Проект по робототехнике " Занимательная робототехника"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Городской центр развития образования»
Аттестационная работа
«Занимательная робототехника»
в рамках курсов повышения квалификации
«Реализация STEM-направления в дошкольной образовательной организации на современном этапе"»
Работу выполнила: Кононова Олеся Владимировна.
МДОУ, Детский сад 108"
г. Ярославль.2023
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
По срокам проведения: долгосрочный –апрель 2023-март 2024.
По составу: групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.
Актуальность введения робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно- пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. [1] Робототехника и конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как она оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что техническое конструирование является одним из самых любимых и занимательных занятий детей. Систематически занимаясь техническим конструированием, дети успешно осваивают внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения), приобретают важные компоненты деятельности, такие как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, анализировать полученный результат, делать выводы. С помощью технических конструкторов и робототехники можно обучать и развивать дошкольников. Поэтому мы выбрали эту тему, чтобы познакомить детей с различными роботами. В рамках кружковой деятельности по программе «STEM – образование» мы проводим занятия по робототехнике. Это знакомит наших ребят с законами реального мира, учит применять теоретические знания на практике, развивает наблюдательность, инженерное мышление, креативность, способствует интеллектуальному развитию. [2] Идея проекта заключается в поиске новых инновационных технологий за счет обновлений содержания дошкольного образования, парциальной программы "STEM – образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности, нам удастся выстроить четко организованную систему, обеспечивающую важную для современного общества задачу - воспитание будущих инженерных кадров. Цель проекта: развивать инженерно– технические способности у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора ЛЕГО. Задачи проекта:
- Организационные:
- создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса;
- разработать механизм внедрения ЛЕГО – конструирования в рамках культурной образовательной практики;
- создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
- Развивающие:
- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
- развивать мелкую моторику.
- Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- развивать коммуникативные компетенции: участие в беседе, обсуждении; формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Ресурсы проекта
Кадровые: Педагог, руководитель проекта–прошедший курсовую подготовку "LEGO-конструирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО", имеющий опыт участия в конкурсах инновационных проектов различных уровней.
Информационные:
Методические пособия: - конспекты занятия;
- художественная и познавательная литература для работы педагога с детьми
-консультации для родителей
- консультации для педагогов
Материально-технические:
- познавательно - обучающие видео ролики
- дидактические игры
- иллюстрации - разновидностей роботов, фотографии
-цветные карандаши, фломастеры
- акварельные краски
- Ноутбук, мышка
- Конструкторы LEGO
Этапы реализации проекта
I этап. Исследовательско – подготовительный:
- Разработка проекта;
- Изучить методическую и научно-популярную литературу;
- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме LEGO -конструирование и робототехника;
- Подбор и изготовление дидактического материала и пособий (конструктор);
- Составить план работы (занятий, мероприятий).
- Повышение профессионального мастерства педагогов: курсы повышения квалификации, консультирование, практикумы и т.д.
- Консультации для родителей.
II этап. Практический:
- Реализация мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников;
- Апробирование модели, обновления содержания конструктивной деятельности дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику;
III этап. Рефлексивно-обобщающий:
Этот этап предполагает подведение итогов проекта, анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте.
-Проведение открытых занятий с воспитанниками по LEGO –конструированию и робототехнике.
-Проведение итогового отчёта деятельности для родителей, педагогов.
-Проведение обучающих семинаров, круглых столов для обмена опытом по работе с инновационным оборудованием на муниципальном уровне.
-Участия воспитанников в фестивалях робототехники.
