Проект по робототехнике в подготовительной группе детского сада "Инженерики".
проект (подготовительная группа)

Олеся Александровна Церяпкина

Практико-ориентировочный проект по робототехнике для подготовительной группы детского сада, расчитанный на один учебный год. Участниками проекта являются : воспитатель, дети подготовительной группы и их родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inzheneriki_1.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 388 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «МАЛЫШКА»

630027, Новосибирск, ул. Макаренко, № 8, тел./факс – 272 – 08 – 79

Проект

«Инженерики »

Автор проекта:

Церяпкина Олеся Александровна

Новосибирск 2020

Участники проекта – дети подготовительной группы (2019 – 2020 уч.год), воспитатель Церяпкина О.А, родители.

Тип проекта – практико-ориентировочный,  долгосрочный 1учебный год.

Актуальность проекта.

Как сделать в современном мире воспитательно-образовательный процесс интересным и увлекательным? Пожалуй, это один из самых серьезных и значимых вопросов, стоящих не только перед современным детским садом, но и в целом перед образованием. Зачастую у ребенка отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, отсюда идет снижение усвоения программного материала. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Вполне, если создать  ребенку такие условия, при которых он имел бы возможность совершать, хотя бы маленькие, но открытия.

Р​обототехника - это универсальный инструмент для дошкольного образования  в четком соответствии с требованиями ФГОС и подходит для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового поколения.

На сегодняшний день робототехника одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Можно ли представить жизнь в современном мире без механических машин. Вряд ли! Ведь именно благодаря роботам многие задачи человечества стали значительно проще в реализации, повысилась точность, ускорились темпы, увеличилось качество. В ближайшем будущем роботы станут составной частью повседневной жизни. На каждом шагу мы с вами сталкиваемся с роботами. Роботы повсюду.
В США, Японии, Корее, Китае, в ряде европейских государств робототехника развивается семимильными шагами. Уже с детского сада дети имеют возможность посещать клубы и инновационные центры, посвященные робототехнике. Япония - страна, где робототехника возведена в культ. Именно поэтому мы наблюдаем высокоскоростной технологический рост в стране. В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. Современные технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь, что справиться с компьютером или любой другой компьютерной игрушкой для наших детей не проблема. 

Немаловажным будет отметить, что применение робототехники в детском саду как инновационной методики обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.

Цель проекта: создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления с помощью программируемых игрушек.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о программируемых игрушках (Botley, робомышь, MATATALAB).
  2. развитие логического мышления.
  3. развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования). Развитие умения ставить цель и выбирать маршрут движения. развитие мелкой моторики, которая является одним из основных средств развития звукопроизношения и связной речи.
  4. развитие умения работать в команде. Развитие коммуникативных навыков.
  5. развитие умения считать.
  6. вовлечение родителей в работу с программируемыми игрушками.

Методы реализации проекта:

1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др.);

2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;

4.Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ;

5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (выполнение алгоритмических действий по образцу, упражнения по аналогу);

6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;

7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.

Принципы организации деятельности по робототехнике:

1. Принцип интенсивного восприятия - предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.

2. Принцип открытого общения. Педагог сообщает воспитанникам о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

3. Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.

4. Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

5. Принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития и воспитания.

Развивающая среда выстраивается на следующих принципах:

- насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;

- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

- вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

- доступность среды предполагает, доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;

- учета полоролевой специфики - обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

Основные формы работы с детьми: 

- наблюдения;

- беседы;

- постановки и решения вопросов проблемного характера;

- дидактические игры, обучающие и творчески развивающие ситуации;

- программирование, творческие исследования, соревнования;

- экскурсии.

 Основные формы работы с родителями: 

1. Консультации.

2. Беседы.

3. Наглядная информация : буклеты, памятки, консультации.

4. Привлечение родителей к пополнению развивающей среды (игровые коврики для робота «пчелы» разной тематики, костюмы и различные атрибуты для Bee-Bot).

5. Участие в конкурсах и выставках, в создании и пополнении мини музея в группе.

