Консультация с практическим включением «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии Синквейн».
консультация
Хотелось бы начать консультацию со слов выдающегося советского педагога – новатора, писателя Василия Александровича Сухомлинского.
«То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть для него интересным».
В чем же заключается актуальность темы.
Проанализировав результаты мониторинга детей средней группы, видим, что 4 детей показали низкий уровень по речевому развитию, это 14%. Дети с низким уровнем не умеют описывать предметы, изображенных на картине, не называют признаки, качества, действия предмета. С трудом составляют предложения разных типов, не понимают и с помощью взрослого употребляют обобщающие слова предметов. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому мы решили использовать в своей работе один из эффективных интересных методов создание нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Инновационность данной методики состоит в том, что синквейн помогает развивать самостоятельность, речевое творчество, поддерживать инициативность.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,
внимание, мышление;
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Основные этапы работы дошкольников с техникой синквейн – это.
Первый этап: подготовительный, где происходит создание речевой базы, уточнение, расширение, совершенствование словаря, знакомство со словами понятиями: слово- предмет, слово- признак, слово –действия, слово- ассоциация и происходит знакомство с символами этих слов.
Второй этап: основной, заключается в знакомстве с алгоритмом составления синквейна и формирование первоначального умения составлять синквейн.
Третий этап: практический, где происходит формирования умения и совершенствование навыка составления синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о семье, о настроении и многое другое.
Чтобы составить синквейн нужно в первую очередь познакомить детей с правилами составления синквейна .
Первая строка синквейна (верхушка ели)- это слова названия, в основном это имена существительные( Кто? или .Что?).
Вторая строка- это два слова признаки (прилагательные), отвечающие на вопрос (Какой? Какая?).
Третья строка- это слова действия предмета( глаголы), отвечающие на вопросы (Что делает?).
Четвертая строка- это предложение, состоящее из несколько слов.
Пятая строка- это обобщающее слово - ассоциация.
Уважаемые коллеги: давайте составим синквей- слова арбуз.
Задаем вопрос.
Что? Арбуз |
Какой? Сладкий, круглый |
Что делает? Растет |
Предложение. Сладкий арбуз растет в огороде. |
Ягода. Ассоциация- лето. |
Практическая часть.
Первое задание: У вас на столах лежат предметные картинки: апельсин, кукла, машина, мяч, самолет, дерево, карандаш, книга. Составьте синквейн.
Второе задание. Нужно составить рассказ, используя слова из синквейна.
Кто? Белка. Белка пушистая, рыжая. Что делает белка? Прыгает, лазает. Рыжая белка живет в дупле. Белка дикое животное. Составляем рассказ.
Кто? Заяц. Белый, маленький. Что делает? Прыгает, убегает. Маленький заяц убегает от волка. Дикое животное. Составляем рассказ.
Что? Поезд. Большой, длинный. Что делает? Мчится, едит, стучит. Длинный поезд мчится по рельсам. Транспорт.
Что? Роза. Красивая, колючая. Что делает? Растет, пахнет, цветет. Красивая роза цветет на клумбе. Растение. Лето.
Мы убедились в том, что используя Синквейн, можно составить небольшой рассказ.
Третье задание. Нам нужно проанализировать не полный синквейн для определения отсутствующей его части.
- Растет, стоит, белоствольная, красивая, русская. Я любуюсь стройной …. Ассоциация: дерево. (Береза).
- Бьется, искрится, яркая, опасная, красивая. Я боюсь…. Ассоциация: явление природы. (Молния, гроза).
- Падает, холодный, скрипучий, белый. Всю землю застелил белый… Ассоциация: явление природы. (Снег).
- Сыпучий, сладкий, тает, скрипит. Девочка положила в чай ложку сладкого …. Ассоциация: продукт питания. (Сахар).
Четвертое задание.
Мы можем составить синквейн по прослушанному рассказу или сказке. Сказка «Заюшкина избушка». Нужно охарактеризовать героев этой сказки. (Лиса, петух, медведь, собака). Составить синквейны об этих персонажей.
Пятое задание.
Составьте синквейн на любую тему, используя алгоритм составления синквейна.
Подведём итог: Синквейн- это средство творческого самовыражения, это игровой способ самообогащения речи, увлекательное занятие. И благодаря этой технологии каждый дошкольник сможет почувствовать себя гением, творцом. Скажите, пожалуйста, где бы вы могли применить эту технологию в своей деятельности? (В занятии, на рефлексии, в индивидуальной работе с детьми и для закрепления лексических тем). Составим, уважаемые коллеги, синквейн о сегодняшней консультации. Первое слово будет Что? (Консультация). Ваше отношение к консультации. Ассоциация. Спасибо за внимание, творческих вам успехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация с практическим включением «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии Синквейн».
Хотелось бы начать консультацию со слов выдающегося советского педагога – новатора, писателя Василия Александровича Сухомлинского.
«То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть для него интересным».
В чем же заключается актуальность темы.
