Образовательная практика "Развивающая предметно-пространственная среда как средство работы с детьми с нарушениями речи"
методическая разработка

Варлыгина Анастасия Александровна

Предварительный просмотр:

Формат описания образовательной практики

  1. *Муниципальное образование

Российская Федерация, Красноярский край, Ачинский район

2.1. *Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение    

Ключинский детский сад «Звёздочка»

2.2. *Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава)

МКДОУ Ключинский детский сад «Звёздочка»

2.3. *Почтовый адрес (для позиционирования на карте):

- почтовый индекс

662174

- населенный пункт

поселок Ключи,

- улица (без указания ул., просп., пер. и т.п.)

Просвещения

- № дома

5 «а»

- строение/корпус

3. *Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации

https://ds-zvezdochka-klyuchi-r04.gosweb.gosuslugi.ru/obrazovatelnye-praktiki/

4. *Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику

Марченко Надежда Сергеевна – заведующий

5.*Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:

- рабочий телефон с кодом

 8(39151) 95-2-48

- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)

dskluchi@mail.ru; varlygina.nastyusha@mail.ru 

- мобильный телефон (желательно)

89237707523

6. *Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

Варлыгина Анастасия Александровна

7. *Укажите тип представленной образовательной практики (выбрать один из предложенных):

  • педагогическая практика

8. *Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта): 

       Практики развития дошкольного образования на муниципальном уровне и уровне образовательной организации.

9. *Название практики

Развивающая предметно-пространственная среда  как средство  работы с детьми с нарушениями речи

10. *Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)

Современные образовательные технологии, индивидуализация, инклюзия, субъектность, система работы, речевые нарушения, интеллект, успешность, развивающая среда

11. *На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

- дошкольное образование;

12. *На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

- воспитанники;

13. *Масштаб изменений

- уровень образовательной организации

14. *Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов

Дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу из общего числа детей, посещающих детские сады. Они испытывают трудности в понимании обращенной речи, имеют невысокий уровень развития словесно – логического мышления, а также низкий уровень самоконтроля. А недостаточная  сформированность познавательной и социальной мотивации осложняет освоение детьми коррекционной программы. Для решения данных проблем разработана практика  «РППС как средство  работы с детьми с нарушениями речи». В нашем детском саду 57 детей, из них более 50% имеют нарушение речи. На педагогическом совете было решено работать в данном направлении через организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития воспитанников. Создавая  развивающую среду, педагоги руководствуются возрастными и психологическими особенностями  дошкольников. Правильно  организованная развивающая предметно-пространственная среда в групповом помещении создает возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности;  помогает самоутвердиться в себе,  а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

14.1. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

        

 Реализация практики решает проблему  коррекции устной речи воспитанников в рамках взаимодействия всех специалистов в сельском детском саду.

        Цель: создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста через организацию и обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи:

1.Разграничить пространство групповой комнаты на зоны (развивающие центры),соответствующие каждой образовательной области;

 2.Разработать игровые и обучающие материалы по лексическим темам, включающие различные виды детской деятельности;

3.Стимулировать речевое развитие и творческое воображение через использование дидактических, игровых и учебных пособий и материалов, представленных в развивающих центрах.

        Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ТНР является развитие и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, как одного из инструментов, позволяющих более зримо представить учебный материал.

        

14.2. *Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?

Основным принципом применения практики при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ТНР,  была идея визуализации. Игра — это один из любимых видов деятельности дошкольников, именно в игре с регулярно изменяющейся средой у детей повышается интерес к познанию,  и максимально развиваются их способности, в том числе и речевые.

Правильная организация и своевременное изменение в содержании предметно-развивающей среде  при работе с детьми с нарушениями речи создает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

Детская деятельность в  правильно организованной среде  делает процесс обучения наглядным, даёт ребёнку целостное видение усваиваемой информации, способствует её пониманию и запоминанию, воспроизведению и использованию. Это благоприятно влияет на усвоение речевых навыков, повышению эффективности и ускорению коррекции речи.

Через организацию деятельности в любой игровой зоне  решаются цели и задачи из различных образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

 Организацию работы по развитию РППС  в детском саду  начинаю с младших групп. Изготовила многофункциональное пособие «дерево», которое решает образовательные задачи во всех областях, а так же активно применяю его на занятиях по развитию речи при пересказе сказок и при показе  театра. К концу младшей группы  дети уже самостоятельно развивают сюжет, показывают сказки друг другу. При самостоятельной деятельности у них проявляться творческая фантазия и выдумка. Развивающая предметно - пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Выделили основные этапы работы по созданию и применению РППС.