6. Мастер-классы. Презентации.

Ожидаемые результаты:

- ребенок овладевает навыками алгоритмизации и может использовать это с различными видами роботов;

-ребенок овладевает основами программирования, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;

 - ребенок способен выбирать пути решения поставленной задачи, участников команды, малой группы (в пары);

- ребенок обладает установкой положительного отношения к робототехнике, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

 - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном моделировании маршрута мини-роботов, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

- ребенок способен к принятию собственных решений по программированию, опираясь на свои знания и умения, умеет корректировать программы движения мини-роботов.

Планирование работы по проекту

Месяц

Мероприятие

Цель и задачи мероприятия

1.

Сентябрь

«Играй – отдыхай»

Работа с детьми.

Цель: Расширить представления детей об основах программирования через знакомство с мини роботом «робомышь».

 1. Познакомить детей с мини роботом и элементами ее управления.

 2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

3. Способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе.

2.

Октябрь

1. «Конкурс на лучший набор карточек по лексическим темам».

 Работа с родителями.

2. «Путешествие в страну Спортляндию».

Работа с детьми.

Цель: Приобщить родителей к развитию предпосылок прединженерного мышления детей путем создания методических материалов.

  1. Закрепление знаний по выбранной лексической теме
  2. Составление карточек с учетом индивидуальных интересов ребенка.

Цель: Дать представление детям о видах спорта,  используя мини-робота «Робомышь».

1.Учить составлять несложные программы для миниробота «робомышь».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, используя карточки задания по теме «Виды спорта».

3. Развивать коммуникативные навыки общения.

4.

5.

Ноябрь

«Новый друг»

работа с детьми

«Трансляция личного педагогического опыта».

(выступление на семинаре в ДОУ):

  1. Этапы развития прединженерного мышления с учетом возрастных особенностей детей.
  2. «Виды и разнообразие программируемых игрушек»

Робот Мышь, Робот Ботли, Робот Мататалаб.

Цель: Расширить представления детей об основах программирования через знакомство с мини роботом «Мататалаб».

  1. Познакомить детей с программируемой игрушкой «Мататалаб» и элементами ее управления.
  2. Познакомить с ее основными функциями, с особенностью работы и игры.

  3. Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

3. Способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе.

Цель: распространение педагогического опыта по внедрению программируемых игрушек в работу с детьми в детском саду.

  1. Расширить представления коллег об этапах развития прединженерного мышления детей с учетом возрастных особенностей.
  2. Расширить представления коллег о видах и разнообразии программируемых игрушек» Робот Мышь, Робот Ботли, Робот Мататалаб.

6.

Декабрь

Творческая мастерская с роботом Мататалаб.

Работа с детьми.

Цель: Раскрытие индивидуальных предпочтений ребенка путем возможности выбора деятельности с роботом.

  1. Формирование индивидуальных предпочтений ребенка при выборе деятельности.
  2. Дать возможность детям работать индивидуально, в паре или группами.
  3. Развитие фантазии, воображения и творческих способностей.
  4. Воспитывать толерантность, чувство сорадования у детей за успехи товарищей.

7.

Январь

Организация, участие в проведении Всероссийского конкурса в рамках фестиваля «Worldskils».

Работа с коллегами, с детьми, разработка методического материала.

Каталог «Познавательные танцы пчел».

Разработка методического материала, работа с детьми.

Каталог

«Танцы пчел». Разработка методического материала, работа с детьми.

Цель: Проведение соревнований – работа в качестве экспертов, ведущей. Разработка и изготовление заданий для команд-участников.

  1. Популяризация программируемых игрушек – логороботов Bee-Bot.
  2. Распространение личного опыта работы с логороботами Bee-Bot.
  3. Создание единого образовательного пространства.

Цель: Формирование прединженерного мышления детей дошкольного возраста и умения программировать робота пчелу Bee-Bot.

1.Развитие ориентировки в пространстве.

2. Расширение представлений детей о программируемых игрушках.

3. Развитие творческих способностей детей и педагогов.