Календарный план реализации проекта
№ п/п | Мероприятие проекта | Сроки | Ожидаемые результаты | |||
I этап: Исследовательско – подготовительный | ||||||
1. | Изучение возможностей внедрения LEGO -конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий. | апрель | Анализ условий и выбор оптимальной формы внедрения LEGO –конструирования и робототехники в ДОУ. | |||
2. | Сбор, систематизация и изучение методического, теоретического материала по проекту. | Апрель-май | Изучение методической и научно-популярной литературы. | |||
3. | Приобрести конструкторы нового поколения. | апрель. | Приобретены конструкторы нового поколения | |||
4. | Изучение LEGO - технологии для дошкольников; изучение основ робототехники. | Апрель-июнь | Придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер | |||
5. | Изготовление дидактических пособий по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей по LEGO-конструированию. | Апрель-декабрь | Наглядный материал, дидактические игры и т.д. | |||
6. | Организовать работу с родителями воспитанников образовательного учреждения по информационному просвещению данного вида деятельности. | Апрель-май | Анкетирование родителей; Консультации для родителей | |||
| ||||||
II этап Практический: | ||||||
1. | Разработка примерных планов и методических материалов деятельности по LEGO-конструированию. | апрель | Составление перспективного плана работы. | |||
2. | Кружок «»- введение дополнительного образования. ЛЕГО- МАСТЕР Организация и проведение индивидуальных, мини - групповых занятий LEGO – конструирование и моделирование построек с использованием лего конструкторов. | На всём этапе проекта | Повышение качества образовательного процесса через LEGO-конструирование и робототехнику применяя конструкторы : LEGO - (1 раза в неделю). | |||
3. | Повышение интереса родителей к LEGO-конструированию и робототехнике через организацию активных форм взаимодействия с родителями и детьми. | На всём этапе проекта | -Тесное взаимодействие с родителями; -Заинтересованность родителей в качестве образовательной услуги по робототехнике; -Активное участие родителей в совместных проектах; -консультации для родителей. | |||
|
|
|
| |||
4. | Достижение планируемых результатов воспитанниками по LEGO -конструированию и робототехнике. | январь | -участие детей в конкурсах ДОУ, по LEGO - конструированию и робототехнике. | |||
5. | Распространение успешного педагогического опыта. | февраль | Распространение опыта работы через консультации педагогам ДОУ по LEGO -конструированию и робототехнике | |||
III этап – рефлексивно-обобщающий: | ||||||
1. | Подведение итогов проекта, | март | Отчет о реализации проекта в ДОУ. | |||
2. | Повышение образовательного уровня | март-апрель | - Проведение обучающих семинаров - Круглых столов консультаций, практических занятий, | |||
3. | Результаты воспитанников по LEGO-конструированию | апрель | -показ открытых мероприятий с воспитанниками ДОУ педагогов. -Организация выставки: «Дети играют в ЛЕГО». |
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- определять и называть детали конструктора;
- конструировать по образцу, по чертежу, по заданной схеме, самостоятельно
строить схему;
- уметь работать по инструкции;
- уметь излагать свой замысел, отстаивать свою точку зрения, анализировать
проблемную ситуацию и находить пути решения, данной ситуации;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога.
- уметь работать в коллективе, распределяя обязанности между собой;
- рассказывать о созданной модели.
Для педагогов:
- Овладение педагогами подготовительных групп новыми педагогическими
технологиями, изучение методических материалов и разработок по
техническому конструированию и робототехнике;
- повышение опыта работы в области робототехники педагогов, путем
изучения опыта работы других организаций, участие в конкурсах, мастер
классах по основам робототехники в ДОУ.
Для родителей:
- Повышение уровня знаний родителей в области робототехники через
вовлечение родителей в совместный процесс воспитания детей в условиях
ДОУ
- выраженная активность родителей в совместной образовательной
деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
Заключение
За прошедший учебный год разработан и внедрен в образовательный процесс план работы с воспитанниками по робототехническому конструированию. Повысилась педагогическая компетентность педагогов подготовительных групп по данной теме.
Дети освоили азы робототехнического конструирования, научились работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок смог проявить себя, почувствовать себя нужным. Техническое конструирование помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.
Цель и задачи проекта успешно реализованы. Считаю проделанную работу эффективной и перспективной.
Список литературы
1. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
2. Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Легоконструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: /
3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
5. «Лего - конструирование в детском саду» Е.В. Фешин - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
6. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: /
7. «Строим из Лего» Л. Г.Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
8. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л.Г. Комарова– Москва, 2001.
9. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мастер- класс:
«Робототехника в ДОУ –
первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
Внедрение в деятельность дошкольных образовательных учреждений технического направления работы с детьми обусловлена тем, что сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, осуществляющих огромную помощь людям и заменяющим им физический труд большого количества людей или умственный труд, требующий большой концентрации внимания и математической точности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизни и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки, они пытаются понять, как они устроены. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи робототехники. Эта возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить, как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству. Основы робототехники дети изучают в процессе освоения конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями и решаемыми с ее помощью задачами, которые представлены на слайде. Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным образом их все в себе соединяет.
Электронный конструктор— это настоящая находка для маленького гения! Танк, рыцарь, кузнечик или гоночный болид — каждая из моделей двигается при помощи электромеханического привода. Собирать любой из вариантов или придумывать свой — пусть фантазия юного инженера не знает границ!
Как вы думаете, в какой последовательности следует начинать собирать модели? (ответы коллег)
Обобщая ваши высказывания можно сказать, что в старшем дошкольном возрасте освоение навыков робото-конструирования происходит в 3 этапа:
1. Познакомить с конструктором и инструкциями по сборке #1059;чить собирать простые конструкции по образцу
3. Этап усовершенствования предложенных моделей, создание более сложных. В результате развития навыков, логического мышления и хороших качественных результатов робототехники дети могут участвовать в выставках, конкурсах, проектах, презентациях.
Но чтобы ребёнок смог быстрее освоить, научиться правильно читать схемы, собирать роботов, педагог должен сам научиться создавать их, чтобы потом помочь ребёнку.
Сегодня мы предлагаем вам познакомься с конструктором «ЭВРИКА. Наноботы 4 в 1».
Пожалуйста, просим вас вытянуть жетоны, найти свой цвет и занять место за столами.
Мы предлагаем устроить мини- батлл. Скажите, пожалуйста, что такое батлл?
- Состязание, соревнование.
- Вот и мы сегодня с вами устроим небольшое состязание. Перед вами, дорогие участники, контейнеры с набором деталей.
Конструктор позволит собрать четыре вида роботов — наноботов
Следуйте инструкции и создайте своего космического героя, а затем управляйте им с помощью радиопульта.
За 15 минут вам нужно собрать гоночный болид, используя необходимые детали. Затем мы устроим небольшие соревнования с препятствиями, чтобы проверить ваши болиды.
Чтобы робот пришёл в движение, вставьте в полученное устройство 4 батарейки типа ААА и 2 батарейки типа АА в пульт. Запрограммируйте
пульт так, как показано в инструкции, и наведите его на нанобота. Подчиняясь командам, игрушка будет перемещаться вперёд, назад, вправо и влево, без труда обойдёт все препятствия и быстро разовьёт скорость.
Молодцы! Все болиды дошли до финиша.
Скажите, вам было интересно? Испытывали ли вы затруднения, в чём? Уважаемые коллеги, сегодня всё получилось! Я надеюсь, данный мастер – класс будет полезен в вашей работе по робототехнике.
Так как конструкторы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, мы передаём их на подготовительные группы. Желаем удачи Вам и вашим воспитанникам!
Консультация для родителей
«Робототехника в детском саду: нужна ли она детям 5-6 лет?»
Мы живём в мире цифровых технологий и грандиозных открытий. Именно по этой причине многие родители записывают своих детей в кружки по изучению робототехники. Дошкольное образование способно развить таланты ребёнка и решить определённые задачи!
Почему робототехника нужна в детском саду ? Каждое занятие по робототехнике в детском саду проходит по заранее разработанному плану, используются специальные методики обучения.
Регулярное посещение таких уроков ребёнком позволит решить следующие задачи:
развитие мелкой моторики. Благодаря наличию большого количества мелких деталей ребёнок учится работать с ними, параллельно развивая моторику рук. Именно от движений рук во многом зависит речевая способность малыша, тренировки мелкой моторики способствуют улучшению внимания, развития мышления и воображения, а также зрительной и двигательной памяти;
получение навыков математики и счёта. Во время работы с конструкторами малыш имеет дело с элементами разного размера и формы, а также учится сравнивать их между собой и считать (до 15 деталей);
обучение конструированию. Каждый ребёнок имеет уникальную возможность познакомиться с основами механики и узнать более детально об инженерии.
Кроме этого внедрение робототехники в детский сад научит детей:
действовать в команде;
самостоятельно принимать сложные решения;
не бояться экспериментировать;
выступать с презентацией своего проекта.
К каждому ребенку реализуется индивидуальный подход, что гарантирует получение первых результатов уже через несколько занятий.
Постепенно ребёнок научится усидчивости и узнает, как мыслить логично.
Главная особенность таких занятий - решение неуникальных проблем, решить которые можно различными способами. Такой подход позволит развивать индивидуальность каждого ученика, а не учить их мыслить одинаково. Занятия проходят в игровой форме, используются понятные и знакомые для ребёнка материалы.
Постепенно ребёнок научится усидчивости и узнает, как мыслить логично.
Главная особенность таких занятий - решение неуникальных проблем, решить которые можно различными способами. Такой подход позволит развивать индивидуальность каждого ученика, а не учить их мыслить одинаково. Занятия проходят в игровой форме, используются понятные и знакомые для ребёнка материалы.
Как и где заниматься?
Занятия по робототехнике для детей проводятся в группах детских садов, а также на платной основе в специальных подготовительных учреждениях, где имеются квалифицированные кадры, работающие именно в данном направлении.
Алгоритм выглядит так:
Малыши получают набор конструктора и задание (к примеру, собрать животное по инструкции). Конструирование. Как правило, над созданием одного робота работает команда из 2-3 ребят.
Программирование. Написание ребенком простейшей программы, которая будет управлять роботом, на компьютере. Не стоит волноваться, что малыш проведет перед монитором много времени,
– образовательные конструкторы сделаны таким образом, что на создание программы не потребуется более 10-15 минут, а это и есть разрешенное время. Данный этап пропускается для самых маленьких «техников».
Тестирование. Дети вместе с педагогом проверяют, удалось ли им выполнить цель – то есть производит ли робот те действия, которые заложены в него программой. На ранних стадиях этап убирается, заменяется презентацией своего творения.
