Проект. Образовательная робототехника для дошкольников.
проект (старшая, подготовительная группа)

Портнова Ольга Ивановна

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. 
Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) — это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики. Необычайная популярность LEGO объясняется просто - эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива/ Для любознательных – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Робототехника23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект.

Образовательная робототехника для дошкольников.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. 
Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) — это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики. 
Необычайная популярность LEGO объясняется просто - эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива/ Для любознательных – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства. 
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.
В США, Японии, Корее, Китае, в ряде европейских государств робототехника развивается семимильными шагами. Уже с детского сада дети имеют возможность посещать клубы и инновационные центры, посвященные робототехнике и высоким технологиям. Япония - страна, где модернизация и робототехника возведены в культ. Именно поэтому мы наблюдаем высокоскоростной технологический рост в стране. 
А что же у нас? 
В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. А ведь оно вскоре будет очень востребовано и престижно в будущем. Уже сейчас в России имеется огромный спрос на специалистов, обладающих знаниями в этой области.
За этой технологией - большое будущее. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой, исходя из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребёнка к познанию. Основными формами деятельности станут: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.
Был разработан проект "Образовательная робототехника для дошкольников", основными идеями которого являются:
- конкретизация принципа интегрированного подхода в образовательной и воспитательной работе с детьми, что соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам;
- внесение новых элементов взаимодействия и сотрудничества между детским садом, школой и родителями;
- отражение принципиально новых идей, которые сводятся к тому, чтобы создать образовательную среду для ребенка, которая облегчит возможность раскрытия его собственного потенциала, и позволит свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Лего-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Лего-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач являющихся прочным фундаментом содержания образования на всем периоде обучения начиная от детского сада до последипломного и курсового обучения. 
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на универсальные учебные действия (УУД), которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно используются для дальнейшего всестороннего развития учащихся. 
Цели и задачи проекта
Основная цель проекта - создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно – технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования лего-конструкторов и образовательной робототехники.
Объект исследования: влияние лего-конструирования и образовательной робототехники на формирования предпосылок универсальных учебных действий воспитанников.
Предмет исследования: взаимодействие и сотрудничество между детским садом, школой и родителями воспитанников.
Субъект исследования: участники образовательных отношений.
Основные задачи реализации проекта:
1. Создание условий для внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО
2. Разработка системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники и лего-конструирования.
3. Апробация разработанной системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники и лего-конструирования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности нам удастся выстроить четко организованную систему, обеспечивающую преемственность со школой и работающую на важную для современного общества задачу - воспитание будущих инженерных кадров России.
Новизна проекта: проект является актуальным и социально значимым, так как ориентирован на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, технически грамотной личности ребенка.
Исходные теоретические положения проекта касаются: методологических основ проектной деятельности, понимания сущности базовых понятий проектной деятельности
• положения педагогики дошкольного этапа образования; результаты психолого-педагогических исследований по вопросам развития психических процессов, представление о зоне ближайшего развития, о резервных возможностях психики дошкольников, о способностях к «внутреннему плану действия», проблемы развития психики, развитие интеллектуальных способностей, вопросы психологии обучения;
• исследования об особенностях конструктивного мышления у дошкольников: непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов, возможность решать задачу разными путями, связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности;
• теоретические разработки в области компьютеризации образования;

Пути реализации проекта:

Для эффективной организации лего-конструирования и робототехники необходимо обустроить среду, где будут проводиться процесс интегрированного развития детей: 
1. Обучение детей мыслительной деятельности через игру, направленную на развитие внимания, активизацию познавательной деятельности. 
2. Совершенствование сенсорно-тактильной и двигательной сферы. 
3. Формирование и коррекция поведения и многое другое – все это способствует развитию и повышает интерес к обучению. 
Механизм реализации проекта
Задача Планируемый результат
1 этап подготовительно-проектировочный:
Изучены технологии учебного процесса оптимальные для дошкольников при изучении основ робототехники и конструирования.
Разработка и внедрение в образовательный процесс рабочих программ, обеспечивающих интегрированный подход к организации образовательного процесса по ИКТ и образовательной робототехнике. Повышено качество образовательного процесса при подготовке детей к школе через, образовательную робототехнику и лего-конструирование
2 этап практический:
Использование ИКТ - оборудования в образовательном процессе: совместной, досуговой, диагностической. Установление взаимодействия с социальными партнерами

3 этап контрольно-аналитический:
Обобщение и распространение опыта внедрения и использования конструирования, робототехники в образовательном пространстве. Обобщение опыта на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
Вывод:  Необходимо использовать робототехнику и лего-конструирование, как один из способов достижения цели и задач в данном проекте.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ непосредственно для конструктивно – игровых целей (сюжетно-ролевых играх, играх театрализациях, дидактических играх и упражнениях). Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира.
Робототехника и лего-конструирование помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.
Наиболее полно раскрыть особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявление речевых возможностей ребенка, установление уровня его коммуникабельности.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ в коррекционно-развивающем и образовательном процессах.
Коррекционная работа (по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи, расширение обогащение словаря, грамматический строй речи, связная речь, мелкая моторика и т.д.) через использование конструирования и образовательной робототехники.
Формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Выявление одаренных детей и продолжение работы с ними, а также вовлечение родителей воспитанников в процесс обучения конструированию и образовательной робототехнике.

\

По продолжительности: кратковременный.

По количеству участников: фронтальный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Участники: дети старшей группы, воспитатели.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Актуальность:

Педагогический коллектив детского сада  решает проблему обновления содержания образовательной деятельности. Основная идея, которой заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии. Проект «Робототехника в ДОУ» учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания.. После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора - в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать конструктор на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников основных навыков робототехники.

Задачи проекта:

Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике.

Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач.

Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, творческого).

Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Путь развития совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности. Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.

Так, как робототехника вписывается в конструктивистский подход к обучению и является педагогическим инструментом, предназначенным для развития познавательных ключевых компетенций детей старшего дошкольного возраста. В своей образовательной модели мы выделяем этапы освоения детьми робототехнической деятельности.

Освоение навыков робототехники дошкольников происходит в два этапа:

На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.

Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты.

Возрастная категория: с 5 до 7 лет

В частности, в образовательную деятельность по конструированию включены (LEGO EducationWeDo). Дети не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек. В совместной с педагогом деятельности воспитанники осваивают эталоны цвета, формы величины, развивают мелкую моторику.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рубаняк Т.Ю. Лего-конструирование и образовательная робототехника для дошкольников. (рекомендации для педагогов и родителей)

В буклете даны краткие рекомендации родителям и педагогам как использовать LEGO конструктор в развитии детей старше 3 лет....

Конспект мастер класса «Использование легоконструирование и робототехники в образовательной работе с дошкольниками».

  Цель: познакомить участников с внедрением Lego–конструирование и робототехники в образовательный процесс ДОО.Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке.Воспитатель: Здравствуйте у...

Проект образовательного события для дошкольников с использованием SMART - технологий

Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий....

Использование легоконструирования и робототехники в образовательной работе с дошкольниками

Использование LEGO-технологии в ДОО позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения ...