«Мастер – класса для педагогов «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Миносян Елена Владимировна
Мастер класс предусматривает обмен опытом с коллегами по вопросу активизации речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры. Цель: Расширить представления коллег о дидактических играх по развитию речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_tema_didakticheskie_igry_minosyan_e.v._.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 59"

 д. Новое Девяткино.

 

Конспект мастер – класса для педагогов

«Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Выполнил: Воспитатель Миносян  Е.В.

                                                                                             

 

 

2021


Цель: обмен опытом с коллегами по вопросу активизации речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры.

Задачи:

- обосновать актуальность выбранной темы;

- расширить представления коллег с вариантами дидактических игр по развитию речи дошкольников;

- способствовать сплочению коллектива.

Оборудование: мультимедийная установка.

Участники: педагоги и администрация ДОО.


Ход

Слайд 3

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас на своем мастер – классе. В качестве темы я выбрала следующую: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Обратимся же к сути данной проблемы, в корне которой лежит значительное увеличение воспитанников с нарушениями речи разной степени сложности. А ведь именно этот показатель является одним из ведущих при определении готовности ребенка к школе. Педагоги современных ДОО озадачены поиском средств, способных решить проблему развития речи своих воспитанников. На помощь приходит дидактическая игра.

слайд 4

Согласно педагогическому словарю, дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Касательно речевого развития ее функции таковы:

  • способствует обогащению словаря;
  • способствует формированию грамматического строя речи;
  • способствует развитию связной речи;
  • способствует совершенствованию звуковой культуры речи;
  • способствует развитию умения правильно выражать собственные мысли.

Предлагаю перейти к практической части и наглядно рассмотреть варианты дидактических игр, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста.

Слайд 5-6

Итак, приступим и рассмотрим варианты игр на каждый компонент развития речи.

  1. Обогащение словаря.

Д/и «Эстафета».

Цель: развитие глагольного словаря.

(участники встают в круг, ведущий держит палочку, произносит слово (существительное) и передает стоящему рядом коллеге, его задача подобрать глагол к этому существительному; если участник затрудняется, то он выбывает из игры)

Варианты слов: собака – бежит, лает, скулит, кусает, сторожит, воет; кошка – дремлет, мурлыкает, охотится, царапается, играет, мяукает)

Слайд 7

  1. Формирование грамматического строя речи.

Это одно из самых важных направлений. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, достаточно легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.

Дидактическая игра помогает усвоить все нормы родного языка без особых проблем.

Представляю игру «Накорми животное».

Цель: закрепление форм дательного падежа.

Вам понадобятся картинки с изображением животных и едой для них. Можно использовать как печатные картинки, так и интерактивное оборудование. 

(участники выполняют игру на экране)

Слайд 8

Я приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
Ваша задача составить фразы, используя подходящие картинки. 
При это важно обратить внимание детей на изменения в окончаниях слов. 

(Пример: тигру – рыбу и т. д.) 

Слайд 9

3. Перейдем к следующему блоку: развитие и совершенствование звуковой культуры речи. В этот блок входит ряд частных задач, таких как:

- развитие речевого слуха;

- обучение правильному звукопроизношению;

- овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

- выработка четкой дикции.

С целью развития речевого слуха, предлагаю поиграть в игру «Назови слово».

(участники образуют круг, ведущий становится в центр, бросает мяч участнику и называет любой согласный звук, задача участника вернуть мяч, назвав слово, начинающееся на этот звук)

Слайд 10

4. Последний блок - развитие связной речи детей.

Задача таких дидактических игр: научить детей правильно сочетать слова в устной речи, а также активизировать их коммуникативные навыки.

Поиграем в игру «Удивительное путешествие».

Я начинаю, а вы продолжаете:

- Друзья! Я приглашаю вас в удивительное путешествие! Наш корабль отправляется в Китай! (можно назвать любую страну)

- Что с собой возьмем?

(предложить кому-то спросить: «А на какую букву?»)

- На букву Т!

(далее по цепочке ведущий называет слова на эту букву: например, «Я беру с собой тапочки», «Я беру с собой термос» итд.)

- Первый отсек уже занят. Давайте заполнять следующий, на букву «М»!

(игра продолжается)

Слайд 11

На этом наша встреча подходит к концу.

А какие игры используете вы, уважаемые коллеги?

(обратная связь с участниками МК)

Спасибо за обратную связь, коллеги!

Слайд 12

В завершение я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую - то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

Спасибо за вашу активность, внимание и тягу к новым знаниям!

Наша встреча окончена!

Творческих вам успехов!

До свидания!

Список информационных ресурсов

1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

2. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», М: Школьная Пресса. 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов ДОО "Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста"

В рамках работы над годовой методической задачей: "Развитие речи ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Овладение речью, как средством общения детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковые игры, как средство развития речи  детей младшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов «Теневой театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов «Теневой театр, как  средство развития речи детей дошкольного возраста»....

Мастер–класс для родителей на тему: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер–класс для родителей на тему: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»Воспитатель: Шульженко Н.ВОрганизация: МДОАУ ДС « Тополёк» г...