Мастер – класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Мастер – класс для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Архангельская СШ»

группа дошкольного образования

Мастер – класс

для педагогов

«Театрализованная деятельность,

как средство развития речи

детей дошкольного возраста»

Подготовила:  Медведева Н. А.

        Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

        Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.

Слайд 1

Цель моего мастер – класса  обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.

Слайд 2

Задачи:

  1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  2. Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках
  3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов

      4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.

В результате работы на мастер-классе участники:

  • Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.
  • Познакомятся с разными видами театра
  • Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

Оборудование: разные виды театров,  диски, ножницы, клей, прищепки, картинки смешариков, музыка. 

Основные этапы мастер-класса:

1.Вводная часть. Выступление по теме «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

2. Основная часть.  Изготовление театра на дисках и  мини-постановка «Смешарики на дороге».

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Слайд 3

 Ход мастер – класса

Актуальность темы.

 Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

      В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность - это  неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Слайд 4

При работе с детьми, я поставила перед собой цель: развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Слайд 5

Для реализации цели я определила ряд задач:

1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой,  со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.

3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение  общаться, развивать уверенность в себе.

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации  театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт,  показ сценок, участие в кукольных постановках.

Слайд 6

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы:                                                                                                                                    1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.                                                               5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.                                                              6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Слайд 7

В театрализованной деятельности использую такие формы организации

- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

- Театрализованное занятие

- Самостоятельная театрально-художественная деятельность

- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

- Посещение детьми театров

Слайд 8

Приемы развития речи:

1.Чтение художественной литературы.

2. Чистоговорки и скороговорки                                                                                                        3. Беседа                                                                                                                                                                                   4. Упражнения в употреблении речевых штампов (это слова и выражения, лишенные образности, эмоционально тусклые, значения которых затерты частым употреблением без учета контекста.) («Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Извинение». С целью закрепления и воспроизведения речевого штампа использовать сочетания речевого и неречевого действия. («Назови имя» играя в кругу с мячом)                                                                                                                            5. Постановка вопроса                                                                                                                     6. Дидактический рассказ с инсценировкой

7. Инсценировка диалога в стихах                                                                                                          8. Режиссерские игры

Слайд 9

Классификация театрализованных игр:

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.

   В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

    Слайд 10

 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».  «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Слайд 11- 12

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

-настольный кукольный театр «на плоской картинке»; «деревянный» настольный театр; «плоскостной»; «конусный»;

- театр «би-ба-бо», стендовый театр «фланелеграф»; «варежковый»; театр на руке «пальчиковый»

- верховые куклы на «гапите» (картинки с героями приклеенные на  полоску картона).

Слайд 13

Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.

На 1 этапе (младший дошкольный возраст) основными направлениями являются:

- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»)

- развитие ЗКР (звуковой культуры речи)                                                                                                                                              - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.

Слайд 14

На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте) основными направлениями являются:

- развитие коммуникативных навыков                                                                              - совершенствование речевого этикета

- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.

- развитие творчества, импровизации и перевоплощения

- совершенствование диалогической речи

Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы приступим к практической части.

 Слайд 15

«Театр - как средство формирования речи дошкольников» «Искусство актера заключается в речи и в движении тела» И. Гёте

Практическая часть

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Для успешной работы в группе создана предметно-развивающая среда: руками воспитателей и родителей оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров. Кукольный театр - это волшебный мир. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами любую роль.

Слайд 16

Я считаю,  что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках.

Слайд 17

Есть несколько вариантов театра на дисках:

  • сделать героев в виде аппликации;
  • нарисовать;
  • вырезать готовую картинку из книжки, журнала или найти нужного героя в интернете.

Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики».

Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.

Все очень просто: вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках.

Слайд 18   Вот герои и готовы, а теперь представление:

Сценарий спектакля по ППД.

Цель: пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников группы дошкольного образования.

Герои: Ёж, Нюша, Копатыч, Кар Карыч, Крош

 Оборудование:  изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»

Под фонограмму песни из мультфильма «Пластилиновая ворона» 

Покажем мы вам сказку. 
А может и не сказку. 
А может быть и мультик. 
Хотите посмотреть? 
О правилах движения. 
А может поведения
Ребята из дет сада
Пришли вам рассказать. 
Историю про девочек, 
А может и про мальчиков. 
Да, нет же про смешариков. 
Что ж приключилось там? 
А вы, друзья, послушайте. 
А лучше посмотрите. 
А мы сейчас расскажем вам. 
А может пропоем.

Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.

Ведущий: Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.

Ёж: До чего же скучно, братцы,
Каждый день в лесу слоняться.
Каждый день одно и то же.
Одичаем мы похоже?

Нюша: Где то город... суматоха...

Копатыч: Ну, а мне и здесь не плохо.
Вон, забот невпроворот:
Пчёлы, садик, огород.
Воздух, птички, лес - чудесно

Нюша: Фи! Как всё неинтересно.
Скукотища! Муть лесная!
Всё я в город уезжаю!

Копатыч: Это точно! Надо, братцы,
Нам из леса выбираться!
Не надолго, на чуть-чуть
Едем в город отдохнуть.

Ёж: Эй, Смешарики, вперёд!
Город нас к себе зовёт!
Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)

Кар Карыч: Не спеши. Необходимо
Знать основы ПДД.

Нюша: Это что за ерунда?

Кар Карыч: Масса правил есть друзья:
Это можно, то нельзя.
Где ходить разрешено,
Ну, а где запрещено.
Город - это не игрушки.
Навострите ваши ушки 
И послушайте урок!

Копатыч: Полно, Карыч, мой дружок!
Ты чего пугаешь нас?
Не в лесу же мы сейчас!
(Копатыч кричит из-за кулис)
Ай-я-яй! Какая жуть!
Помогите кто-нибудь!

Кар Карыч: Эй, Копатыч, я бегу!
Чем могу, тем помогу
(Убегает)

Капатыч: Ах, как больно и обидно!

Кар Карыч: А ещё должно быть стыдно!

Нюша: Мы ж в аварию пополи.
Очень-очень пострадали.

Копатыч: Ноги...

Нюша: Рученьки.

Вместе: Болят!

Кар Карыч: Ну, кто ж вам виноват?
Уж конечно не водители!

Вместе: Мы же.

Кар Карыч: Вы же нарушители!

Нюша: Что мы сделали не так?!                                                                                                                         Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак. 
Этот знак нам говорит:
Пешеходам путь закрыт!
Вы ж помчались по дороге
И … авария в итоге!
Пострадали вы и люди.

Нюша: Извините!

Копатыч: Мы не будем.

Нюша: Будем... правила учить,
Чтоб в беду не угодить.

Крош: А я слушаться не буду
Кара Карыча - зануду.
Мне всё это надоело -
Поучает то и дело!

Я на велике помчуся по дороге настоящей,
И расступятся машины, удивляясь: Кто такой!
И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,
И колючки засияют вмиг от скорости такой!

Нюша: Ёжик, ёжик ты чего?

Бараш: Твой поступок сей ужасен
И для общества - опасен!
Безобразия, друзья!
Так себя вести нельзя!

Крош: В этом городе все злючки.
Поломали мне колючки.
Покатался. Что ж такого?
Ну, не знал я... Ну, чес слово.
Ну, не буду больше я!
Ну, простите же меня!

Копатыч: Что ж, Кар Карыч, делать нам?

Бараш: Нарушенья тут и там.

Нюша: Город - это не для нас.

Крош: Пропадём, неровен час!

Кар Карыч: Ну, не так всё безнадёжно.
Всё, друзья, исправить можно.
Вам поможем, так и быть.
Будем правила учить.

(песня на мотив «Черный кот»)

Жил да был светофор на углу,

Подчинялись все люди ему.

Если красный горит, все стоят,-

Это знает любой из ребят.

Припев: говорят, не повезет,

Кто на красный свет

Дорогу перейдет,

А у нас наоборот-

На зеленый только

Сад наш и идёт!

Слайд 19  3. Рефлексия. 

Игра «Настроение»  При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к мастер-классу. Поднятая вверх одна рука – мастер-класс  понравился. Поднятые вверх обе руки – мастер-класс заинтересовал и поднял мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

«Мастер – класса для педагогов «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер класс предусматривает обмен опытом с коллегами по вопросу активизации речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры. Цель: Расширить представления к...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов  "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс на тему: «Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Артикуляционая гимнастика,изготовление с родителями тренажера для дыхательной гинастики....

Мастер-класс для педагогов «Теневой театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов «Теневой театр, как  средство развития речи детей дошкольного возраста»....

Мастер класс для педагогов "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель моего мастер – класса обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1.Позна...