Проанализировав результаты мониторинга детей средней группы, видим, что 4 детей показали низкий уровень по речевому развитию, это 14%. Дети с низким уровнем не умеют описывать предметы, изображенных на картине, не называют признаки, качества, действия предмета. С трудом составляют предложения разных типов, не понимают и с помощью взрослого употребляют обобщающие слова предметов. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому мы решили использовать в своей работе один из эффективных интересных методов создание нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Инновационность данной методики состоит в том, что синквейн помогает развивать самостоятельность, речевое творчество, поддерживать инициативность.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,
внимание, мышление;
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Основные этапы работы дошкольников с техникой синквейн – это.
Первый этап: подготовительный, где происходит создание речевой базы, уточнение, расширение, совершенствование словаря, знакомство со словами понятиями: слово- предмет, слово- признак, слово –действия, слово- ассоциация и происходит знакомство с символами этих слов.
Второй этап: основной, заключается в знакомстве с алгоритмом составления синквейна и формирование первоначального умения составлять синквейн.
Третий этап: практический, где происходит формирования умения и совершенствование навыка составления синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о семье, о настроении и многое другое.
Чтобы составить синквейн нужно в первую очередь познакомить детей с правилами составления синквейна .
Первая строка синквейна (верхушка ели)- это слова названия, в основном это имена существительные( Кто? или .Что?).
Вторая строка- это два слова признаки (прилагательные), отвечающие на вопрос (Какой? Какая?).
Третья строка- это слова действия предмета( глаголы), отвечающие на вопросы (Что делает?).
Четвертая строка- это предложение, состоящее из несколько слов.
Пятая строка- это обобщающее слово - ассоциация.
Уважаемые коллеги: давайте составим синквей- слова арбуз.
Задаем вопрос.
Что? Арбуз |
Какой? Сладкий, круглый |
Что делает? Растет |
Предложение. Сладкий арбуз растет в огороде. |
Ягода. Ассоциация- лето. |
Практическая часть.
Первое задание: У вас на столах лежат предметные картинки: апельсин, кукла, машина, мяч, самолет, дерево, карандаш, книга. Составьте синквейн.
Второе задание. Нужно составить рассказ, используя слова из синквейна.
Кто? Белка. Белка пушистая, рыжая. Что делает белка? Прыгает, лазает. Рыжая белка живет в дупле. Белка дикое животное. Составляем рассказ.
Кто? Заяц. Белый, маленький. Что делает? Прыгает, убегает. Маленький заяц убегает от волка. Дикое животное. Составляем рассказ.
Что? Поезд. Большой, длинный. Что делает? Мчится, едит, стучит. Длинный поезд мчится по рельсам. Транспорт.
Что? Роза. Красивая, колючая. Что делает? Растет, пахнет, цветет. Красивая роза цветет на клумбе. Растение. Лето.
Мы убедились в том, что используя Синквейн, можно составить небольшой рассказ.
Третье задание. Нам нужно проанализировать не полный синквейн для определения отсутствующей его части.
- Растет, стоит, белоствольная, красивая, русская. Я любуюсь стройной …. Ассоциация: дерево. (Береза).
- Бьется, искрится, яркая, опасная, красивая. Я боюсь…. Ассоциация: явление природы. (Молния, гроза).
- Падает, холодный, скрипучий, белый. Всю землю застелил белый… Ассоциация: явление природы. (Снег).
- Сыпучий, сладкий, тает, скрипит. Девочка положила в чай ложку сладкого …. Ассоциация: продукт питания. (Сахар).
Четвертое задание.
Мы можем составить синквейн по прослушанному рассказу или сказке. Сказка «Заюшкина избушка». Нужно охарактеризовать героев этой сказки. (Лиса, петух, медведь, собака). Составить синквейны об этих персонажей.
Пятое задание.
Составьте синквейн на любую тему, используя алгоритм составления синквейна.
Подведём итог: Синквейн- это средство творческого самовыражения, это игровой способ самообогащения речи, увлекательное занятие. И благодаря этой технологии каждый дошкольник сможет почувствовать себя гением, творцом. Скажите, пожалуйста, где бы вы могли применить эту технологию в своей деятельности? (В занятии, на рефлексии, в индивидуальной работе с детьми и для закрепления лексических тем). Составим, уважаемые коллеги, синквейн о сегодняшней консультации. Первое слово будет Что? (Консультация). Ваше отношение к консультации. Ассоциация. Спасибо за внимание, творческих вам успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/05/picture-640488-1433498679.jpg)
Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/06/picture-653659-1688645909.jpg)
Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ»
Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/06/picture-653659-1688645909.jpg)
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ
Практическая значимость: технология ТРИЗ совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: испо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-199147-1360322290.jpg)
Педагогический проект « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ»
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТАВ последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способно...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ
Речь в жизни социума выполняет многочисленные функции, такие как коммуникация, передача жизненного опыта, регуляция действий и особенностей поведения. Чтобы выполнять эти функции, речь должна быть раз...
Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества
Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1380635-1643120681.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование."
Обобщение опыта работы по теме:"Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование." Введение«Изучая родной язык, ребен...