Не стоит пугаться – описанный выше алгоритм включает в себя несколько занятий, которые поддержат интерес малыша, ведь ему непременно захочется завершить создание собственного робота и проверить его работоспособность. Лучше всего заниматься робототехникой в специально оборудованном для этого кабинете. Именно здесь должно располагаться все необходимое для комфорта ребенка.
Пятиминутки, физкультминутки
Робот-танцор | ||
В го-ло-ве мо-ей же-лез-ной, | Робот останавливается на краю сцены и стучит себя по голове. Слова произносит отрывисто, по слогам. | |
Хоть моз-гов и нет сов-сем, | Робот разводит руками. | |
За-ме-ня-ют их чу-де-сно Па-ра-тро-йка мик-ро-схем! | Робот показывает расстоянием между указательным и большим пальцами размер чипа. | |
Вмес-то па-пы, вмес-то ма-мы – Слу-ша-юсь сво-ей про-грам-мы. | Робот делает под козырек. | |
Го-во-рит она мне, что-бы Тан-це-вал под ел-кой ро-бот! | Перед словом «робот» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску. После этого Робот танцует. Если есть возможность, включите подходящую музыкальную фонограмму. | |
Умный робот
Я не просто железяка – | Робот стучит кулаком по своему корпусу. |
У меня есть интеллект! | Робот многозначительно поднимает палец вверх. |
Пи до тысячного знака Вычислю в один момент, | Робот показывает зрителям табличку со множеством цифр. |
Много графиков построю, | Робот показывает зрителям табличку с графиками. |
Доступ в интернет открою! | Робот открывает на груди дверцу. |
Человекам важно, чтобы Помогал им умный робот. | Перед словом «робот» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску. |
Дружелюбный робот
Нет руля и нету шин, Но я родственник машин. | Робот разводит руками. |
Хоть с квадратной головой, | Робот стучит себя по голове. |
Я почти как вы живой: | Робот указывает на зрителей. |
Я стою | Робот замирает. |
и я хожу. | Робот делает несколько шагов по сцене своей отрывистой характерной походкой. |
Кто захочет, с тем дружу. | Робот протягивает руку всем находящимся на сцене по очереди, а потом и зрителям. |
Пусть немного твердолобый, | Робот снова стучит себя по голове. |
Но я очень добрый робот. | Перед словом «робот» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску. |
Андроид
Я умнее всех на свете, | Андроид прикладывает кулак ко лбу жестом мыслителя. |
Совершенней | Андроид принимает горделивую позу и задирает нос. |
и сильней! | Андроид демонстрирует мускулы или поднимает со сцены большущую надувную гирю. |
Я могу прожить столетья, Не меняя батарей. | Андроид простирает руку в бесконечность. |
Только есть одна беда – Не влюблюсь я никогда. | Андроид удрученно вздыхает. |
Хоть на вид, как гуманоид, – Я – машина, я – андроид. | Перед словом «андроид» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску. |
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Не забываем, что роль ведущего в старшем дошкольном возрасте берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление.
Чья команда быстрее построит
Цели: - учить строить в команде, помогать друг другу - развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребёнок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.
Найди такую же деталь, как на карточке Цель: закреплять названия деталей LEGO-конструктора Дети по очереди берут карточку с чертежом детали LEGO-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце дети придумывают название постройки.
Таинственный мешочек
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь Педагог держит мешочек с деталями LEGO-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.
Разложи детали по местам Цель: Закреплять названия деталей LEGO-конструктора Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.
Светофор
Цель: -закреплять значение сигналов светофора - развивать внимание, память 1 вариант: Педагог – «светофор», дети – «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут. 2 вариант: Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет. 3 вариант: На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте.
Волшебная дорожка
Дети сидят в кругу (вокруг стола), у каждого ребенка есть конструктор. Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такого же размера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по робототехнике «Котёнок Робс» Тренажёр по воспитанию домашнего животного в ДОУ
Проект по робототехнике «Котёнок Робс» Тренажёр по воспитанию домашнего животного в ДОУ Проект«Котёнок Робс»РАЗРАБОТЧИК:БЕСКОРОВАЙНАЯ ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЦель проекта: Р...

Проект по робототехнике в подготовительной группе детского сада "Инженерики".
Практико-ориентировочный проект по робототехнике для подготовительной группы детского сада, расчитанный на один учебный год. Участниками проекта являются : воспитатель, дети подготовительной группы и ...

Проект. Образовательная робототехника для дошкольников.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

Проект по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста с использованием робота Bee-Bot «Умная пчелка»
Цель: знакомство детей с робототехникой и основами простейшего программирования.Использование технической новинки, в частности робототехнического устройства Bee-Bot «Умная пчела» особо зна...

Проект по робототехнике "Роботёнок" для детей 6-7 лет
Практико - ориентированный проект для детей дошкольного возраста6-7 лет "Роботёнок"...