Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ
статья по развитию речи
Речь в жизни социума выполняет многочисленные функции, такие как коммуникация, передача жизненного опыта, регуляция действий и особенностей поведения. Чтобы выполнять эти функции, речь должна быть развита на должном уровне, а для этого, как известно, должны быть созданы определённые условия.
Общение детей являет собой процесс яркий и эмоциональный. При общении у детей наблюдается до десяти раз больше различных невербальных проявлений. Разговаривая друг с другом, дети используют непредсказуемые сочетания слов и звуков. Общаясь же со взрослыми, ребёнок более скромен. Это можно объяснить тем, что при общении со взрослым человеком, ребёнок ждет оценки своих действий или получения новой информации, так как взрослый является для ребенка примером, эталоном.
Каким образом можно развить связную, грамотную речь и как сделать ребенка равноправным участником речевой коммуникации? Ответ на этот вопрос был найден в процессе применения высокоэффективной технологии ТРИЗ-РТВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi.docx | 16.19 КБ |
moy_uspeshnyy_proekt.zip | 984.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ
Речь в жизни социума выполняет многочисленные функции, такие как коммуникация, передача жизненного опыта, регуляция действий и особенностей поведения. Чтобы выполнять эти функции, речь должна быть развита на должном уровне, а для этого, как известно, должны быть созданы определённые условия.
Общение детей являет собой процесс яркий и эмоциональный. При общении у детей наблюдается до десяти раз больше различных невербальных проявлений. Разговаривая друг с другом, дети используют непредсказуемые сочетания слов и звуков. Общаясь же со взрослыми, ребёнок более скромен. Это можно объяснить тем, что при общении со взрослым человеком, ребёнок ждет оценки своих действий или получения новой информации, так как взрослый является для ребенка примером, эталоном.
Каким образом можно развить связную, грамотную речь и как сделать ребенка равноправным участником речевой коммуникации? Ответ на этот вопрос был найден в процессе применения высокоэффективной технологии ТРИЗ-РТВ.
Автором технологии является учёный, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. В нынешнее время, это лидирующая мировая технология по развитию творческих способностей у детей. Она позволяет стимулировать детей к использованию непредсказуемых идей, избеганию шаблонного образа мысли. Главная мысль теории Альтшуллера гласит: технические решения возникают и развиваются по определённым законам, которые можно познать и использовать для достижения целей без множества пустых проб.
Данная технология используется для развития в детях познавательной активности, единого мышления, творческого воображения, учит детей справляться с противоречиями и помогает в развитии речи детей дошкольного возраста. Основной формой обучения по технологии ТРИЗ-РТВ является система творческих задач. В процессе игры со словом, дети лучше понимают родной язык, его лексические формулы, сами учатся грамотно формулировать свои высказывания.
Основными целями ТРИЗ-образования для детей дошкольного возраста являются формирование связной речи на основе использования творческого мышления для продуктивной деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
К методам и приёмам ТРИЗ относятся: мозговой штурм, метод каталога; метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод синектики (аналогий), метод маленьких человечков, метод эвроритм, системный оператор, метод Робинзона Крузо, типовые приёмы фантазирования, приемы сочинения сказок, игры на развитие системного мышления, составление загадок.
Деятельность педагога по развитию связной речи детей дошкольного возраста включает несколько этапов:
1 этап (накопление опыта). Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений становятся пусковым механизмом в становлении речевого творчества детей.
Для этого организуются игры, которые нацелены на развитие творческого воображения. Дети учатся системно мыслить, находить общие черты предметов и явлений, выделять отличия, части предметов, с помощью игр: «Кто в чём?», «Кто кем был?», «Кто кем стал?», «Кто откуда?», «Что от чего?» и др.
Также на этом этапе применяется игра по принципу объединения: «Что общего?», выведение итогов по разным параметрам «Морфологический анализ». Игры на классификацию предметов, развивающие фантазию «С чем это схоже?», не менее ценны и типовые приемы фантазирования (приемы РТВ): увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, оживление-окаменение.
Технология системного анализа «Системный оператор» дает заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям, определить прошлое и будущее предмета. Также выполняется работа по усвоению модели имя признака - значение имени признака, через игры: «Поиграем со временем», «Раз, два, три - признак назови», «Найди ошибку» и т. п.
2 этап (процесс детского творчества). Метод каталога - построение связного текста сказочного содержания с помощью случайно выбранных персонажей. Благодаря этой технологии дети учатся обдуманно составлять связный текст по определённому алгоритму, где добро в итоге побеждает зло.
3 этап - появление новой продукции. Полагаясь на полученные знания, дети учатся находить выход из любой ситуации. В этом случае педагог лишь наблюдает и задаёт направление деятельности. Например, создаются ситуации, которые провоцируют детей на самостоятельную познавательно-исследовательскую, художественно-речевую, художественно-продуктивную, игровую деятельность. Дети сами выбирают свой уровень в данной деятельности, а также средства и материалы, которыми будут пользоваться. Задача педагога состоит в содействии творческому процессу, в позволении обсуждать ситуацию и находить нестандартные решения.
При построении занятий с использованием технологии ТРИЗ-РТВ педагог должен следовать определённым принципам. Например, позволять высказывать своё мнение, свободно обсуждать ситуацию в доступной форме, включать все доступные механизмы мышления ребёнка и способы восприятия, стимулировать творческую деятельность, получать по завершении каждого занятия продукт деятельности.
Развитие связной речи детей до 7 лет предполагает единый подход: умение видеть объект как целое, состоящее из частей, или так, будто объект сам является часть чего-то большего. Для решения данной задачи стоит использовать такой метод ТРИЗ, как системный оператор.
Использование методов ТРИЗ-РТВ способствует, с одной стороны стимуляции познавательной деятельности детей, созданию мотивационных установок на проявление творчества, гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности, а с другой созданию условий развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, омонимами и антонимами), развитию связной речи, осмысленности построения лексико-грамматических конструкций.
Говорить – значит применять для коммуникации устную речь, выражать свои мысли вербально. Все педагоги, в чьих группах занятия проводились с использованием методов ТРИЗ, отмечают в качестве результата очень хороший уровень развития воображения и речевого развития. Дети с явным интересом относятся к каждому творческому заданию, быстро включаются в занятия, раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому использование этих методов и приёмов является результативным.
Иначе говоря, результативность использования приемов ТРИЗ-технологий в процессе развития связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас находятся в зоне ближайшего развития».
Технологии ТРИЗ-РТВ отличаются высокой эффективностью, в их основе лежит точный алгоритм к действию, всегда приводящий к ожидаемым результатам, позволяя вырастить из детей изобретателей, способных во взрослой жизни предлагать новые решения и идеи. Кроме того, предложенные методы универсальны и применимы в любой области педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ»
Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ&raq...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ
Практическая значимость: технология ТРИЗ совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: испо...
Педагогический проект « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ»
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТАВ последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способно...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования
Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивае...
Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"
Консультация направлена на повышение информативности родителей о возможностях применения ЛЕГО-конструирования в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей с ОВЗ. "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO - конструирования.
Развитие речи ребёнка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основной всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечива...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования регионального компанента
В статье представлена парциальная программа по речевому развитию старших дошкольников....