Цель: Создание условий для формирования творческого подхода к использованию роботов пчел Bee-Bot.

  1. Формировать эмоционально-эстетическое восприятие.
  2. Развивать фантазию, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие.

Февраль

«Этот загадочный робот Ботли»

Работа с детьми

Викторина «Придумай задание для Ботли».

Работа с детьми.

Цель: Расширить представления детей об основах программирования через знакомство с мини роботом «Ботли».

1.        Познакомить детей с программируемой игрушкой «Ботли» и элементами ее управления.

2.        Познакомить с его основными функциями, с особенностью работы и игры.

3. Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

4. Способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе

Цель: Создание условий для самостоятельной и творческой деятельности, выражающейся в составлении заданий и их решений.

  1. Учить детей составлять задания и задачи для робота
  2.  Учить искать самостоятельно пути решения предлагаемых задач.
  3. Развитие ориентировки в пространстве.

Март

Экскурсия выходного дня в ТРЦ Сибирский молл – «Робополис»

Работа с детьми, с родителями.

Мини музей  

« Роботы рядом с нами».

Работа с детьми, родителями, коллегами.

Цель: Расширение представлений о новейших технологиях в сфере робототехники на всей планете.

  1. Познакомиться с роботами со всего мира.
  2. Подкрепление и развитие интереса по теме робототехника детей и их родителей.
  3. Расширение кругозора детей.

Цель: Оборудование небольшого пространства в группе детского сада, где представлена коллекция имеющихся роботов.

  1. Постоянное пополнение экспозиции силами родителей, детей и педагогов.
  2. Развитие интереса у детей и взрослых, что способствует росту эффективности образовательного процесса.
  3. Воспитывать бережное отношение к экспонатам мини музея.

Апрель

 «Увлекательный мир роботов».

Проведение мастер-класса для родителей

Цель: Расширение представлений о многообразии программируемых игрушек в детском саду, использование их на практике.

  1. Вовлечь родителей  образовательный процесс.
  2. Дать понимание того, то процесс должен быть непрерывным и систематическим.
  3. Сплочение и единение родителей и детей.

Май

«Много мы дорог прошли и друзей себе нашли».

Работа с детьми

Цель: Подведение итогов по работе с программируемыми игрушками.

  1. Выявить динамику развития знаний и умений воспитанников по теме.
  2. Сделать вывод о реальной значимости проекта.
  3. Выявить, на сколько полученные результаты соответствуют ожидаемым методом наблюдения за самостоятельной деятельностью с программируемыми игрушками воспитанниками группы.

Целенаправленное и систематическое обучение детей основам программирования развивает у них  инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности.  Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными потребностями.  На занятиях с использованием программируемых игрушек и в игре с ними у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Зимушка спортивная" в подготовительной группе детского сада.

Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей самые актуальные, а физкультурное оздоровительное направление - приоритетное в дошкольном образовании....

Статья "Создание проекта по толерантности в подготовительной группе детского сада"

В статье описывается план работы по созданию проекта по толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Проект "Мы- изобретатели" в подготовительной группе детского сада

В нашем детском саду каждая неделя посвящена определенной теме. Одна из недель января была посвящена теме изобретательства и фантазированию....

Проект "Азбука здоровья" для подготовительной группы детского сада

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, заклады...

Презентация проекта "Юный пешеход" в подготовительной группе детского сада

Презентация отражает содержание проектной деятельности по формированию навыков безопасной жизнедеятельности (ПДД) у детей подготовительного к школе возраста....

Важность использования робототехники в подготовительной группе детского сада

Чем полезно использование робототехники в подготовительной группе? И нужно ли оно? Какие возможности открываются перед детьми? Плюсы и минусы данной деятельности? Ответы на все эти вопросы содержатся ...

Проект тематической недели в подготовительной группе детского сада «Моя Родина - Россия. Конституция Российской Федерации»

Формировать представления детей о российской символике, том,  что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать; воспитывать чувство гордости за свою Родину, ...