1 этап – предварительная работа – включает в себя: анализ условий, которые должны быть созданы для детей с ТНР в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

  • Подготовка и сбор материала для создания РППС.

2 этап – изготовление и создание игровых, развивающих и обучающих пособий и применение их в детской деятельности.

Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества. Создаются персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью образовательной среды и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания и обогащения игрового пространства каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).

Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс познания и игры.

  Работа в этом направлении также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору и изготовлению игрового и наглядного материала в домашних условиях, участию в конкурсах на лучшую семейную поделку, игру, пособие  и др.

Поэтому на 3 этапе – в процессе использования  материалов  в игровых и развивающих  зонах, наполнение развивающих центров изменяется в соответствии изучаемой лексической темой, в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей и их возможностей, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

14.3. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?

Предметно-пространственная среда группы делится на три зоны:

1. Зона умеренной активности – центр сенсорного развития «Развивай-ка»,

 «Центр макетирования», центр нравственно-патриотического воспитания «Наша Родина - Россия», центр «Грамотности», центр экспериментирования «Хочу всё знать!», «Юные экологи», центр речевого развития «Говорилка», «Мир книги».

 2. Зона средней активности - центр строительно-конструктивных игр «Мастера-умельцы», «Центр сюжетно-ролевых игр», центр ИЗО деятельности и детского творчества «Умелые ручки» центр ПДД «Зелёный огонёк», «Центр занимательных игр».

3. Зона повышенной активности – центр музыкального развития «Весёлые нотки», центр физического развития «В здоровом теле- здоровый дух», центр театральной деятельности «Золотой ключик», центр «Мы дежурим», «Центр трудовой деятельности».

Границы каждой зоны подвижны, они могут расширяться и трансформироваться, что побуждает детей проявлять интерес к занятиям сверстников, присоединяться к их деятельности.

14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?

1. Предметная среда группы, ориентированная на ребенка с ТНР.

2. Положительная динамика качества речи воспитанников с ТНР.

3.Личностное развитие воспитанника с ТНР, как залог его успешности и положительной социализации.

4.Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.

14.5. Укажите ссылки на задания, используемые в учебном процессе (только для практик направления «Модернизация содержания и технологий обучения: практики достижения и оценки функциональных грамотностей»)

14.6. Реализуется ли в Вашей образовательной организации программа по финансовой грамотности" (период реализации, опыт внедрения программы, результаты)? (только для практик направления «Содержание и методика преподавания основ финансовой грамотности (для образовательных организаций, реализующих программы по финансовой грамотности)»

15. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

        Для контроля и оценки качества речи воспитанников и оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения применяются наблюдение, беседа, тестовая методика обследования речи детей дошкольного возраста Е. С. Зайцева, В.К. Шептунова 2012г. Фиксация результатов проводится в речевой карте ребенка с ТНР.

Индикаторы и параметры измерения результативности реализации практики: динамика (положительная, отрицательная) качества речи, изменение времени (уменьшение, увеличение) коррекции, насколько быстро формируются осознанность применения речевых навыков.

        Развивающую среду  можно использовать как образовательное пространство  для развития речи и как средство стимулирования детей размышлять на заданную тему.

16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

Педагогу необходимо тщательного продумывать наполняемость игровых и обучающих зон с учетом особенностей и возможностей каждого воспитанника, при организации и наполняемости среды предоставлять свободу детям, и стараться активно включать родителей.

17. Что Вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (Ваши практические советы)?

18. *Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся Вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)

- консультационное сопровождение;

19. Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)

20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)

21. *При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)

нет

22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"

Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...

«Создание предметно-пространственной среда в группах у детей с нарушением речи».

В статье представлен опыт работы по созданию предметно - развивающей среды для развития детей с нарушением речи...

Предметно – пространственная среда в группе для детей с нарушением зрения.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает реализацию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое, физичес...

«Использование образовательного конструктора в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

         Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в со...

Содержание образовательной предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха.

В статье рассмотрены принципы и условия моделирования предметно-пространственной среды дошкольных групп для детей с нарушениями слуха, как одного из компонентов образовательной среды. Представлена акт...

«Наполнение и реализация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска».

laquo;Наполнение и реализация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №28 «Наде...

"Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с нарушениями речи"

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях: меняются требования общества к подрастающей личности и это требует организационных изм...