Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация
Консультация для педагогов
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.
Другими словами, речь – это многообразная деятельность.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Знаменитый советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности детей дошкольного возраста. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Развитие речи детей – одна из основных задач образовательного процесса. Для развития связной и выразительной речи детей дошкольного возраста необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность.
Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином процессе.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны.
- Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
- Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
- Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
- Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
- В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Основные направления речевой работы в театральной деятельности:
- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Значение театрализованной деятельности
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
- дети получают эмоциональный подъём;
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
- позволяет формировать опыт социального поведения;
- стимулирует активную речь.
Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач:
- дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться;
- определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание);
- уметь пригласить зрителей и показать им спектакль;
- речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Достигнуть положительных результатов возможно организуя образовательный процесс с детьми: прежде всего в совместных видах деятельности (на занятиях, в общении, в игровой, художественной и познавательной практической деятельности).
На занятиях, а так же в нерегламентированной деятельности используются различные виды театрализованной деятельности:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- упражнения на развитие интонационной выразительности речи;
- логоритмические упражнения;
- театральные этюды;
- игры – драматизации;
- режиссёрские игры.
Отчет о постановке сказки «Кошкин дом»
Подготовительная речевая группа «Букварята»
Стихотворная сказка Самуила Маршака «Кошкин дом» так просто, доступно и наглядно рассказывает детям о нравственных ценностях , что со времени своего первого издания в 1922 году и по сей день служит источником вдохновения для педагогов.
В качестве поздравления на «День матери» мы использовали именно эту сказку. Мы как творческие педагоги, не могли пройти мимо этого шедевра детской литературы.
Цель: Овладение детьми речевыми средствами общения и развитие их творческих способностей.
Задачи: Расширить и активизировать словарь детей,
Развивать диалогическую речь, ее интонационную выразительность;
Закреплять знание детей о литературных произведениях и сказках, об их главных персонажей и героях.
Создать у детей позитивно-эмоциональный настрой;
Прививать стремление познать новое;
Воспитывать чувство товарищество, взаимопомощи.
Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом». Беседы. Заучивание текста. Разучивание танцев. Подготовка декораций и костюмов.
Оборудование: 1. Маски (шапочки) персонажей сказки «Кошкин дом»; 2. Декорации (дом -теремок, деревья, скамейка).
Герои: Дети: Кот Василий, кошка, козел, коза, петух, свинья, поросята, курица, цыплята, котята, пожарные, огонь.
В спектакле задействовали всех детей , роли распределяли в соответствии с речевыми особенностями и творческими способностями.
В связи с карантином, спектакль был снят на видео и представлен родителям, а так же показан детям старшей речевой группы. Запас впечатлений, который получили дети от спектакля, очень велик, а особенности их возраста требуют общения, совместного переживания.
Ребята снова и снова вспоминают отдельные эпизоды, яркие сцены, т. е. еще раз переживают спектакль. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей.
От родителей и коллег мы получили благодарственные отзывы и сами испытали положительные эмоции от своей работы.
Кемерово 2021год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений ...
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Разнообразить речевую практику детей в детском саду мне помогает театрализованная деятельность. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за сч...
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...