятельно принимать сложные решения;

не бояться экспериментировать;

выступать с презентацией своего проекта.

К каждому ребенку реализуется индивидуальный подход, что гарантирует получение первых результатов уже через несколько занятий.

Постепенно ребёнок научится усидчивости и узнает, как мыслить логично.

Главная особенность таких занятий - решение неуникальных проблем, решить которые можно различными способами. Такой подход позволит развивать индивидуальность каждого ученика, а не учить их мыслить одинаково. Занятия проходят в игровой форме, используются понятные и знакомые для ребёнка материалы.

Постепенно ребёнок научится усидчивости и узнает, как мыслить логично.

Главная особенность таких занятий - решение неуникальных проблем, решить которые можно различными способами. Такой подход позволит развивать индивидуальность каждого ученика, а не учить их мыслить одинаково. Занятия проходят в игровой форме, используются понятные и знакомые для ребёнка материалы.

Как и где заниматься?

Занятия по робототехнике для детей проводятся в группах детских садов, а также на платной основе в специальных подготовительных учреждениях, где имеются квалифицированные кадры, работающие именно в данном направлении.

Алгоритм выглядит так:

Малыши получают набор конструктора и задание (к примеру, собрать животное по инструкции). Конструирование. Как правило, над созданием одного робота работает команда из 2-3 ребят.

Программирование. Написание ребенком простейшей программы, которая будет управлять роботом, на компьютере. Не стоит волноваться, что малыш проведет перед монитором много времени,

– образовательные конструкторы сделаны таким образом, что на создание программы не потребуется более 10-15 минут, а это и есть разрешенное время. Данный этап пропускается для самых маленьких «техников».

Тестирование. Дети вместе с педагогом проверяют, удалось ли им выполнить цель – то есть производит ли робот те действия, которые заложены в него программой. На ранних стадиях этап убирается, заменяется презентацией своего творения.

Не стоит пугаться – описанный выше алгоритм включает в себя несколько занятий, которые поддержат интерес малыша, ведь ему непременно захочется завершить создание собственного робота и проверить его работоспособность. Лучше всего заниматься робототехникой в специально оборудованном для этого кабинете. Именно здесь должно располагаться все необходимое для комфорта ребенка.

Пятиминутки, физкультминутки

Робот-танцор

В го-ло-ве мо-ей же-лез-ной,

Робот останавливается на краю сцены и стучит себя по голове. Слова произносит отрывисто, по слогам.

Хоть моз-гов и нет сов-сем,

Робот разводит руками.

За-ме-ня-ют их чу-де-сно

Па-ра-тро-йка мик-ро-схем!

Робот показывает расстоянием между указательным и большим пальцами размер чипа.

Вмес-то па-пы, вмес-то ма-мы –

Слу-ша-юсь сво-ей про-грам-мы.

Робот делает под козырек.

Го-во-рит она мне, что-бы

Тан-це-вал под ел-кой ро-бот!

Перед словом «робот» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску. После этого Робот танцует. Если есть возможность, включите подходящую музыкальную фонограмму.

Умный робот

Я не просто железяка –

Робот стучит кулаком по своему корпусу.

У меня есть интеллект!

Робот многозначительно поднимает палец вверх.

Пи до тысячного знака

Вычислю в один момент,

Робот показывает зрителям табличку со множеством цифр.

Много графиков построю,

Робот показывает зрителям табличку с графиками.

Доступ в интернет открою!

Робот открывает на груди дверцу.

Человекам важно, чтобы

Помогал им умный робот.

Перед словом «робот» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску.

Дружелюбный робот

Нет руля и нету шин,

Но я родственник машин.

Робот разводит руками.

Хоть с квадратной головой,

Робот стучит себя по голове.

Я почти как вы живой:

Робот указывает на зрителей.

Я стою

Робот замирает.

и я хожу.

Робот делает несколько шагов по сцене своей отрывистой характерной походкой.

Кто захочет, с тем дружу.

Робот протягивает руку всем находящимся на сцене по очереди, а потом и зрителям.

Пусть немного твердолобый,

Робот снова стучит себя по голове.

Но я очень добрый робот.

Перед словом «робот» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску.

Андроид

Я умнее всех на свете,

Андроид прикладывает кулак ко лбу жестом мыслителя.

Совершенней

Андроид принимает горделивую позу и задирает нос.

и сильней!

Андроид демонстрирует мускулы или поднимает со сцены большущую надувную гирю.

Я могу прожить столетья,

Не меняя батарей.

Андроид простирает руку в бесконечность.

Только есть одна беда –

Не влюблюсь я никогда.

Андроид удрученно вздыхает.

Хоть на вид, как гуманоид, –

Я – машина, я – андроид.

Перед словом «андроид» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску.


ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Не забываем, что роль ведущего в старшем дошкольном возрасте берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление.

Чья команда быстрее построит

Цели: - учить строить в команде, помогать друг другу - развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребёнок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Найди такую же деталь, как на карточке Цель: закреплять названия деталей LEGO-конструктора Дети по очереди берут карточку с чертежом детали LEGO-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце дети придумывают название постройки.

Таинственный мешочек

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь Педагог держит мешочек с деталями LEGO-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

Разложи детали по местам Цель: Закреплять названия деталей LEGO-конструктора Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

Светофор

Цель: -закреплять значение сигналов светофора - развивать внимание, память 1 вариант: Педагог – «светофор», дети – «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут. 2 вариант: Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет. 3 вариант: На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте.

Волшебная дорожка

Дети сидят в кругу (вокруг стола), у каждого ребенка есть конструктор. Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такого же размера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по робототехнике «Котёнок Робс» Тренажёр по воспитанию домашнего животного в ДОУ

Проект по робототехнике «Котёнок Робс» Тренажёр по воспитанию домашнего животного в ДОУ Проект«Котёнок Робс»РАЗРАБОТЧИК:БЕСКОРОВАЙНАЯ ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЦель проекта: Р...

Проект по робототехнике "Трактор"

Создание робота из Lego Wedo 2.0...

Проект по робототехнике в подготовительной группе детского сада "Инженерики".

Практико-ориентировочный проект по робототехнике для подготовительной группы детского сада, расчитанный на один учебный год. Участниками проекта являются : воспитатель, дети подготовительной группы и ...

Проект. Образовательная робототехника для дошкольников.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

Проект по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста с использованием робота Bee-Bot «Умная пчелка»

Цель: знакомство детей с робототехникой и основами простейшего программирования.Использование технической новинки, в частности робототехнического устройства Bee-Bot «Умная пчела» особо зна...

Проект по робототехнике "Роботёнок" для детей 6-7 лет

Практико - ориентированный проект для детей дошкольного возраста6-7 лет "Роботёнок"...